Причины поражения «белого движения», последствия

гражданской войны.

1. Историю гражданской войны необходимо рассматривать как явление, вызванное внутренними процессами социального и политического развития страны. Существует несколько точек зрения на проблему определения сущности и периодизации гражданской войны:

1) гражданская война рассматривается как период острых классовых столкновений, который начинается с октября 1917 г. и заканчивается осенью 1922 г., когда Белая Армия была разгромлена на Дальнем Востоке;

2) гражданская война - способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил, она датируется серединой 1918 - концом 1920 гг., хотя военные действия продолжались и после 1920 г.;

3) гражданская война - противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн она не имеет четких временных и пространственных границ

Следует выделить причины гражданской войны в России, указать, что одной из важнейших особенностей этой войны было ее тесное переплетение с иностранной интервенцией. В основе военного вмешательства западных держав во внутренние дела России на стороне антибольшевистских сил лежало стремление не допустить ликвидации Восточного фронта, избежать многомиллиардных потерь, связанных с национализацией имущества иностранных граждан и отказом большевиков выплачивать государственные долги. Предполагалось, что устранение советской власти не потребует слишком значительных сил и средств. Влиятельные круги Антанты вынашивали еще одну, негласную цель - по возможности ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире, раздробить ее, оторвав окраинные территории.

Выделяются четыре этапа гражданской войны и интервенции:

1) конец мая - ноябрь 1918 г.;

2) ноябрь 1918 -весна 1919 гг.;

3) весна 1919 - май 1920 гг.;

4) май - ноябрь 1920 г.

Следует дать характеристику важнейшим событиям каждого этапа гражданской войны, выяснить роль политических партий, определить характер изменений международной обстановки от этапа к этапу и указать, как они повлияли на внутреннюю ситуацию в стране. Изменение военно-стратегической обстановки в России к весне 1919 г. привело к пересмотру большевиками своей стратегии и тактики, что предопределило их победу.

В заключение необходимо отметить, что надежды большевиков на мировую революцию, на поддержку со стороны западных рабочих не оправдались.

2. Рассуждая о противоборствующих силах в гражданской войне, нужно учесть следующие моменты:

- отношение различных классов и партий к происходящим событиям;

- национальная политика советской власти;

- выступления трудящихся зарубежных стран против интервенции.

Рассмотрите действия армий Колчака и Деникина как лидеров «белого движения». Почему их программы не вызвали поддержку в среде российского крестьянства? Особо следует остановиться на программе и действиях большевиков. Определите цели большевиков в ходе гражданской войны, укажите, как менялась их политика по отношению к крестьянству, чем это было вызвано. Дайте оценку национальной программе большевиков.

Отвечая на вопрос, подумайте над следующей проблемой: советская историография утверждала, что большевики победили в результате поддержки рабочих и крестьян. Так ли это? Можно ли утверждать, что большевики завоевали расколотое общество по частям, и это общество было не способно к сопротивлению в общенациональном масштабе?

3. Ответ на вопрос о причинах поражения «белого движения» следует начать с анализа социального состава армии «белых». Это движение не сумело стать национальным, осталось замкнутым, исключительно офицерским. Оно не смогло создать систему государственной администрации. Неудачи на фронте привели к расколу лидеров «белого движения». Погромы, реквизиции, экзекуции, коррупция разлагали армию и не вызывали поддержки со стороны населения.

Последствия гражданской войны для России оказались трагическими. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. рублей. Промышленное производство в 1920 г. сократилось по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сельскохозяйственное - на 40%. Почти вдвое уменьшилась численность рабочего класса. В боях, от голода, болезней, террора погибло примерно 8 млн. человек. Около 2 млн. человек - почти вся политическая, финансово-промышленная и научно-художественная элита дореволюционной России - были вынуждены эмигрировать. Под воздействием братоубийственной войны деформировалось общественное сознание. В нем удивительным образом уживались вера в светлые идеалы и во всемогущество насилия, революционный романтизм и пренебрежение человеческой жизнью.

Большевизм победил, сохранил государственность и суверенитет России. Однако поддержка, полученная им со стороны непролетарских слоев населения и определенной части рабочего класса, носила ограниченный, условный характер, что предвещало новые великие потрясения в стране.

