Мониторинг чрезвычайных ситуаций
Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема СМП ЧС) утверждено приказом МЧС России от 04.03.2011 № 94.
Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
1) осуществление работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
2) определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;
3) выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
К основным функциям указанной подсистемы относятся:
а) организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
б) сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателей риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
в) осуществление мониторинга и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций;
г) проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
д) координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
е) выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценка эффективности реализации комплекса мер по предупреждению и снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций;
ж) разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
з) информационное обеспечение органов управления РСЧС прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и) создание специализированных информационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
к) обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
л) методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.
на каждом уровне (федеральном, межрегиональном и региональном) функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Функциональная подсистема СМП ЧС на федеральном, региональном и территориальном уровнях действует в следующих режимах:
1) режим повседневной деятельности;
2) режим повышенной готовности;
3) режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 08.11.2013 № 1007 силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органы защиты и общественных объединений осуществляют в пределах своей компетенции:
1) наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
2) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
3) санитарно-карантинный контроль;
4) социально-гигиенический мониторинг;
5) медико-биологическую оценку воздействия на органы человека особо опасных факторов физической и химической природы;
6) государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
7) государственный мониторинг атмосферного воздуха;
8) государственный мониторинг водных объектов;
9) государственный мониторинг радиационной обстановки;
10) государственный лесопатологический мониторинг;
11) государственный мониторинг состояния недр;
12) сейсмический мониторинг;
13) мониторинг вулканической активности;
14) мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;
15) федеральный государственный экологический надзор;
16) карантинный фитосанитарный мониторинг;
17) контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;
18) контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;
19) контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства;
20) контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
21) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.