Роль НПО в сфере оказания специальных социальных услуг в Казахстане
В Казахстане за десять лет независимости сформировался неправительственный сектор, состоящий из общественных объединений, фондов, негосударственных некоммерческих учреждений и других организаций, занимающихся социальными вопросами. Анализ развития неправительственного сектора в Казахстане показывает, что процесс становления неправительственных организаций в республике прошел несколько этапов.
Первый этап охватывает период с конца 80-х годов по 1994 г. За это время, по оценкам отечественных и международных экспертов, было организовано более 400 неправительственных организаций. При этом они были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости и суверенитета Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований. Основная характеристика — отсутствие системности, стихийность в создании неправительственных организаций. Кроме того, в рассматриваемый период со стороны государства шел процесс выработки общих подходов и приоритетов по отношению к неправительственному сектору.
Второй этап — качественного и количественного роста неправительственных организаций — охватывает временные рамки с 1994 по 1997 гг. Численность неправительственных организаций за этот период возросла с 400 до 1600. Следует отметить не только количественный рост неправительственного сектора, но и дифференциацию по видам деятельности. Количественный рост неправительственных организаций в первую очередь можно объяснить массированной финансовой поддержкой со стороны международных фондов и организаций через систему грантов. Грантовая поддержка международных фондов и организаций была направлена в основном на проведение семинаров, «круглых столов», тренингов, носила организационно-технический, обучающий и методический характер.
Вместе с тем в эти годы была обозначена лишь общая позиция государства в отношении неправительственного сектора, не выработана в полном объеме единая государственная политика по взаимодействию с неправительственными организациями.
Анализ второго этапа показывает, что неправительственные организации возникали в основном за счет грантов, основными центрами развития неправительственных организаций были крупные города, особенно Алматы, а с переездом столицы в Астану стал активно развиваться неправительственный сектор. К концу второго этапа наметившийся рост неправительственных организаций постепенно переходит в новое качественное состояние. Неправительственный сектор страны нашел свое место в общественном процессе.
Третий этап начинается с 1998 г. и продолжается в настоящее время. Это качественно новый этап, характеризующийся конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с неправительственными организациями.
Количественный рост неправительственного сектора привел к тому, что сейчас существует около 3500 неправительственных организаций. И сегодня в «третьем секторе» Казахстана работают на постоянной основе около 35 тысяч человек, на временной (консультанты, эксперты) — до 50 тысяч человек и добровольцев — более 100 тысяч человек.
Анализ развития неправительственных организаций Казахстана показывает, что в настоящее время сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям: экологические — 15 %, детские и молодежные — 13,6, женские — 13,3, медицинские — 13,1, в области культуры, искусства, науки, образования — 12,5, правозащитные — 7,6, по социальной защите — 6,8, по поддержке общественных инициатив — 6, многопрофильные — 4,7, общества инвалидов — 4,4, по реабилитации детей-инвалидов — 3 % 15.
Неправительственный сектор в Казахстане за время своего развития в основном сформировался, стал реальной общественной силой и важным ресурсом дальнейшей демократизации страны. Государство оказывает действенную поддержку неправительственным организациям. Одним из свидетельств этого является принятие Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях Республики Казахстан».
Вместе с тем слабым местом в развитии неправительственных организаций в настоящее время является неравномерность развития неправительственного сектора в регионах, особенно в сельской местности. Анализ показывает активизацию неправительственного сектора в основном в крупных областных центрах и городах Астане и Алматы. Всего 8 % неправительственных организаций представлено на районном уровне, что совершенно недостаточно для развития общественной инициативы.
К общей характеристике третьего сектора следует добавить следующие отрицательные его черты:
– явная ориентация на политические или государственные структуры;
– «лидеральный» характер многих объединений;
– фрагментарность проявления их социально-политической активности.
Сюда же следует отнести отсутствие популярных массовых периодических изданий. Слабой остается материальная база общественных организаций. Это, в свою очередь, вызывает их зависимость от материальных вливаний со стороны коммерческих структур или государства.