Литература

Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917-1921 гг.: Мешочники. СПб., 2002.

Россия в начале XX в. М., 2002.

Шанин Т. Революция как момент истины. 1905-1907 гг.- 1917-1922 гг. М..1997.

Бордюгов Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. М., 1998.

Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы, 1918-1921. М.,1990.

Булдаков В. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917-1921 гг.: Мешочники. СПб., 2002.

Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых. М.,1992.

История советских репрессий. 1917-1995. М.,1997.

Литвин А.Л. Красный и белый террор в России – 1918-1922. Казань, 1995.

Павлов Д.Б. Большевистская диктатура против социалистов и анархистов. 1917 –середина 1950-х годов. М., 1999.

Русская интеллигенция: история и судьба.М., 1999.

Семенов С.Н. Махно: Подлинная история. М., 2001.

Харченко К.В. Власть- Имущество_ Человек: передел собственности в большевистской России 1917 –начала 1921 г. М.,2000.

Шамбаров в. Белогвардейщина. М., 2002.

Шишкин В.А. Власть Политика. Экономика: Послереволюционная Россия 1917 – 1928 гг. СПб., 1997.

Шубин А.В. Махно и махновское движение. М., 1997.

25. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

СИСТЕМА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»

1. Режим пролетарской диктатуры. Социально-политические при­чины обострения гражданской войны. «Белый» и «красный» террор.

2. Политика «военного коммунизма»: идеология, практика.

3. Устранение политической оппозиции и установление одно­партийной системы.

4. Отношение большевиков к духовенству, интеллигенции.

1.Для анализа социально-экономической политики партии боль­шевиков в 1917-1918 гг. необходимо учесть ее ориентацию на мировую революцию. Экономическая программа партии большевиков до Октябрьского переворота была обозначена лишь в общих чертах. После захвата власти у В.Ленина началась «дек­ретная горячка». Он стремился охватить декретами на все сторо­ны хозяйственной, политической, административной и культурной жизни.

Вам необходимо проследить изменение политики большевиков в деревне на протяжении всего периода гражданской войны. Расскажите об образовании комбедов. В чем заключалась их дея­тельность?

Неожиданным для большевиков явилось то, что промышлен­ная политика выдвинула перед ними не меньше проблем, чем аграрная. С целью координации руководства промышленностью был создан в декабре 1917 г. Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

К 1918 г. резко ухудшилась ситуация в деревне. Это привело большевиков к необходимости изменить свою позицию по отно­шению к крестьянству. Укажите, когда и почему комбеды бы­ли распущены, как изменилась позиция большевиков по отно­шению к среднему крестьянству.

1919 г. стал годом наибольшего размаха и остроты проти­востояния «красных» и «белых». Составным элементом противо­стояния был раскол населения по идеологическому принципу - на «белых» и «красных». Именно в это время начинается террор. «Красный» террор официально был объяв­лен советским правительством 30 августа 1918 г., после попытки покушения на Ульянова (Ленина). В советской литературе имеют­ся разные точки зрения на проблему террора. Укажите их, дайте определение политического террора. Следует учесть возникшее в это время движение «зеленых». В советской историографии долгое время умалчивали об этом движении, но оно, без сомнения, способство­вало повсеместному распространению террора.

В заключение ответа желательно привести факты и цифры террора на территории Советской России.

2. По проблемам истории «военного коммунизма» в литературе существует множество различных точек зрения. Изуче­ние данного вопроса следует начать с анализа постановки проб­лемы: «военный коммунизм» явился следствием гражданской вой­ны или гражданская война оказалась результатом первых шагов политики «военного коммунизма». Определите хронологические рам­ки периода «военного коммунизма».

Политика «военного коммунизма» представляет собой систему мер, предпринятых в экономических отношениях страны:

- продразверстка в деревне;

- ускорение национализации и централизации промышленного производства;

- отмена товарно-денежных отношений;

- введение всеобщей трудовой повинности;

- бесплатные услуги коммунальных служб.

