Государственно-властные полномочия Президента
Для реализации рассмотренных выше функций Президент Российской Федерации наделяется Конституцией и федеральными законами государственно-властными полномочиями.
Несомненно, что конституционные полномочия главы Российского государства должны составлять основу его полномочий, которые находят отражение в действующем федеральном законодательстве. В целом такие полномочия совпадают c конституционными и конкретизируют их. В связи c этим актуальной представляется задача обеспечения конституционности полномочий главы Российского государства в различных областях государственной деятельности.
Для решения такой задачи в науке государствоведения представляется актуальной и значимой проблема так называемых скрытых полномочий Президента, т. е. тех, которые не закреплены в законе, но вытекают из смысла положений ст. 80 Конституции Российской Федерации о его функциях.
К числу таковых могут быть отнесены полномочия Президента по назначению и освобождению от должности полномочных представителей главы государства в федеральных округах. Можно предположить, что данное полномочие вытекает из положений п. «к» ст. 83 Конституции, где в самом общем виде закреплено полномочие Президента назначать своих представителей.
Конституционный Суд Российской Федерации допускает в принципе существование таких скрытых полномочий Президента, но считает, что «при определении пределов деятельности Президента в тех случаях, когда закон детально не регламентирует его полномочия, необходимо руководствоваться “рамками”, определенными принципом разделения властей, требованиями ст. 90 Конституции, согласно которой указы и распоряжения не должны противоречить Конституции».
Как справедливо отмечает М. В. Баглай, не закрепленные в Конституции полномочия Президента в области обороны могут выявляться в экстраординарных условиях, но для их реализации глава Российского государства должен получить «признание таких полномочий парламентом или опираться на судебное толкование». И. В. Котелевская считает, что при закреплении полномочий органов государственной власти может применяться «полураскрытый» способ, при котором «подробный перечень полномочий сочетается c возможностью широкого выбора объектов законодательного регулирования».
Справедливо полагать, что в столь противоречивых, на первый взгляд, суждениях есть и много общего, поскольку все ученые исходят из того, что: во-первых, в условиях правового государства существует общее правило о том, что полномочия органов государственной власти Российской Федерации должны быть детально регламентированы в Конституции и законе; во-вторых, скрытые полномочия Президента России являются исключением из общего правила и их возникновение возможно только в экстремальных условиях для принятия мер оперативного характера по отражению агрессии против Российской Федерации или для устранения угроз такой агрессии; в-третьих, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и Президента, в период военного времени должны быть урегулированы специальным законом, предусматривающим особенности правового регулирования такого рода общественных отношений; в-четвертых, полномочия Президента России не могут носить абсолютного характера и должны быть ограничены полномочиями других органов государственной власти Российской Федерации.
Конституция закрепляет следующие виды полномочий Президента:
а) полномочия поформированию государственных органов (Правительства, Совета Безопасности, Администрации Президента) и назначению должностных лиц (Председателя Правительства, Председателя Центрального банка, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, полномочныхпредставителей Президента, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях) (ст. 83);
б) полномочия по взаимодействию c Государственной Думой и Советом Федерации поповоду назначения выборов, ее роспуска, назначению референдума, участия в законодательном процессе, обращения c посланиями (ст. 84);
в) полномочия по взаимодействию c органами государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные c использованием согласительных процедур для разрешения разногласий между ними и органами государственной власти Российской Федерации, а также приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 85);
г) полномочия в области внешней политики и международных отношений, связанные c осуществлением руководства внешней политикой, ведением переговоров, подписанием ратификационных грамот, принятием верительных и отзывных грамот (ст. 86);
д) полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, связанные c проведением мероприятий, вытекающих из режима военного положения (ст. 87);
е) полномочия, вытекающие из режима чрезвычайного положения (ст. 88);
ж) полномочия в сфере личного статуса главы Российского государства, связанные c решением вопросов гражданства, помилования, награждения государственными наградами, присвоением почетных званий, высших воинских и специальных званий (ст. 89);
з) полномочия Президента в области обороны и безопасности по назначению и освобождению высшего военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждению военной доктрины, участию в юридических процедурах, связанных c решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации, а также войны и мира (ст. 83, 102, 106) и др.