Начало реформирования в Корее второй половины 19 в

22 января 1864 г. наследником корейского престола стал Ли Мен Бок - 12 летний племянник последнего короля (вана) и ввиду его малолетства страной стал править в качестве регента его отец Ли Ха Ынг (1820-1898), известный в истории Кореи как тэвонгун. Десятилетие правление принца-регента отличалось попыткой укрепления централизованного государства, реформирования военного дела, денежной системы, местного управления, борьбы с коррупцией и казнокрадством, введением новых налогов. Суть проводимых тэвонгуном реформ заключалась в попытке возродить сильную центральную власть. В 1864 г. тэвонгун издал указ, предусматривающий подчинение всех провинциальных ведомств только распоряжениям центральных институтов власти, тем самым он пытался пресечь вмешательство в административные дела местных влиятельных кланов.

Реформы внесли в значительной степени изменения в социальную структуру корейского общества, которое характеризовалось следующим образом. Высшее, привилегированное сословие традиционно образовывало гражданское и военное чиновничество - янбаны, делившиеся на столичных и провинциальных. С янбанским сословием были связаны существенные привилегии и преимущества, официально признанные за ними, но на практике, янбаны с течением времени стали пользоваться значительно более широкими правами и в конце концов сделались всесильными. К привилегиям янбанского сословия относилось прежде всего освобождение от воинской и натуральных повинностей, а до 1872 г. также от уплаты подушной подати. Не только личность янбана, но и его жилище были неприкосновенными.

Следующую ступень в иерархической лестнице корейского общества составляли так называемые средние люди-чунъины, которые были переходной ступенью от янбанов к простонародью и отличались своей малочисленностью. К среднему классу относились переводчики, астрономы, судьи, писцы, художники, врачи и др. Среднее сословие пользовалось в Корее всеобщим уважением и оно пользовалось некоторыми привилегиями, как например, право носить одинаковый с янбанами головной убор, освобождение от воинской и натуральной повинностей. Янбаны обращались с лицами среднего сословия почти как с равными.

Ниже чунъинов в правовом отношении находился простой народ- санъмины, основная масса которого состояла из крестьян-землевладельцев. Несколько ниже крестьян были торговцы. К следующей социальной группе принадлежали "мелкие", или "низкие" люди – чхонины.

К бесправному "подлому" сословию относились рабы (ноби), делившиеся на две категории: наследственных и временных, которые в Корее всегда строго различались. В то время как дети первых всегда являлись рабами, дети вторых в большинстве случаев становились свободными. Наследственные рабы делились по признаку своей принадлежности на государственных и частных.

Сословные права и ограничения в Корее строго соблюдались вплоть до конца XIX в. В соответствии с сословной принадлежностью регламен-тировались жилище, пища и одежда - простому народу запрещалось жить в больших домах, носить шелковую одежду и кожаную обувь. Простолюдин должен был оказывать различные знаки почтения янбанам, беспрекословно выполнять все их требования. Сословные ограничения и институт рабства были отменены в Корее законодательно в 1888 г. Люди "грязных, презираемых" профессий были приравнены со всеми остальными слоями общества. Однако в реальной жизни все эти нововведения претворялись в практику очень медленно, а традиционные социальные правила оставались в силе вплоть на начала следующего века.

Земельные отношения

Землевладение в Корее конца 19 в. было близким к частной собственности: по корейским законам, владетель земли мог ее продать, разделить и передать по наследству. Однако характерной чертой было существование государственной собственности на землю.

Наиболее обширными государственными землевладениями, сохранившимися до конца XIX в., были дворцовые земли, освобожденные от всех налогов. Земли правительственных, гражданских и военных учреждений по закону освобождались от налоговых повинностей, но с них взималась земельная подать, собираемая теми учреждениями, на содержание которых она предназначалась. В конце XIX в. многие категории государственных земель были упразднены. Государственная собственность сохранилась только на земли, приписанные к центральным и провинциальным учреждениям. Помещичье землевладение стало господствующим, а крестьяне - мелкие собственники составляли очень небольшой процент в корейской деревне.

После отмены в 1864 г. крепостной зависимости корейские крестьяне превратились в своем большинстве в арендаторов помещичьей или государственной земли. По материалам проведенного в начале XX в. обследования трех провинций: Хванхе, Пхёнан и Хамгён арендаторы составляли до 70% всех крестьян. Если арендаторы преобладали в деревнях северных провинций, то на юге, где товарно-денежные отношения были развиты сильнее и интенсивнее шел процесс обнищания крестьянства, они составляли абсолютное большинство.

Незначительный слой свободных крестьян-землевладельцев жил в деревнях-общинах.

В целом аграрная экономика Кореи второй половины XIX в. характеризуется продолжавшейся стагнацией и углублявшимся кризисом натурального хозяйства. Несмотря на довольно развитую систему агротехники, методов и приемов поливного земледелия сельское хозяйство страны носило экстенсивный характер и в сильной степени зависело от погодных условий. Кризис, вызванный социально-экономическими противоречиями усугубился рядом неурожайных лет, в особенности в северных провинциях, выразился в массовом разорении корейского крестьянства, эрозии традиционной организации общественной жизни, усилении имущественного расслоения аграрного населения, росте крестьянских бунтов и восстаний и эмиграции обеземелившихся, оставшихся без средств существования крестьян в российское Приморье и Манчжурию.

Наши рекомендации