Подумайте, почему эта политика была одновременно и вынужденной и преднамеренной, почему именно она явилась выражением идеологии партии большевиков. Какова была реакция на поли­тику «военного коммунизма» пролетариата и крестьянства? Мож­но ли считать, что это была импровизация большевиков в ходе гражданской войны?

3. II Всероссийский съезд Советов утвердил новую структуру власти. В период между съездами действовал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Советское правительство (СНК) возглавил В.Ленин. В этом вопросе следует разобрать положение политических партий после установления власти боль­шевиков. Обратите внимание на существование коалиции левых партий. Подумайте, почему и как сторонникам Ленина удалось добиться подписания декрета о запрещении пар­тии кадетов, какую роль в формировании коалиции левых партий сыграл Всероссийский исполнительный комитет союза железнодорожников (Викжель). Какая политическая партия имела своих членов в правительстве?

Весной и летом 1918 г. между большевиками и левыми эсерами возникла конфронтация. В чем причины их противосто­яния? Был ли у левых эсеров в борьбе с большевиками шанс на успех? В результате конфронтации, в условиях гражданской войны произошел раскол социалистических партий. Были созда­ны предпосылки для образования однопартийной системы. В бу­дущем однопартийность и диктатура партии будут объявлены высшим достижением демократии.

4. При рассмотрении вопроса необходимо иметь в виду, что гражданская война и «военный коммунизм» наложили отпечаток на общественное сознание, сообщив ему жесткость, бескомпро­миссность, веру во всемогущество насилия и военных методов управления.

Продумайте вопрос, какова была политика советского госу­дарства в области просвещения в 1918-1919 гг. Большинство творческой интеллигенции осудило большевизм, часть ее эмиг­рировала за границу. Вместе с тем определенная культурная жизнь в советской России продолжалась. На сторону режима встали В.Маяковский, А.Блок, М.Горький. Продолжали рабо­тать художники В.Кустодиев, А.Бенц, Г.Веройский и др. Дава­ли спектакли Большой и Мариинский театры. В 1918 г. в Петрограде был основан Большой Драматический театр. Нарком просвещения А.Луначарский и М.Горький пытались оберегать беспартийных представителей интеллигенции.

После Октября 1917 г. в искусстве обозначились новые моменты. Оформился Союз пролетарских культурно-просвети­тельских организаций (Пролеткульт). Небывалое развитие полу­чили «прикладные», агитационно-массовые жанры искусства.

Особые отношения складывались у советского правительства с духовенством. Объясните их причины.

Литература

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. М., 1995.

Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917-1921 гг.: Мешочники. СПб., 2002.

Россия в начале XX в. М., 2002.

Шанин Т. Революция как момент истины. 1905-1907 гг.- 1917-1922 гг. М..1997.

Борисова Л В. "Военный коммунизм": насилие как элемент хозяйственного механизма. М., 2001.

Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы, 1918-1921. М.,1990.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. М., 1995.

История советских репрессий. 1917-1995. М.,1997.

Литвин А.Л. Красный и белый террор в России – 1918-1922. Казань, 1995.

Павлов Д.Б. Большевистская диктатура против социалистов и анархистов. 1917 –середина 1950-х годов. М., 1999.

Павлюченко С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.

Харченко К.В. Власть- Имущество_ Человек: передел собственности в большевистской России 1917 –начала 1921 г. М.,2000.

Шишкин В.А. Власть Политика. Экономика: Послереволюционная Россия 1917 – 1928 гг. СПб., 1997.

26. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

1. Кризис военно-коммунистического режима и необходимость смены страте­гического курса.

2. Переход к новой экономической политике, ее содержание и сущность.

3. Образование СССР, характер его национально-государственного устройства.

1. Изучение данного вопроса следует начать с анализа положения страны к концу гражданской войны.

Политика «военного коммунизма» сузила социальную базу большевистской власти. В обществе зрело недовольство политикой правящего режима. Больше­вистское руководство во главе с Лениным, исповедовавшее доктрину непосредственного перехода к бестоварному обществу, до последне­го момента отстаивало военно-коммунистический курс, и только угроза потери власти заставила осознать необходимость поворота в политике.

