Становление и развитие налоговой системы (НС) РФ
До 1992 года НС РФ носила упрощенный конфискационный характер (в НП – вся неизрасходованная прибыль изымается государством). Правомочно применялось не налоговое регулирование, а административные методы.
С 1992 года действует современная НС (на основе равенства форм собственности). Необходимость заставила создать ряд структур, контролирующих экономическую безопасность государства в налоговой сфере. (с 1992 по 2000 гг. ГНС (гос.нал.служба); с 2000 по 2005 – Министерство по налогам и сборам; с 2005 – ФНС при Минфине; с 1993 по 2003 гг. – налоговая полиция, сейчас – МВД)
НС постоянно изменяется исходя из экономических возможностей государства и потребностей налогоплательщиков. (оперативное изменение таможенных платежей на энергоресурсы; ЕСН)
Налоговая политика
Налоговая политики – это действовавшая, действующая или планируемая налоговая система. Она определяется на следующий год в конце текущего (при принятии бюджета, т.к. налоговые доходы определяют доходы бюджета.)
Современные изменения налоговой политики по степени значимости можно сгруппировать:
1. коренные – 1992 г. (современная НС)
2. значительные – с 1999 г. по настоящее время (не все налоги в НК)
3. вынужденные оперативные – в течение года (изменение тарифов и налогов, исходя из состояния мировой экономики: пошлин на нефть, в зависимости от ее цены.)
Классификация органов налогового контроля
К органам налогового контроля по НК относятся (только исполнительные органы власти):
- Минфин (управление по фин.бюджетному надзору)
- ФНС
- МВД
- таможня
- подразделения гос.внебюджетных фондов (в 2010 г. ПФ и Соцстрах заключили договор о совместном проведении проверок)
Все ветви власти занимаются налоговым контролем:
1. законодательные – принимают, изменяют, отменяют налоги и механизмы из проверок.
2. cудебные – вносят решения по налоговым спорам (для юр. лиц – арбитраж, для физ.лиц – общие юрисдикции, мировые)
3. налоговые – ФНС с ее территориальными подразделениями
4. специальные органы налогового контроля – МВД, таможня (МВД - только уголовнонаказуемые налоговые правонарушения; таможня – только платежи при пересечении границ)
5. негосударственные органы – аудиторские фирмы (основной раздел аудиторского заключения – взаимоотношения с бюджетом)
Структура налоговых органов
Структура носит территориально-отраслевой характер (территория – закрепление налогоплательщиков за инспекциями по месту регистрации; отрасль – подчинение нижестоящих вышестоящим). Носит 3х уровневый характер:
1. центральный аппарат – контролирует поступления федерального бюджета, выпускает методики, координирует деятельность региональных управлений (имеет в составе в составе 15 отраслевых инспекций по особо крупным налогоплательщикам: Мордовспирт)
2. Региональное управление (УФНС РФ по РМ) контролирует региональные бюджеты, организовано оно по принципу налогов (название отделов по названиям налогов: НП, имущественные или их совокупности косвенные налоги). Координирует деятельность инспекции
3. Инспекции
Налоговая инспекция – основное звено налогового контроля
Инспекция является основным звеном налогового контроля т.к. только она осуществляет работу с налогоплательщиками (регистрирует, принимает отчетность, контролирует). Организовано по признаку проверок (отделы камеральных и выездных налоговых проверок; до 2003 г. – юр. и физ.лиц)
(В РМ до 2002 г. в каждом районе была своя инспекция, с 2002 г. межрайинспекции, одна Ленинская районная, с 2005 г. – еще и Октябрьская)
Налогоплательщики: их права и обязанности
Налогоплательщики – это юр. и физ.лица, на которых возложена обязанность правильно исчислять и своевременно уплачивать налоги (по НК 2 категории, фактически 3 – предприниматели, у которых за 3 месяца доход свыше 2 млн. уплачивают НДС, т.е. налоги и с юр. и физ.лиц)
Права (ст. 21 – около15):
1. получать от налоговых органов в письменной форме ответы на запросы (если ответ неправильный, налогоплательщик ответственности не несет );
2. присутствовать при проведении проверок;
3. обжаловать результаты проверок.
Обязанности (ст. 23 – около 12)
1. регистрироваться в налоговом органе
2. вести учет и сохранять его данные в течении 4х лет.
3. Предоставлять информацию работникам налоговых органов.
Налоговые органы: их права и ответственность
Права налоговых органов (НО) корреспондируются с обязанностями налогоплательщиков (требуют…, контролируют…, проверяют…), а также имеют ряд прав при проведении выездных проверок (выемка документов, арест расчетного счета, инвентаризация).
НО могут нести материальную ответственность за счет федерального бюджета по решению суда в случае нанесения ущерба налогоплательщику. (возврат налогоплательщику ранее взысканных средств – не ответственность, т.к. деньги налогоплательщика)
Работники НО и НК материальную ответственность не несут, но могут нести по общегражданскому законодательству как лица, нанесшие ущерб деятельности предприятия.