Понятие класса занимает центральное место в мар-
Ксизме, где он определяется по отношению к средствам про-
изводства. Вне марксизма в основу определения классов
(подразумеваются слои-страты) кладутся такие критерии, как
Отношение к власти, собственности, доход, образ или уро-
вень жизни, престиж (это основные критерии теории соци-
альной стратификации). Но как бы то ни было, практически
все авторы согласны с такими признаками классов, как:
коллективное неравенство условий жизни и труда;
наследственная передача привилегий (не только собст-
венности, но и статуса).
Для классов характерно неравенство шансов, что выте-
кает из неодинакового уровня богатства, типа собственности,
юридических привилегий, культурных преимуществ и т.д.,
проявляется в определенном образе жизни и чувстве принад-
лежности к соответствующему слою.
Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль
главных носителей политических антагонизмов, в целом пра-
вильно описывала западно-европейскую ситуацию середины
XIX – начала ХХ веков. Однако это не означает ее безусловной
применимости к условиям других эпох и регионов. В настоя-
щее время, вероятно, не менее важную роль в качестве участ-
ников политического действия стали играть территориаль-
ные (нации и другие формирования внутри наций) и корпо-
ративные (профессиональные и парапрофессиональные)
группы. Так, принадлежность к территориальной группе с
История конфликтологии
особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты
между нациями могут быть чрезвычайно ожесточенными,
превосходя в этом отношении даже классовые.
Корпоративные группы образуются людьми, занимающи-
мися одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес,
банковская система, экспортные отрасли и др.). Факт выполне-
ния профессиональной деятельности одного вида часто порож-
дает сильное чувство солидарности, особенно в условиях неус-
тойчивой экономики. В случаях, когда образ жизни представи-
телей различных классов различается не очень сильно,
корпоративный дух может ослаблять классовую солидарность.
Что касается марксистской идеи революции, то опыт
России и других стран показывает сомнительное качество ро-
ждающегося в таком пламени общества с освобожденным на-
силием. Классик конфликтологии, немецкий социолог Ральф
Дарендорф считает «революции меланхоличными момента-
ми истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной
в страданиях и разочарованиях».
Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит
функционалистам: конфликт рассматривается как искаже-
ние, дисфункциональный процесс в общественных системах.
Ведущий представитель этого направления – американ-
ский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979)трактовал кон-
фликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необ-
ходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных
предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:
удовлетворение основных биологических и психологи-
ческих потребностей большей части общества;
эффективная деятельность органов социального кон-
троля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в
данном обществе нормами;
совпадение индивидуальных мотиваций с обществен-
ными установками.
По мнению функционалистов, в хорошо работающей
социальной системе должен господствовать консенсус, а кон-
фликт не должен находить почвы в обществе.
Конфликтология
Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и
представители школы «человеческих отношений» (public relations).
Известный представитель этой школы Элтон Мэйо
(1880-1949), американский социолог и психолог, один из осно-
воположников индустриальной социологии, утверждал, что
необходимо способствовать установлению мира в промышлен-
ности, это главная проблема современности. В своих рекомен-
дациях капитанам промышленности он доказывал необходи-
мость замены индивидуального вознаграждения групповым,
экономического – социально-психологическим, подразумевая
благоприятный моральный климат, удовлетворенность тру-
дом, демократический стиль руководства.
Со временем оказалось, что ожидания, связанные с дея-
тельностью школы «человеческих отношений», были чрез-
мерными, ее рекомендации все чаще стали подвергаться кри-
тике. В 50-е годы стала ощущаться смена теоретической ори-
ентации, наметился возврат к конфликтной модели общества.
Критически переосмысливался функционализм, критика в
адрес которого была направлена против неспособности дать
адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к
функционализму способствовала работа американского со-
циолога Роберта Мертона «Социальная теория и социаль-
ная структура» (1949), в которой он обстоятельно проанали-
зировал социальные аномалии.
В это же время появились современные, наиболее по-
Пулярные концепции социального конфликта, условно на-
званные диалектическими: конфликт функционален для со-