К весне 1921 г. прошла волна антибольшевистских крестьянских восстаний на Дону, в Поволжье и Сибири. Критической точкой, в которой сфокусировался весь узел социально-экономических и политических противоречий, явилось восстание в Кронштадте, начавшееся 28 февраля 1921 г. Лозунги восстав­ших «Советы без коммунистов», «Власть Советам, а не партиям» заставили большевиков принять решение о повороте к новой экономической политике.

Большевистская диктатура раскачивалась не только под ударами крестьянских выступлений. Политическая реальность, главным стержнем кото­рой стало растущее недовольство экономическим положением и военно-бюрократическими методами управления, разрушила еще один, довольно ус­тойчивый миф - поддержку большевиков рабочим классом. К осе­ни 1920 г. тюрьмы обеих столиц были переполнены арестованными ра­бочими, участвовавшими в многочисленных забастовках и требовавшими немед­ленного улучшения материального положения. Затяжной топливный кризис и сокращение продовольственных пайков вызвали новый взрыв недовольства. Многочисленные забастовки рабочих охватили крупные промышленные цен­тры. Страна летела в пучину хаоса, большевистская власть оказалась перед ли­цом угрозы быть сметенной в ходе нового витка гражданской войны.

Следует обратить внимание на конкретные проявления недовольства полити­кой «военного коммунизма», привести экономические показатели отсталости и деградации промышленного производства, характера снабжения продовольствием, изменения соци­альной структуры в стране. Объясните вывод Ленина: «Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах».

Таким образом, к началу весны 1921 г. партия большевиков во главе с Лени­ным была вынуждена принять решение о переходе к новому экономическому курсу в стране.

2. На Х съезде партии в марте 1921 г. принимается решение о замене продраз­верстки продналогом - это был первый шаг к новой экономической политике (нэп). Отныне предлагалось не забирать у крестьянина подчистую все «из­лишки» выращенных им продуктов, лишая его всякого стимула к расширению производства, а установить твердый налог - процентное отчисление от урожая. Следует учесть, что эта мера первоначально считалась в партии самой ради­кальной и не предполагала изменения всей структуры экономики. Однако одна лишь ус­тупка крестьянам оказалась недостаточной для нормализации экономической жизни и вызвала к жизни другие изменения в области экономики.

СНК (Совет Народных Комиссаров) определил принципы работы государ­ственной промышленности в условиях нэпа: децентрализация управления от­расли, перевод предприятий на хозрасчет, материальное стимулирование ра­бочих, сдача предприятий в аренду, использование наемного труда в городе и деревне. Советы заменили органы чрезвычайной власти. Задачи осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма оказались отодвинутыми на бо­лее отдаленный срок.

Раскройте главные отличия нэпа от «военного коммунизма», определите об­щие черты обеих экономических политик.

Особо следует остановиться на том, почему с самого начала перехода к нэпу в самой партии стали формироваться устойчивые антинэповские настроения. Нэп вызвал протест и у значительной прослойки деревенской бедноты. К самостоятель­ной хозяйственной деятельности многие деревенские пролетарии и полупроле­тарии не были готовы. Свой протест против продналога они выражали в само­управстве, незаконных реквизициях, саботаже, срыве продналоговых кампаний. Антинэповские силы получили мощную поддержку в лице партийно-государ­ственного аппарата, который формировался и расширялся за счет пролетариев города и деревни.

Ленин с самого начала столкнулся с глухой стеной непонимания и неприятия нэпа не только в партийных и беспартийных массах, но и в руководящих сферах партии. Он предпринимает широкую кампанию по разъяснению принципов но­вой политики, созывает Х, чрезвычайную, конференцию РКП(б), где старается убедить товарищей по партии, что нэп вводится «всерьез и надолго». В ле­нинском понимании нэп - это опосредованный (через использование торговли, товарно-денежных отношений под контролем государства) путь к социализму. Введение нэпа предполагало принципиально иную концепцию «перехода к со­циализму» - концепцию постепенного, эволюционного развития общества, в котором на ос­нове состязательности различных форм собственности и экономических мето­дов хозяйствования происходило бы накопление необходимых предпосылок форми­рования «общества социальной справедливости».

