Формы взаимодействия рф и ее субъектов 15 страница

Конституционные гарантии прав и свобод — это разновидность правовых гарантий, содержащихся в нормах конституционного права, обладающих общими для всех юридических гарантий признаками:
а) закреплены в правовых актах; б) обеспечиваются нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов; в) имеют регламентирован­ный в праве способ применения. Особенность кон­ституционных гарантий — закрепление наиболее существенных из них в Конституции РФ. Эти гарантии имеют в основном общий характер
и опираются в большей части на специальные нормы, закрепленные
в законодательных актах других отрас­лей права. Они универсальны и охватывают своим воз­действием все сферы реализации прав и свобод чело­века и гражданина. Виды конституционных гарантий: гарантии-принципы; обеспечительные; стимулирующие; охранительные; га­рантии защиты; общие и специальные (юридические); судебные и внесудебные и др.

Специальные конституционные гарантии: государственная защита прав и свобод; защита прав и свобод органами местного самоуп­равления (ст. 130 Конституции); защита прав и свобод общественными объедине­ниями и профессиональными союзами, правозащитны­ми организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48); самозащита прав и свобод человека и гражданина; международные гарантии прав и свобод человека
и гражданина.

Важное место в системе несудебных органов, осуществляющих защиту прав граждан, зани­мает институт Уполномоченного по правам человека.

Студентам рекомендуется проанализировать содержание ФКЗ
«Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г., определив статус Уполномоченного по правам человека, его функции и полномочия.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

При изучении вопросаследует исходить из содержания ч. 1 ст. 45 Конституции «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществляя их регулирование.

В настоя­щее время в России сложилась система государственных органов и должностных лиц государства, правомочных осу­ществлять защиту прав и свобод личности право­выми средствами 1) Президент РФ как гарант прав и свобод граждан. При Президенте РФ создана Комиссия по пра­вам человека; 2) Федеральное Собрание при осуществлении законодательной деятельности глав­ным ориентиром становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неот­чуждаемые права человека любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции); перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 1, 2 ст. 55 Конституции); 3) обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входят в число полномочий Правительства РФ, которое осуществляет ме­ры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и обществен­ного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции РФ); 4) особое место в системе органов, обеспечивающих защиту прав человека, занимает деятельность Конституционного Суда РФ; 5) защита прав и свобод человека осуществляется правоохранительными органами (прокуратура, органы юстиции, органы внутренних дел и др.).

Студентам рекомендуется актов определить рассмотреть полномочия указанных органов по осу­ществлению защиты прав и свобод личности

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД

Конституция РФ в качестве форм защиты прав и сво­бод человекапредусматривает защиту прав и свобод органами местного самоуп­равления (ст. 130); защиту прав и свобод общественными объедине­ниями и профессиональными союзами, правозащитны­ми организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48). Рекомендуется рассмотреть указанных органов и организаций по защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим целесообразно проанализировать федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
«Об общественных объединениях».

Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать следующий вывод: местные органы имеют дос­таточно большие полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Органы местного самоуправления наиболее приближены из всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направ­ленные на недопущение нарушений прав граждан и на защиту и восстановле­ние нарушенных прав. По мнению Л.Ю. Грудицыной, превентив­ная защита имеет наибольшее значение, так как позво­ляет не только не допустить самого нарушения чьего-либо права, но и обеспечить стабильность и неруши­мость прав граждан всего муниципального образова­ния[146].

Следующим звеном в конституционном меха­низме защиты прав и свобод человека является защита прав и свобод общественными объединениями, про­фессиональными союзами и правозащитными органи­зациями. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы.

Не менее важную роль в системе защиты прав граж­дан играют профессиональные сообщества адвокатов. Адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональ­ной основе лицами, получившими статус адвоката (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Фе­дерации»[147]). Она не является предпринимательской и на­правлена на защиту прав, свобод и интересов граждан, на обеспечение доступа их к правосудию.

4. САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

При изучении вопроса следует исходить из того, что наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (в ч. 2. ст. 45 Конституции).

Самозащита - один из способов защиты нарушенных или ограниченных прав. В законо­дательстве выделяются различные формы самозащиты: уголовно-правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав. Способы самозащиты многообразны, среди них: обжалование действий должностных лиц; обращение в средства массовой информации; использование возможностей правозащитных организаций; обращение в профсоюзы. Исключительный способ самозащиты – применение оружия. В целях защиты своих прав и свобод граждане могут использовать приобретенное оружие в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», но это право подвергнуто ограничениям (оружие не подлежит при­менению в отношении женщин, инвалидов, несовершенно­летних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).

Завершить изучение вопроса следует выводом о том, что все способы самозащиты могут быть применены гражданами, но существует одно ограничение: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

При изучении вопроса следует исходить из того, что международными инструментами в механизме защиты прав человека является совокупность международно-правовых актов (договоров), содержащих нормы, регулирующие сотрудничество в области прав человека, а также стандарты прав и свобод, которые государства обязуются внести в свои национальные правовые системы.

Международные механизмы защиты прав и свобод действуют как на уровне мирового сообщества (в рамках ООН), так и на многостороннем уровне (Со­вет Европы, СНГ, Евразийский союз и т.д.). Конституция РФ впервые закрепила особый международно-правовой механизм защиты прав человека: каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Жалоба подается в Комитет по правам человека при ООН, созданный в соответствии с международным Пактом о гражданских и политических правах.

Фактически все структурные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав человека. Но строго специализированными органами, чья де­ятельность посвящена правам человека, являются Вер­ховный комиссар ООН по правам человека, Комиссия по правам человека. Верховный комиссар ООН по де­лам беженцев. Большое значение приобретает действующая в мировом сообществе система конвенционных органов, включающая в себя: Комитет по правам человека; Комитет по расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отноше­нии женщин; Комитет по экономическим, социальным и культур­ным правам; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка.

Наряду с системой ООН механизм рассмотрения индивидуальных жалоб функционирует и в ряде иных международных организаций. Наиболее эффективной является система защиты прав человека в рамках Сове­та Европы. Европейский Суд по правам человека призван обеспе­чивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции о защите прав и основных свобод человека государствами-участниками. За всю деятельность Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неис­полнения государствами — членами Совета Европы вы­несенных Судом решений, поскольку согласно Уставу Совета Ев­ропы отказ от исполнения такого решения может при­вести к приостановлению членства государства в Сове­те, а по решению Комитета министров даже к исключению государства из состава Совета Европы.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие «конституционных гарантий и определите их признаки.

2. Назовите виды гарантий конституционных прав и свобод.

3. Соотнесите понятия «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение прав и свобод» человека и гражданина.

4. Какие права и свободы граждан не подлежат ограничению в период введения чрезвычайного и военного положения?

5. Охарактеризуйте систему государственных органов, обеспечивающих правовую охрану прав и свобод.

6. В чем заключаются международные обязательства России в сфере защиты прав и свобод человека?

7. Какова роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина?

8. Почему граждане Российской Федерации могут обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека?

9. Перечислите основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

10. Каковы способы самозащиты прав граждан?

11. Назовите национальные правозащитные организации.

12. Почему за всю деятельность Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неис­полнения государствами—членами Совета Европы вы­несенных Судом решений?

13. Назовите международные организации по защите прав человека.

14. Назовите структурные подразделения ООН по защите прав человека.

15. Перечислите международно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие сотрудничество в области прав человека.

Тесты и задачи

1. Может ли быть ограниченно право на свободу слова и мысли?
а) не может быть ограничено; б) может быть ограничено по решению Конституционного Суда; в) может быть ограничено в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, интересов и безопасности государства;
г) может быть ограничено Президентом

2. Каким понятием можно определить совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию конституционных прав и свобод, устранение возможных причин и препятствий из осуществления. а) гарантии реализации прав и свобод;
б) защита прав и свобод; в) правовой статус личности; г) гражданство.

