Разделение власти как принцип правового государства
Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения закон-
ности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдер-живающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Система «сдержек и противовесов», установленная в конституциях, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное ветб при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законо-
Три ветви власти правового государства | |||||||||
Законодательная | Исполнительная | Судебная | |||||||
Глава 9. Личность, право, государство
§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность
дательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.
Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом ».
§ 10. Федерализм и верховенство закона
Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.
Еще один способ ограничения политической власти — верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами всвоих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.
§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность
Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
Это своеобразный способ ограничения политической власти, который отражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ^>- ответственность правительства перед представительными органами;
^дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение ! , власти, злоупотребление служебным положением и пр.; \ •• •' импичмент и т.п.
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Глава 9. Личность, право, государство
§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
§ 12. Соотношение общества и государства
Общество, в широком смысле, — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности.
Государство по отношению^обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыс-^ лителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель,) Маркс и др.
«Красной нитью» в гражданском обществе практически всем* учеными проводится идея человека.
Гражданское общество можно определить как совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономи-j ческих, семейных отношений и институтов, с помощью которы> удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества охватывает:
V |
негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
совокупность независимых от государства производителей
\ |
(частные фирмы и т.п.);
общественные объединения и организации;
• политические партии и движения;
• сферу воспитания и негосударственного образования;
• систему негосударственных средств массовой информации;
• семью;
• церковь и др.
Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:
• социальная система представляет собой комплекс объектив
но сформировавшихся общностей людей (семья, обществен
ные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотно
шений между ними;
• экономическая система представляет собой комплекс эконо
мических связей, в которые вступают люди в процессе реали
зации отношений собственности, производства, распределе
ния, обмена и потребления совокупного общественного про
дукта;
• политическая система представляет собой комплекс опреде
ленных субъектов политики (органов местного самоуправле
ния, политических партий, общественно-политических дви
жений, иных общественных объединений) и отношений
между ними;
• духовная система представляет собой комплекс соответству
ющих культурно-просветительских, научных и религиоз
ных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуют
ся духовные отношения;
• информационная система представляет собой комплекс
структур, связанных с циркуляцией информации в данном
обществе (прежде всего негосударственные средства массо
вой информации). —"Л
К признакам гражданского общества, жизнедеятельность которого базируется на принципе координации (в отличие от государ- | ственного аппарата, который построен на основе принципа субординации), в частности, относятся:
• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж
данина;
•■ самоуправляемость;
• конкуренция образующих его структур и различных групп
людей;
10-549
Глава 9. Личность, право, государство
Рекомендуемая литература
• свободно формирующееся общественное мнение и плюра
лизм;
• всеобщая информированность и прежде всего реальное осу
ществление права человека на информацию;
• многоукладность экономики;
• легитимность и демократический характер власти;
• правовое государство;
• сильная социальная политика государства, обеспечивающая
достойный уровень жизни людей, и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое правовой статус личности и какова его структура?
2. Что такое права человека и гражданина?
3. Назовите классификацию основных прав и свобод личности.
4. Как могут соотноситься между собой государство и право?
5. Назовите основные принципы правового государства.
6. Каково соотношение понятий «общество» и «государство»?
7. Что такое гражданское общество, каковы его структура и признаки?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
Бережное А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991.
Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки и современность. 1994. № 4.
Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.
Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. М., 1990. С. 154—180.
Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 4.
Дмитриев ЮА., ЗлатопольскийАА. Гражданин и власть. М., 1994.
Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 4.
Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 45—48.
Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.
Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.
Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.,1993. Гл. 5.
МалькоА.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3.
Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, ra-J рантии реализации // Правоведение. 1995. № 3.
Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в| России // Государство и право. 1996. № 5.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.
Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
Мюллерсон РА. Права человека: идеи, нормы, реальность М., 1991.
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10—15.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 26.
Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право, 1992. № 8.
Омельченко ОА. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
Право и власть. М., 1990.