Охарактеризуйте итоги первого года нэпа. Он стал серьезным испытанием нового курса, поскольку возникшие хозяйственные труд­ности были обусловлены перестройкой экономических отношений. Итоги первого нэповского года были подведены на XI съезде партии. В сфере экономики удержаться на позициях товарообмена не удалось, по всей стране шла бойкая купля-продажа. Ленин убеждал своих моло­дых товарищей «учиться торговать». Торговый бум оказался благом, при­лавки городов стали насыщаться товарами. Появилась конкуренция на рынке труда.

В конце ответа продумайте вопрос о том, какое влияние оказала новая эко­номическая политика на международные отношения.

3. Образование СССР в декабре 1922 г. во многом было обусловлено наследием прошлого и результатами гражданской войны. Складывавшаяся в течение нескольких веков многонациональная Российская империя закрепила экономическое и политическое объединение разных народов и территорий в одном государстве. Однако в 1917-1920 гг. в России усилились центробежные тенденции. Ряд народов заявил о своем праве на самоопределение в соответст­вии с Декларацией прав народов России, принятой советской властью в но­ябре 1917 г. Укажите, кто из народов, входивших в состав Российской им­перии, воспользовался правом наций на самоопределение, когда советское го­сударство признало их независимость в каждом конкретном случае. Что такое военно-политический союз республик? Когда он сложился?

Важным и сложным является вопрос о дискуссиях в партии по поводу новых форм государственности. Выявите разногласия в концепциях национально-государственного устройства стра­ны Ленина («федерация») и Сталина («автономизация»). Следует обратить внимание на то, что и ленинский, и ста­линский планы базировались на идеях классо­вой солидарности пролетариата, интернационализма, диктатуры пролетариата, однопартийного режима.

Проследите этапы образования СССР от принятия 30 декабря 1922 г. I съездом Советов СССР Декларации и Договора об образо­вании СССР в составе четырех республик: РСФСР, Украинской ССР, Белорус­ской ССР, Закавказкой Федерации - до конца 30-х гг., когда СССР насчитывал уже 15 союзных республик.

Проанализируйте содержание «грузинского дела». Было ли оно случайным инцидентом?

Союз был создан на провозглашенных Лениным принципах добровольности, равноправия суверенных республик, передачи ряда прав в пользу федеральной власти. За каждой республикой сохранялось право выхода из Союза, территория республик не могла быть изменена без их согласия. Таким образом, СССР объ­являлся федерацией независимых государств. Однако по существу СССР изначально был унитарным государством (что означает понятие «унитарное государство»?). Почему?

Заострите внимание на вопросе о том, почему идеи, на которых был заложен фунда­мент образования СССР, не выдержали испытания временем и привели к распа­ду СССР в 1991 г.?

Литература

Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского государства.М.,1992.

Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.

Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы. 20-е годы: Руководящие кадры государственного аппарата СССР. М.,2001.

Горинов М. НЭП: поиски путей развития. М.,1992.

Лютов Н.Л. Обречённая реформа. Промышленность России в эпоху нэпа. Ульяновск, 2002.

Мау В.А. Реформы и догмы 1914-1929. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

Национальная политика России: история и современность. 1997.

Новиков М. Исторический опыт НЭПА: идеи и реальности. М., 1997.

НЭП в контексте исторического развития России XX века. М., 2001.

Шишкин В. А. Власть, политика: послереволюционная Россия 1917-1928. СПб., 1997.

ЦакуновС.В. В лабиринте доктрины: Из опыта разработки эконмического курса страны в 192О-е гг. М., 1994.

Юбилей, которого никогда не было. М., 1998.

27. СОВЕТСКАЯ СТРАНА В ГОДЫ НЭПА (1923-1929 гг.)

1. Развитие страны в условиях нэпа: достижения, трудности, противоречия.

2. Идейно-политическая борьба в обществе и коммунистической партии в 20-е гг. Усиление режима политической диктату­ры.

3. Нарастание противоречий между рыночной экономикой и по­литической системой. Курс на свертывание нэпа.

