Характеристика основных внешних функций российского государства
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.
В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:
- последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;
- создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.
Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.
1. Военную — в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.
Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.
2. Функцию сотрудничества с другими государствами — она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.
Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:
- в экономике;
- поддержании мира и мирового правопорядка;
- природоохранительной деятельности;
- борьбе с международной преступностью;
- сфере науки, культуры, образования;
- решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.
18.Формы и методы осуществления функций государства.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Формы осуществления функций государства– упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.
Формы осуществления функций государства:
1) правовая деятельность– однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов по поводу издания и реализации юридических актов:
а) правотворческая деятельность,направленная на издание, изменение либо отмену нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность,направленная на реализацию, исполнение нормативных правовых актов посредством издания актов применения права:
– оперативно—исполнительная деятельность государственных органов,связанная с разрешением повседневных вопросов по изданию актов применения права;
– правоохранительная деятельность государственных органов,направленная на охрану норм права от нарушений, защиту гражданских прав и обеспечение выполнения обязанностей;
2) организационная– однородная по своим внешним признакам и не влекущая юридических последствий деятельность государства:
а) организационно—регламентирующая деятельность,направленная на решение конкретных политических задач, на технико—организационное обеспечение функционирования государственного механизма;
б) организационно—хозяйственная деятельность,направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций;
в) организационно—идеологическая деятельность,повседневно использующая разъяснительные и воспитательные методы.
С другой точки зрения формы осуществления функций государства– деятельность основных звеньев государственного механизма, специфическая деятельность которых отличается от деятельности негосударственных организаций и объединений.
В связи с этим выделяют следующие виды форм осуществления функций государства:
1) законодательная– деятельность законодательных (представительных) государственных органов, направленная на издание обязательных для исполнения всеми нормативных правовых актов;
2) исполнительная– деятельность органов исполнительной власти, направленная на повседневную реализацию государственных функций в различных сферах общественной жизни;
3) судебная– деятельность судебных органов по осуществлению правосудия;
4) контрольно—надзорная– деятельность государственных органов по осуществлению государственного надзора и контроля над законностью на всей территории государства.
Методы осуществления функций государства– средства, посредством которых решаются задачи государства (убеждение, принуждение, прогнозирование, планирование и т. д.).
19.Понятие и структура механизма государства.