3. Имеет ли право гражданин обращаться для защиты своих прав к международным судебным учреждениям? а) имеет право обращаться в любых случаях;б) имеет право лишь после использования всех национальных средств правовой защиты;в) не имеет права; г) имеет право, если на это есть согласие органа местного самоуправления.

4. Имеют ли законы обратную силу? а) не имеют;б) должно быть определено в самом законе;в) имеют обратную силу, если смягчают или отменяют ответственность;г) имеют, по решению Конституционного Суда.

5. Решение об аресте или содержания под стражей принимает:
а) орган следствия или дознания;б) прокуратура по представлению органов следствия или дознания;в) суд; г) председатель местной городской администрации.

Государство с целью охраны достоинства личности предоставляет человеку право: а) защищаться лично физически;б) обращаться в суд;
в) применять пытки к обидчику;г) использовать оружие при ответе на оскорбление; д) использовать побег в случае жестокого обращения к нему.

6. Уполномоченного по правам человека субъекта РФ назначает:
а) законодательный орган субъекта РФ; б) высшее должностное лицо субъекта РФ; в) Уполномоченный по правам человека РФ; г) высший исполнительный орган субъекта РФ; д) президиум законодательного органа субъекта РФ.

7. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается и освобождается: а) Президентом РФ;б) Советом Федерации;
в) Государственной Думой РФ; г) Советом Безопасности РФ.

8. С января 1996 г. Россия является членом международной организации: а) Совет Европы;б) АСЕАН;в) НАТО);г) СНГ.

9. На какой срок согласно Конституции РФ лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения не более: а) 3 часов;
б) 24 часов; в) 48 часов; г) 72 часов; д) 15 суток.

10. По Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается: а) с санкции прокурора; б) по судебному решению; в) с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти; г) С согласия самого лица; д) нет правильного ответа.

11. Сотрудники полиции требуют от гр-на Иванова допустить их в снимаемую им комнату в гостинице, заявляя, что, по их сведениям, в номере произошел несчастный случай. Гр-н Иванов, ссылаясь на неприкосновенность жилища, требует постановления суда или постановления прокурора (А), сотрудники милиции заявляют, что гостиница - это не жилище, а место временного пребывания (Б) и что даже в случае жилища санкция суда или прокурора при подозрении на несчастный случай были бы не нужны (В). Какие доводы верны?

12. В условиях эпидемии гриппа сотрудница почтового отделения, oставшись на службе одна, определяя очередность доставки те­леграмм, предварительно изучала их содержание, чтобы доста­вить срочные телеграммы в первую очередь. Она действовала: а) верно; б) неверно. Дайте правовую оценку

13. Два взрослых гражданина-инвалида с видимыми признаками ин­валидности (один - без ноги, второй - с одной рукой), вооружившись железными прутьями, совершили нападение на двух взрослых муж­чин, беседовавших в сквере на скамейке. Сначала инвалиды требовали закурить, а, получив отказ, бросились в нападение. Шум услышал про­ходивший мимо сотрудник полиции, который для защиты граждан, подвергшихся нападению, применил против нападавших резиновую палку и использовал служебную собаку. Инвалиды подали жалобу, ссылаясь на неправомерное использование против них, как инвалидов, специальных средств, что, как они утверждают, в данном случае за­прещено законом о полиции. Кто прав: а) инвалиды; б) сотрудник полиции? Обоснуйте свою позицию.

14. Мэр г. Славный пригласил священника освятить новое здание го­родской думы при открытии заседания. Большинство депутатов его поддержали (А). Депутат Семенов предложил освятить здание не во время заседания (Б), депутат Петров считает, что закон о религиозных объединениях не позволяет делать ни того, ни другого (В). Какие доводы верны?

15. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности по вопросу о хищении государственных средств работникам полиции стали известны некоторые факты недостойного поведения государственного служащего Петрова в быту, а также факт участия его в частнопредпринимательской деятельности. О фактах первого рода они сообщили по месту работы (А), а по вопросу о частнопредприни­мательской деятельности решили продолжить сбор сведений (Б). Какие действия неверны?

16. Прихожане церкви св. Петра, а также две другие религиозные ор­ганизации г. Славный решили устроить молебен на площади, а затем — шествие с иконой по одной из улиц города, пропагандируя бла­готворительность в пользу сирот и инвалидов. Мэрия города просила соблюсти необходимые формальности: сделать предварительно уве­домление о религиозном митинге (А), согласовать маршрут шествия (Б) и др. Священники ответили, что в данном случае этого не требует­ся, поскольку речь идет не о политических мероприятиях, а они дей­ствуют в соответствии с конституционным принципом свободы со­вести, который допускает осуществление его явочным порядком (В). Какие доводы верны? Дайте правовую оценку.

17. Журналист Петров записал интервью с главой администрации Ивановской области. Материал уже находился в типографии газеты, когда глава администрации потребовал согласовать с ним текст до публикации (А). Журналист заявляет, что это — способ осуществле­ния цензуры, которая Конституцией запрещена (Б). Кто прав? Дайте правовую оценку.

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник международных документов. - М., 2009.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 2. – Ст. 163.

3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. – 2001. - № 51. –
Ст. 4825.

4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – № 13. –
Ст. 1447.

5. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. – № 9. –Ст. 1011.

6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

........ 8. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос­ти» от12 января 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 3. -
Ст. 148.

9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // Консультант Плюс.

10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Росс. газета. – 2003. –
8 окт.

11. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс.

12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Фе­дерации» // Российская газета. - 2002. - 5 июля.

Литература

1. Бойцова В.В. Служба защиты прав и свобод человека и гражданина. Мировой опыт. – М., 1996.

2. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал рос. права. - 2004. -
№ 12.

3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. – М., 2001.

4. Габоев А. Б. Защита прав и свобод человека и гражданина – важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право. – 2005. - №.1.

5. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. – М., 1995.

6. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современ­ных условиях // Государство и право. - 1991. - № 12.

7. Защита прав человека в современном мире. – М., 1998.

8. Зуев В., Шабанова З. Национальные и международные механизмы защиты прав человека // Закон. - 2002. - № 11.

9. Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в РФ
(По материалам «круглого стола) // Государство и право. - 2000. - № 11.

10. Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. - 1998. - № 2.

11. Кряжков В.А. Конституционное правосудие на защите прав человека // Российская юстиция. – 2002. – № 3.

12. Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. – М., 2005.

13. Лучин В.О. Конституция РФ. Проб­лемы реализации. – М., 2002.

14. Матвеева Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. – М., 1995.

15. Миронов О.О. Институт защиты прав человека в России // Журнал Российского права . - 2004. - № 9.

16. Миронов О.О. Права не только дают или берут – их ещё защищают // Закон. - 2002. - № 11.

17. Нестерова Т.А. Защита трудовых прав человека уполномоченными по правам человека // Трудовое право. - 2005. - № 3.

18. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. - 2005. - № 7.

19. Уполномоченные по правам человека стран Европы и СНГ: Сборник нормативных правовых актов / Рук. авт. колл. О.О. Миронов. – М., 2003.

20. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам челове­ка – защитник прав граждан. – М., 1998.

РАЗДЕЛ 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 19. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

1. Теория государственного устройства.

2. Государственное устройство РФ: понятие, принципы, особенности.

3. Модель федеративного устройства России: история и современность.

4. Предметы ведения и полномочий: понятие и содержание.

5. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов.

6. Федеральные округа в развитии российской государственности.