1. Изучение данного вопроса следует начать с анализа нэповской организации общества, разработанной большевистским руко­водством, прежде всего В.Лениным, в начале 20-х гг. Эта модель включала следующие основные компоненты:

- в политико-идеологической области - жесткий однопартийный режим;

- в экономике - административно-рыночную систему хозяйст­ва, подразумевавшую минимальную связь с мировой экономикой, государственную собственность на крупную и среднюю про­мышленность, торговлю, транспорт, неэквивалентный обмен с деревней, торможение роста индивидуального крупного кре­стьянского хозяйства в деревне.

Продумайте вопросы, какие реформы управления про­мышленностью, торговлей, кооперацией проводились в 1921-1924 гг., когда была проведена денежная реформа, как из­менилась финансовая система.

Следует отметить, что в 20-е гг. прирост промышлен­ной продукции осуществлялся высокими темпами: 1921 г. - 42,1%; 1922 г. - 30,7%; 1923 г.- 52,9%; 1924 г. - 16,4% ; 1925 г. - 66,1% ; 1926 г. - 43,2%; 1927 г. - 14,2%.

Тяжелая промышленность восстанавливалась быстрее, чем легкая. К концу 20-х гг. советская экономика в целом достигла довоенного уровня. Но поддержание достигнутых показателей развития промышленности оставалось проблематичным. Приоритет развития крупной промыш­ленности осуществлялся за счет извлечений материальных средств из сельского хозяйства. В 1923 г. разразился «кризис сбыта». Определите, что это означало. Были ли еще кризисы нэпа? Если были, то когда и почему?

К 1925 г. нэповская экономика достигла пика в своем развитии. Валовой сбор зерновых превысил среднегодовой 1909-1913 гг. на 20,7%. Через год на уровень тех же лет вышло животноводство. Однако рост крупного товарного кре­стьянского хозяйства сдерживала налоговая политика. Прави­тельство без внимания отнеслось к различным формам коо­перации, которые объединяли около 1 млн. крестьянских хо­зяйств. В упадке находилась мелкая сельская промышлен­ность, которая могла бы обеспечить часть крестьянских по­требностей. Отсутствие кредитов и налоговый гнет сделали практически невозможным развитие этого сектора, процветав­шего до революции.

Следует особо остановиться на вопросе об отношении пра­вительства к крестьянству. Выясните, как складывались отноше­ния государства и зажиточного крестьянства, имела ли новая экономическая политика под собой достаточную социальную базу, почему промышленность не смогла обеспечить крестьян не­обходимыми товарами.

В заключение продумайте вопросы о том, на каких условиях можно было преодолеть противоречия нэпа, почему прави­тельство не закрепило успехи новой экономической политики, а стало свертывать нэп.

2. Важным и сложным является вопрос о внутрипартийных спо­рах на всем протяжении 20-х гг. Проблемы, вызванные трудностями нэпа, сталкивали партийных руководителей. В конце мая 1922 г. Ленин тяжело заболел. Оказывать влияние на политическую жизнь он уже не мог. Декабрь 1922 г. - март 1923 г. стал периодом, когда Ленин пытался подвести итог сделанному за последние годы. В «Письме к съезду», он дал оценку своим политическим соратникам: Троцкому, Каменеву, Зиновьеву, Бухарину, Пятакову, Сталину.

С 1923 г. началась от­крытая борьба между вождями за политическую власть. Она проходила в несколько этапов. Причем в условиях перепле­тения партийной, государственной, хозяйственной властей борьба претендентов за лидерство принимала форму соперничества кон­курирующих социально-экономических программ, выдвигавшихся в периоды сбоев нэповского хозяйственного механизма. Для характеристики этих процессов Вам надо разобраться в сле­дующих моментах: почему Троцкий в октябре 1923 г. обратился с письмом в Политбюро ЦК РКП(б), в чем суть этого письма, кто из партийных лидеров поддержал Троцкого, кто выступил его оппонентом, когда появился термин «троцкизм». Проследите, как хозяйственные трудности 1924-1925 гг. застави­ли партийно-государственное руководство предпринять новый политический маневр в целях удержания власти.

