Китай как государство с политическим режимом тоталитарного социализма
Китай (Китайская Народная Республика) — государство тоталитарного социализма, находящееся на стадии длительной модернизации. Китай занимает первое место в мире по численности населения (около 1,3 млрд. человек), третье — по размерам территории (после России и Канады), второе — по объему ВВП (после США), но 91-е место — по доле ВВП на душу населения (после Кубы, Кот д'Ивуара, Азербайджана, Узбекистана). Неотъемлемой частью Китая является остров Тайвань, где существует другой общественный строй. Общенациональной проблемой является вопрос о путях воссоединения Тайваня с материковой частью Китая.
Конституционное право Китая характеризуется значительными особенностями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое влияние оказывает традиция. Многие общественные отношения, которые в других странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае регулируются обычаями, традицией. Законы нередко принимаются только тогда, когда традиция непригодна для урегулирования новых общественных отношений, или в дополнение к ней. Правда, в последние годы в связи с проводимой экономической реформой законодательная деятельность существенно оживилась.
Во-вторых, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Такой порядок был установлен еще во время гражданских войн в освобожденных от гоминьдановской власти районах Китая, когда именно КПК и руководимая ею Народно-освободительная армия принимали директивы об организации общественной жизни в этих районах. В настоящее время также во многих случаях нет четкого различия между правовым актом и партийной директивой. Установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного, которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллективизм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма.
В-третьих, конституционное право Китая имеет отчетливо выраженный идеологический характер. В его основе лежат постулаты марксистско-ленинской идеологии (классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуататоров», единство государственной власти), учение Мао Цзедуна.
В-четвертых, конституционное право отчетливо отражает современное противоречие между экономической и политический системами китайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами рыночного хозяйства при государственном планировании, с другой — тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии. Вряд ли можно бесконечно базировать развитие общества на двух диаметрально противоположных системах.
В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для социалистического конституционного права, характерно обилие норм-провозглашений, норм-назиданий и т.п., которые призваны скорее отражать определенные взгляды, идеологические принципы, чем служить нормами-правилами для регулирования конкретных отношений. Например, закон об организации Всекитайского собрания народных представителей (высшего представительного органа страны) требует, чтобы депутаты отдавали все силы служению народу, что практически невозможно;
закон о прокуратуре устанавливает, что ее работники всем сердцем, всеми помыслами должны служить народу, что также неосуществимо: у сердца и помыслов есть и другие аспекты, связанные с реальной жизнью;
временное положение об адвокатуре требует от адвокатов горячо любить КНР, и т.д.
Многие акты конституционного права носят экспериментальный, временный характер, а их иерархия не всегда соблюдается. В частности, наиболее важные вопросы часто регулируются не законами, а совместными постановлениями Центрального комитета КПК и Государственного совета (правительства).
Основные положения конституции. Современный период определяется в конституции Китая как «начальная стадия строительства социализма» (преамбула), а китайское общество — как социалистический строй. Одновременно в ней говорится о «социализме с китайской спецификой», о «социализме в модернизированном виде» (поправки к конституции, принятые в 1993 г.), ставятся задачи социалистической модернизации общества, которая должна привести к созданию зрелого социалистического общества примерно в течение 100 лет. XIV съезд КПК (1992 г.) поставил цель: создать «социалистическую рыночную экономику». В связи с его решениями в конституцию в 1993 г. были внесены изменения, касающиеся, по существу, лишь социально-экономических вопросов (кроме того, были изменены сроки полномочий некоторых местных представительных органов).
В конституции сказано, что эксплуататоры как класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических положений, говорится о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права трудящихся, а с другой — права остальных индивидов. Система органов государства исходит из марксистско-ленинских положений, отрицающих разделение властей, предусматривающих сосредоточение государственной власти в руках представительных органов типа советов снизу доверху, из принципа демократического централизма. Определяя политику в области международных отношений, конституция закрепляет пять принципов: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода. Вместе с тем говорится, что Китай выступает против империализма, гегемонизма и колониализма. В конституции упоминается о роли личности в истории, об идеях Мао Цзедуна.