Ключевые понятия:государственное устройство, унитарное государство федеративное устройство, субъект РФ, федеральные округа, федерализм

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению понятия «государственное устройство». Термин в литературе используется в двух смыслах: в широком – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов); в узком - для характеристики территориальной организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями)[148].

С.А. Авакьян понимает под государственным устройством внутреннюю структуру государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения и предлагает рассматривать государственное устройство как в статике (в плане конституционно-правового закрепления), так и в динамике (как практику государственного строительства)[149]. А.В. Малько определяет форму государственного устройства как элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей[150].

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). С точки зрения распределения власти в центре и на местах основными являются федеративная и унитарная. Унитарное государство – это простое, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (области, города, районы и т.д.), не обладающих признаками государственного суверенитета. Его существование зависит от воли унитарного центра[151]. Иногда унитарное государство предоставляет своим территориям статус автономий, расширяя его права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности (не только административной, но и определённой политической самостоятельностью). Студентам нужно раскрыть статус автономий, привести примеры, рассмотреть причины их создания, а также определить фактический статус РСФСР и СССР.

В государственно-правовой науке федерация (от латинского foederatio - «объединение, союз») трактуется как форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью; «единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований»[152].

Затем необходимо изучить теоретические подходы к определению федерации (С.А. Авакьян, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай, О.Г. Румянцев и др.), учитывая доминирующее мнение о том, что федерация строится на основе союза, соглашения или договора между заинтересованными государственными и подобными им образованиями[153].

В науке конституционного права федерации различают: по способу правового регулирования (договорные, конституционно-договорные и конституционные); исходя из соотношения статуса субъектов и их отношений с центром (симметричные и ассиметричные); по характеру взаимоотношений федерации с субъектами (централизованные и децентрализованные); по степени централизации (интеграционные и деволюционные); по способу распределения компетенции (дуалистические, кооперативного федерализма) и др. Студентам нужно определить особенности таких федераций и привести примеры.

Затем необходимо сравнить понятия «федерация» и «федерализм, выявив общее и частное, учитывая при этом, создатели общей теории федерализма усматривали в нем демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности образующих единое государство субъектов, поддержание мира между членами федерации, преодоление конфликтов между ними и центральной властью, гарантирующего права и свободы человека и гражданина. В соответствии с этой концепцией формировались названные понятия, научное значение которых с определенными различиями дается в работах отечественных и зарубежных ученых и словарях. В них федерализм рассматривается как одна из форм государства с утвержденной системой главных принципов организации и функционирования. Федерация - тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. Иначе говоря, федерализм отражает теорию специфичной формы государственного устройства, а федерация - реальный институциональный механизм ее создания и функционирования[154]. Таким образом, если федерализм олицетворяет собой идеологию, принципы государственного устройства территории, то федерация выступает государственно-правовой формой этой идеологии. Иначе говоря, федерализм и федерация соотносятся как содержание и форма.

Студентам рекомендуется сделать сравнительный анализ признаков унитарных и федеративных государств и привести примеры, а также различных моделей федерализма («американский федерализм», «канадский федерализм», «российский федерализм») с характерными признаками и принципами.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РФ:

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ

При подготовке вопроса следует исходить из того, что Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя. Федерализм в России является, по мнению
Е.И. Козловой, государственной организацией национальных отношений[155]. Аналогичную позицию высказывает и Д.Л. Златопольский: «главная цель создания РФ состояла в том, чтобы она стала государственным средством разрешения национального вопроса»[156].

Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью, которые являются исходными началами территориального устройства самой Федерации и её субъектов (ст. 5 Конституции): государственная целостность; равноправие и самоопределение народов; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами федерации; равноправие субъектов. С.А. Авакьяна, к принципам относит принцип построения РФ на сочетании национально-территориального и территориального начал[157]. Принципы государственного устройства России взаимосвязаны, они способствуют успешному государственному строительству в нашей стране.

Наши рекомендации