Тема 13 Специфические законы социальной организации
(семинар, 2 часа)
Цель:исследование специфических законов социальной организации, их основных принципов и роли в управлении организацией, формирование понимания взаимосвязи закона композиции и пропорциональности с другими законами организации.
План
1. Специфические законы организации, их значение для организации.
2. Виды специфических законов социальной организации, их характеристика.
3. Принцип оптимального сочетания законов организации как условие их эффективного использования для достижения цели.
4. Роль специфических законов организации в повышении эффективности деятельности социальной организации.
5. Значение специфических законов для управления социальной организацией.
Литература: [1, 3, 6, 7, 8, 10-15, 24, 27, 35, 41, 44, 46, 47, 48-54].
Раздел 4 Организационные принципы
Тема 14 Принципы статической и динамической организации
(семинар, 2 час)
Цель: изучение принципов статического и динамического состояния социальной организации, формирование у студентов понимания противоречивости и ситуативной обусловленности их действия.
План
1. Статическое и динамическое состояние социальной организации, характеристика «статических» и «динамических» этапов жизненного цикла организации.
2. Основные принципы функционирования статической и динамической организации, их противоречивый характер
3. Принципы приоритета, соответствия и оптимальности для статической и динамической организации.
4. Принципы прямоточности, ритмичности , пропорциональности, синхронизации для статической и динамической организации.
5. Возможности адаптации статической и динамической организации к изменениям внешней среды.
6. Оценка рефлексивных способностей статической и динамической организации
7. Виды структурной патологии организации, причины возникновения и способы устранения..
Литература: [1, 3, 6, 7, 8, 11, 15, 35, 40, 41, 44, 46, 47, 48-54].
Тема 15 Принципы рационализации
(семинар, 2 час)
Цель: изучение принципов рационализации для социальной организации, формирование у студентов понимания их роли в деятельности организационных систем и повышении качества управленческого и исполнительского труда.
План
1. Принципы рационализации, их сущность и основа, взаимосвязь с законами организации.
2. Основные направления рационализации деятельности организационных систем и способы их реализации.
3. Повышение качества управленческого и исполнительского труда как результат реализации принципов рационализации.
4. Кружки качества, их роль в активизации человеческих ресурсов, снижении издержек, повышении производительности труда.
5. Принципы рационализации и система менеджмента качества.
6. Российские и международные стандарты качества, их характеристика.
7. Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности.
8. Управленческое консультирование, его назначение и виды.
Литература: [1, 3, 6, 7, 8, 11, 15, 24, 31, 35, 41, 46, 47, 48-54].
Раздел 5 Процессы и подсистемы организации,
Их характеристика
Тема 16 Организация и управление
(семинар, 2 час)
Цель – закрепление теоретических знаний по управлению организацией и ее подсистемами, развитие навыков анализа организационной структуры предприятия.
План
1. Система управления организацией, ее составляющие. Управляющая и управляемая подсистемы организации.
2. Процесс управления организацией.
3. Принципы управления, цели и задачи и функции управления.
4. Методы управления организацией.
5. Организация как функция управления, ее содержание
6. Структурно-функциональный подход к организации.
7. Централизация и децентрализация управления: преимущества и недостатки.
8. Виды организационных структур, их сравнительная характеристика, факторы, определяющие выбор структуры организации.
9. Сетевые организации, их виды (внутренние рынки, стабильная сеть и динамичная сеть), основные характеристики и сферы эффективного применения.
Литература: [1-3, 4-12, 13-19, 21, 23-25, 27, 29, 30, 31, 33, 35, 36, 37, 39-45, 46, 47, 48-54].
Тема 17 Организационная культура
(тематическая дискуссия, 2 часа)
Цель: закрепление изученного материала по теме «Организационная культура».
Тематическая дискуссия проводится на основе проработки материалов, учебной литературы, статей и других источников информации, в том числе интернет ресурс.
Подготовка к тематической дискуссии и участие в ней осуществляется как индивидуально, так и путем создания малых групп.
Вопросы для обсуждения
1. Что представляет собой культура организации?
2. Какие компоненты включает организационная культура?
3. Чем обусловлено многообразие подходов к изучению организационной культуры?
4. Классификация и типология организационных культур. Характеристика видов и типов организационной культуры, их достоинства и недостатки.
5. Какова роль организационной культуры в достижении целей организации, выполнении ею задач и функций.
6. Какое значение имеет организационная культура для управления организацией?
7. Проблема существования субкультур и контркультур в культуре организации.
8. Как проявляются национальные особенности в организационной культуре?
Литература: [1-3, 4-12, 13-19, 21, 23-25, 27, 29, 30, 31, 33, 35, 36, 37, 39-45, 46, 47, 48-54].