К середине 20-х гг. Сталину удалось сформировать метод борьбы с оппонентами, выражавшийся в опоре на закулисные действия преданных вождю партийных функционеров, в расколе оппозиционных сил, в широком использовании централизованного пропагандистского аппарата, а также органов ГПУ. Одновремен­но с 1925 г. обязательным ритуалом партийных съездов стали шумные славословия в адрес Сталина.

В 1927 г. было издано постановление, согласно которому Троцкий и Зиновьев были исключены из партии. Исключенными оказались также и Каменев, Смилга, Евдокимов, Раковский, др. С этих пор после каждого раунда внутрипартийных дискуссий число потенциальных наследников Ленина стало уменьшаться. Свертывание внутрипартийной демократии сопровождалось усилением культа личности Сталина.

Итак, в 20-е гг. в СССР сложилась однопартийная поли­тическая система. Марксизм стал официальной идеологией. При этом от­сутствовали политические гарантии невозобновимости большевистского террора, как в годы граждан­ской войны.

3. При ответе на данный вопрос желательно охарактеризовать противоречия нэпа в области экономики, в социально-политической сфере.

Между экономикой и политикой нарастал антагонизм. Чем динамичнее развивалась предпринимательско-рыночная тенденция в хозяйственной сфере, тем более быстрыми темпами она порождала своего политического могильщика. В городе монопольно правящую партию пополняли рабочие от станка, не питавшие особых симпатий к «нэпманам». В деревне вследствие проведения большевистским режимом строго классовой линии в политической сфере главным источником пополнения рядов партийно-советского аппарата являлись разорившиеся крестьяне. Эти слои населения были противниками рыночной экономики. Авторитарная система в политической сфере, «административная» схема развития советской экономики в конце 1927 - начале 1928 гг. положили конец нэпу.

Литература

Гетти А., Наумова О. Дорога к террору. М., 1999.

Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы. 20-е годы: Руководящие кадры государственного аппарата СССР. М.,2001.

Голанд Ю. М. Кризисы, разрушившие НЭП. Валютное регулирование в период НЭПА. М,, 1998.

Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: национально-культурная политика 1920-х годов .М.,1998.

Кривова Н.А. Власть и церковь в 1922 – 1925 гг : М., 1997.

Мау В.А. Реформы и догмы 1914-1929. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

Новиков М. Исторический опыт НЭПА: идеи и реальности. М., 1997.

НЭП в контексте исторического развития России XX века. М., 2001.

НЭП: Приобретения и потери. М. 1994.

Трухан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917-1929гг. М., 1994.

Шишкин В. А. Власть, политика: послереволюционная Россия 1917-1928. СПб., 1997.

Яковлев Н.Н. Сталин: путь наверх. М., 2000.

Новиков М. Исторический опыт нэпа: идеи и реальности. М., 1997.

.

Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: Из опыта разработки эко­номического курса страны в 1920-е гг. М., 1994.

28.ПОЛИТИКА « БОЛЬШОГО СКАЧКА».

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

И НАСИЛЬСТВЕННОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

1. Выбор пути: борьба альтернатив.

2. Форсированная индустриализация и переход к командной экономике.

3. Насильственная коллективизация и ее последствия.

1. К середине 20-х гг. завершилось восстановление народного хозяй­ства. Перед обществом и государством встали задачи, требовавшие выработки новых стратегических решений, иных политических лозунгов, создания системы управления народным хозяйством страны. Поиск практических путей осуществления социально-экономических преобра­зований был связан с преодолением острейших противоречий.

В 1925-1926 гг. большинство партии решительно поддержало идею о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. На первый план вышла проблема определения путей и методов социали­стического строительства. В руководстве партии и страны сформировались две основные стратегии экономического развития СССР.

Вам следует определить позицию Н.Бухарина, А.Рыкова, М.Том­ского. Они исходили из оптимального сочетания долей накопления и потребления в экономике страны. На XV съезде ВКП(б) в 1925 г. ими была представлена стратегия регулируемого рынка с использованием товарно-денежных отношений и политикой преодоления диспропорций эконо­мическими методами.