Придворов НА. Достоинство человека как основа права и демократической государственности // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 13.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 10, 11.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 13.
Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.
Четвертин ВА. Демократическое конституционное государство. М., 1993.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 1.
Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.
Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.
§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 149
ГЛАВА 10
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь
Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью сознания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные закономерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интересов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.
Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему действовать определенным образом (например, приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощрении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).
Нормы подразделяются на технические и социальные.
Технические нормы — это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия.
Технические нормы имеют ряд особенностей, в частности:
предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
«субъектный состав» связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.
Технические нормы предназначены для наиболее целесообразного и безвредного использования человеком природных ресурсов, технических достижений, орудий труда. Они определяют наиболее оптимальные методы, приемы и средства обращения с естест-
венными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических операций.
В современных условиях технические нормы приобретают особую значимость, поскольку их несоблюдение, ошибки в природопользовании и в эксплуатации высокотехнологичных объектов и т.п. могут привести к крупным экологических и техногенным катастрофам (например, авария на Чернобыльской АЭС), другим негативным результатам.
Проблема установления и соблюдения технических норм различного характера обостряется еще и тем обстоятельством, что в России развивается многоукладная экономика, предпринимательство, коммерческая деятельность и т.д. Все это в условиях недостаточного государственного контроля не может не сказываться на правах потребителя, на качестве продукции и пр. Поэтому к техническим нормам относят не только собственно технологические, научно-технические, экологические, но и санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические правила.
Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.
Особенности социальных норм:
предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения;
субъектный состав связан только с людьми, как представителями социальной сферы.
К признакам социальных норм можно отнести и следующие:
• объективность (данные нормы складываются исторически,
^ закономерно, под давлением необходимости, как результат
;, 1 Г |
нормативного обобщения актов взаимодействия между людьми);
** !* |
• процедурность (порядок реализации, действие данных норм
детально регламентированы);
• системность (отражая различные сферы общественной
жизни, социальные нормы имеют определенную иерархич
ность, занимают то или иное место в социальной регуляции,
играю в ней конкретную роль).
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном
Глава 10. Право в системе социальных норм
§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие.
поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.
Социальные нормы — это определенные образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они руководствуются в процессе жизнедеятельности. Возникая на конкретном историческом этапе, социальные нормы становятся своеобразным показателем уровня культуры данного общества, олицетворяют собой степень его цивилизованности, особенности жизнедеятельности того или иного народа, нации.
В первобытно-общинном строе социальными нормами выступали преимущественно обычаи. По мере усложнения общественных связей возникали ВСС новые и новые социальные нормы — моральные, религиозные, правовые, корпоративные и т.п.
Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
1) социальные нормы возникают из потребности общества в
саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
2) социальные нормы возникают в процессе человеческой дея
тельности, обусловленной способом производства;
3) социальные нормы неотделимы от отношений обмена, харак
тер которых также определяется способом производства и распре
деления (С.А. Комаров).
В любой стране существует целая система социальных норм, которые создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены духовными и социально-экономическими факторами жизни данного общества. Различные виды социальных норм (правовые, моральные, политические и т.п.) взаимосвязаны между собой, тесно взаимодействуют в процессе упорядочения ими общественных отношений, выступая вместе с тем относительно самостоятельными и во многом отличающимися друг от друга регуляторами.
Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы
поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.
Виды социальных норм | ||||
Моральные | Правовые | |||
Религиозные | Политические | |||
Традиционные | Обычные | |||
Корпоративные | Эстетические | |||
и другие
§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Мораль — это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же — есть наука о морали (нравственности).
Моральные нормы есть особый тип социальных норм, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т.д.). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотых правилах нравственности»: «Поступай по отношению к
Глава 10. Право в системе социальных норм
гим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», «не причиняй вреда другим» и т.п.
Моральные нормы — это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется совестью) — важнейшая составляющая моральных норм.
Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:
• в системе социальных норм выступают самыми универсаль
ными, распространяющимися на все общество;
• имеют единый объект регулирования — общественные отно
шения;
• имеют общую цель — регулировать поведение людей, фор
мировать гражданское общество, правовое государство;
• определяют границы свободы личности;
• являются достижением цивилизации и культуры;
• базируются на единых социально-экономических и духов
ных отношениях;
• исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
• по происхождению (если мораль возникает вместе с общест
вом, то право — вместе с государством);
• по форме выражения (если мораль содержится в обществен
ном сознании, то право — в специальных нормативных
актах, имеющих письменную форму);
• по сфере действия (если мораль может регулировать практи
чески все общественные отношения, то право — наиболее
важные и только те, которые в состоянии упорядочить; оно
не имеет возможности упорядочивать отношения вкуса,
моды, любви, дружбы, товарищества и т.п.);
• по времени введения в действие (если моральные нормы вво
дятся в действие по мере их осознания, то правовые — в кон
кретно установленный срок);
• по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются
мерами общественного воздействия, то нормы права — мера
ми государственного воздействия);
• по критериям оценки (если нормы морали регулируют обще
ственные отношения с позиции добра и зла, справедливого и
§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие.
несправедливого, то нормы права — с точки зрения законно
го и незаконного, правомерного и неправомерного);
• по характеру однородности (если в пределах одной страны
может существовать только одна правовая система, то мо
ральных систем может быть несколько — мораль всего обще
ства, классов, социальных групп, профессиональных слоев
v и т.п.). * , ■■■< ' .-■'*■ *' '■' ■'у ('" i
щ Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.).
,В процессе упорядочения общественных отношений право и мфаль поддерживают друг друга. Далеко не случайно Гераклит в свое время сказал, что «законы обязаны своей силой нравам», ибо моральные требования, воздействуя на сознание людей, создают благоприятный фон для реализации юридических предписаний.
В свою очередь, право закрепляет и защищает моральные ценности. Оно может, например, обеспечивать компенсацию морального вреда. В частности, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому ..причинен л
вред». А/ (•■""'' ' ■ ('.' ,•;,'-■ .! 5
Вместе с тем возможны и противоречия между рассматриваемыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали.
Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз наоборот.
Например, при решении такой глубоко нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как пока-
Глава 10. Право в системе социальных норм
§ 4. Право и корпоративные нормы
зала практика, допустимы далеко не все правовые средства. Здесь право не должно было идти, образно говоря, «дальше морали» и выдвигать какие-то сугубо специфические требования. Ведь что случалось при свидетельстве близких родственников? Приходили в конфликт между собой две обязанности (два ограничения): с одной стороны, правовая, требующая говорить правду (в УК была установлена уголовная ответственность за дачу ложных показаний и за уклонение от дачи показаний), с другой — нравственная, требующая не наносить вреда своему ближнему. Подобная коллизия ведет либо к нравственным потрясениям (распад семьи, разрыв родственных отношений и т.п.), либо к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний). В любом случае человек, общество и государство в конечном счете не заинтересованы в таких альтернативах.
Вот почему в ст. 51 Конституции РФ 1993 г. установлено, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Данное положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными и укрепляет тем самым нравственные основы права.
Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).
§ 3. Правои обычаи
Обычай — это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.
Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.
Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обы-
чаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:
1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев,
которые санкционировались государством, приобретая тем самым
юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать
и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде
стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируют
ся в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обы
чая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания
РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уве
домления о готовности судна к погрузке определяется соглашени
ем сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;
2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обы
чаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования,
стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев,
приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство,
которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно ис
пользовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие как ус
тойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробиро-
ванность и пр.);
3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обы
чаи,, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу
жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их дей
ствия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответствен
ность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматрива
ется уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;
4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обыча
ям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо
социально вредного характера (торжественная регистрация брака,
празднование дня рождения и т.д.).
§ 4. Право и корпоративные нормы