Китай как государство с политическим режимом тоталитарного социализма

Китай (Китайская Народная Республика) — государство тоталитар­ного социализма, находящееся на стадии длительной модернизации. Китай занимает первое место в мире по численности населения (около 1,3 млрд. человек), третье — по размерам территории (после России и Канады), второе — по объему ВВП (после США), но 91-е место — по доле ВВП на душу населения (после Кубы, Кот д'Ивуара, Азербайджана, Узбекистана). Неотъемлемой частью Китая является остров Тайвань, где существует другой общественный строй. Общенациональной проблемой является вопрос о путях воссоединения Тайваня с материковой частью Китая.

Конституционное право Китая характеризуется значительными осо­бенностями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое влияние оказывает традиция. Многие общественные отноше­ния, которые в других странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае регулируются обычаями, традицией. Законы нередко принимаются только тогда, когда традиция непригодна для уре­гулирования новых общественных отношений, или в дополнение к ней. Правда, в последние годы в связи с проводимой экономической реформой законодательная деятельность существенно оживилась.

Во-вторых, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регу­лируются актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Такой порядок был установлен еще во время гражданских войн в освобожденных от гоминьдановской власти районах Китая, когда именно КПК и руководимая ею Народно-освободительная армия принимали ди­рективы об организации общественной жизни в этих районах. В настоя­щее время также во многих случаях нет четкого различия между право­вым актом и партийной директивой. Установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного, которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллекти­визм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма.

В-третьих, конституционное право Китая имеет отчетливо выражен­ный идеологический характер. В его основе лежат постулаты марксистско-ленинской идеологии (классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуата­торов», единство государственной власти), учение Мао Цзедуна.

В-четвертых, конституционное право отчетливо отражает современ­ное противоречие между экономической и политический системами китайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная эко­номика с элементами рыночного хозяйства при государственном плани­ровании, с другой — тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии. Вряд ли можно бесконечно базировать развитие общества на двух диаметраль­но противоположных системах.

В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для соци­алистического конституционного права, характерно обилие норм-про­возглашений, норм-назиданий и т.п., которые призваны скорее отражать определенные взгляды, идеологические принципы, чем служить норма­ми-правилами для регулирования конкретных отношений. Например, закон об организации Всекитайского собрания народных представителей (высшего представительного органа страны) требует, чтобы депутаты отдавали все силы служению народу, что практически невозможно;

закон о прокуратуре устанавливает, что ее работники всем сердцем, всеми помыслами должны служить народу, что также неосуществимо: у сердца и помыслов есть и другие аспекты, связанные с реальной жизнью;

временное положение об адвокатуре требует от адвокатов горячо любить КНР, и т.д.

Многие акты конституционного права носят экспериментальный, временный характер, а их иерархия не всегда соблюдается. В частности, наиболее важные вопросы часто регулируются не законами, а совмест­ными постановлениями Центрального комитета КПК и Государственного совета (правительства).

Основные положения конституции. Современный период опреде­ляется в конституции Китая как «начальная стадия строительства соци­ализма» (преамбула), а китайское общество — как социалистический строй. Одновременно в ней говорится о «социализме с китайской специ­фикой», о «социализме в модернизированном виде» (поправки к консти­туции, принятые в 1993 г.), ставятся задачи социалистической модерни­зации общества, которая должна привести к созданию зрелого социалис­тического общества примерно в течение 100 лет. XIV съезд КПК (1992 г.) поставил цель: создать «социалистическую рыночную экономику». В связи с его решениями в конституцию в 1993 г. были внесены измене­ния, касающиеся, по существу, лишь социально-экономических вопро­сов (кроме того, были изменены сроки полномочий некоторых местных представительных органов).

В конституции сказано, что эксплуататоры как класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических положений, гово­рится о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права трудя­щихся, а с другой — права остальных индивидов. Система органов госу­дарства исходит из марксистско-ленинских положений, отрицающих разделение властей, предусматривающих сосредоточение государствен­ной власти в руках представительных органов типа советов снизу довер­ху, из принципа демократического централизма. Определяя политику в области международных отношений, конституция закрепляет пять прин­ципов: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостнос­ти, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и вза­имная выгода. Вместе с тем говорится, что Китай выступает против им­периализма, гегемонизма и колониализма. В конституции упоминается о роли личности в истории, об идеях Мао Цзедуна.

Наши рекомендации