Одновременно предлагался и другой вариант развития страны. За ним стояли И.Сталин, В.Куйбышев, А.Микоян, Г.Орджоникидзе. Они склонялись к выводу об одновременном и равномерном дви­жении ко всем главным целям. ВСНХ, руководимый В. Куйбышевым с лета 1926 г., выступал за форсированное развитие тяжелой промыш­ленности.

В ходе политической борьбы верх одержала позиция Сталина. Как вы думаете, почему?

В это же время существовала и третья концепция экономического пути. Работы крупнейших экономистов того времени Н.Конд­ратьева, Н.Макарова, А.Чаянова, В.Новожилова учитывали экономические закономерности, объективные факторы развития страны, которые, как известно, не предполагают соотнесенности с лозунговой политикой правящей партии. В силу этого данная стратегия не могла быть принята на вооружение партийно-советским руководством.

2. Важнейшим направлением экономической политики 20-30-х гг. стала индустриализация. Здесь обратите внимание на следующий круг вопросов: что такое индустриализация, когда был провозглашен курс на индустриализацию, какие ее этапы Вы можете выделить, охарактеризуйте каждый из них. Какие трудности вставали перед страной во время проведения индустриали­зации? Почему? В чем сущность методов проведения индустриализа­ции? Охарактеризуйте внутрипартийные разногласия по вопросам о темпах, методах ее проведения.

Говоря об итогах индустриализации, укажите ее положительные и отрицательные стороны. Положитель­ным моментом является превращение страны в индустриально-аграрную державу. К концу 30-х гг. вошло в строй более 9 тыс. промышленных предприятий, были созданы новые отрасли промыш­ленности: автомобильная, тракторная, самолетостроение, станкостороение и т.д., увеличилась численность рабочего класса, исчезла безрабо­тица, повысился культурный уровень населения. Одновременно в этот период были заложены и негативные основы раз­вития производства: установилась государственная собственность, утвер­дился экстенсивный путь развития производства, нормой стала «пере­качка» средств из сельского хозяйства в промышленность. Форсированное развитие ведущих отраслей тяжелой промышленности сочеталось с от­ставанием промышленности, связанной со сферой потребления, сложился неэффективный метод жесткой централизации управления экономикой, широко использо­валась практика принудительного труда, эксплуатация заключенных ГУЛА­Га, получил распространение экономический авантюризм в планировании.

3. Политика форсированной индустриализации привела к необходимости изыскания средств и рабочих рук, результатом стало осуществление насильственной коллективизации.

В 1927 г. ухудшилось экономическое положение в стране. К январю 1928 г. было заготовлено на 128 млн. пудов хлеба меньше, чем к ян­варю 1927 г., под угрозой оказалось снабжение городов, армии, экспорт­но-импортный план. В этих условиях руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам. Была запрещена торговля хлебом, на дорогах по­ставлены заградительные отряды, которые препятствовали перевозке зер­на. Постарайтесь разобраться в причинах кризисной ситуации в стране.

В партии возникли разногласия по вопросам коллективизации, которые отра­жали различное понимание методов развития сельского хозяйства. Опре­делите, кто являлся сторонником экономических методов преобразования сельского хозяйства. Разберитесь, в чем сущность постановления ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

Выделите этапы коллективизации. Кто такие кула­ки? Каким было отношение к ним на разных этапах проведения коллективизации? Обоснуйте свой ответ примерами. Выясните последствия кол­лективизации. Что Вы знаете о голоде 1933 г. на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье?

Особое внимание обратите на итоги коллективизации. Ее воздействие на развитие сельского хозяйства было катастрофическим : произошло обнищание деревни, падение сельскохозяйственного производства, при­крепление колхозника к земле, усиление социальной однородности насе­ления страны.

Литература

Тепцов Н. Аграрная политика: На крутых поворотах 20-30-х гг. М., 1990.

Брюханов Б.Б., Шошков Е.Н. Оправданию не подлежит: Ежов и ежовщина. 1936-1938. СПб., 1998.

Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.

Иванова Г.М. ГУЛАГ в системе тоталитарного государства. М., 1997.

Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1993 гг). М., 2000.

Наши рекомендации