Все эти негативные моменты существенным образом сковывают развитие гражданского общества в Республике Казахстан. Однако этот процесс неотвратим, его уже невозможно повернуть вспять, как, впрочем, и невозможно искусственно подстегнуть. Казахстанское общество выходит на путь естественного развития и самоорганизации.
Заключение
При написании данной курсовой работы я столкнулась с рядом сложностей, несмотря на это, как я считаю, поставленные задачи были изучены.
Изучив вопрос взаимодействия государства с общественным сектором был проведён подробный анализ.
Можно сказать, что сегодня, в демократическом обществе, неправительственный и государственный секторы свои функции воспринимают как вспомогательные для других институтов. Отношения между государством и общественным сектором в сфере предоставления социальных услуг имеют определённые сложности, так как сама сфера деятельности относительно других, новая, отсюда имеется проблема недостатка полноты информации.
Нет такой большой практики, чтобы точно понять, как необходимо работать, как нужно строить отношения в данной сфере, каким путём решать проблемы и преодолевать трудности.
Как нам известно, всё приходит с практикой, поэтому, я считаю, что всё покажет время. Перспективы развития сферы оказания социальных услуг во всём мире очень велики, так как в любой стране, независимо от экономики или государственного устройства всегда есть те люди, которые нуждаются в помощи и их достаточно много. Этот вывод можно сделать из факта, что даже государственный аппарат не может в полной мере оказать достойную помощь всем обратившимся. Пока есть те, кто нуждается в помощи – будет существовать данное направление. Поэтому сфера оказания социальных услуг будет жить, развиваться и процветать в любой стране мира,
В данной работе я попыталась определиться и ответить на вопрос, а что же лучше работает в сфере оказания социальных услуг? Государственный сектор, неправительственные или частные организации, и кому доверяют больше люди?
Изучив данный вопрос можно сказать, что нельзя точно определить, а что же лучше в сфере оказания социальных услуг: государственный аппарат, неправительственные или частные организации. Это зависит от множества факторов, таких как история развития сферы оказания социальных услуг в разных странах, экономика и политическое устройство государств, менталитет народа, проживающего на территориях различных стран, законодательная база в данной сфере и много другое.
Как я успела ранее заметить, сфера оказания социальных услуг имеет небольшую историю, возможно именно из-за этого нет точной и определённой системы, которая устраивала бы всех. Можно сказать только одно, что сейчас идут поиски альтернатив и инновационных способов интеграции некоммерческих организаций (государственных и неправительственных) и коммерческих (частных) в единую эффективную систему предоставления социальных услуг. Речь идет о такой системе, которая позволяет клиенту выбирать и получать услуги самого высокого качества при минимальных расходах государства.
Также каждый объект предоставления социальных услуг должен помнить о своей цели. Долгие десятилетия неправительственные организации и их члены действовали, руководствуясь исключительно идеями равенства, солидарности, общности. Люди не имели трудового соглашения, регламентирующего их деятельность, время и объём работы. Сейчас всё изменилось и в такой ситуации неправительственным организациям важно не потерять свою идентичность, которая лежит в основе их привлекательности, как для спонсоров, так и для клиентов. Завершить свой вывод хотелось бы словами Л. Айлона, который рекомендует современным неправительственным организациям, активным участникам рынка социальных услуг не забывать о своей основной цели и чаще ориентироваться на нужды клиента, а не на рост занимаемой ими части рынка.
Список использованной литературы
1. Наместникова И. В. Стратегии сотрудничества государства и общественного сектора в сфере предоставления социальных услуг: зарубежный опыт / И. В. Наместникова // Электронный журнал Московского государственного областного университета «Вестник». – 2011. - №4. – с. 101 – 107.
2. Подготовка и защита дипломных, курсовых и выпускных работ: Учебно - методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2008. – 59с.
3. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М.: Флинта, 1998
4. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под ред. Л. И. Якобсона. — М.: Вершина, 2008. — 296 с.
5. Капицына И. В. Государственная поддержка некоммерческого сектора сферы услуг // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008.- №54.
6. Павенко Н.В. Неправительственные организации в Казахстане - глазами экспертов.