Административное управление в послепетровской России
Петр I оставил страну в условиях тяжелейшего финансового кризиса, усугублявшегося тем, что вскоре после смерти царя обнаружилась тщетность надежд на исправление положения посредством новой налоговой системы. Разоренное более чем двадцатилетней войной, множеством косвенных налогов и повинностей население было неспособно заплатить даже сравнительно небольшую подушную подать, которой обложил его царь. В этих условиях новые правители страны — достаточно опытные и прагматично настроенные администраторы — вынуждены были прибегнуть к определенной корректировке петровского наследия. По сути, речь шла об испытании созданной Петром I системы реальной жизнью. Выход из создавшегося положения видели, во-первых, в пополнении государственной казны за счет торговли, прежде всего внешней, и, во-вторых, в сокращении государственных расходов, и в первую очередь — расходов на содержание армии и государственного аппарата.
Уже в первый год жизни России без Петра I со всей очевидностью обнаружились недостатки созданной им системы. Так, предложения сената, направленные на решение финансовой проблемы путем сокращения расходов на армию, натолкнулись на яростное сопротивление Военной коллегии и вылились в почти открытый конфликт генерал-прокурора сената и президента коллегии. Разрешить этот конфликт,-то есть оперативно принять важное политическое решение, могла лишь верховная власть в лице императрицы, но для этого нужно было обладать соответствующей политической волей и, что еще важнее, видением и пониманием стратегических задач развития страны.
Екатерина I, вступившая на престол в 1725 году, ни такой волей ни таким видением не обладала. Сенат по своей структуре, широчайшей сфере компетенции и принятым в нем процедурам также оказался неспособным к принятию оперативных решений, и, таким образом, в созданной Петром I государственной машине явственно обнаружилась лакуна, вследствие которой она оказывалась не в состоянии эффективно управлять страной.
В феврале 1726 года эта лакуна была восполнена созданием Верховного тайного совета в составе 6 человек, в том числе президентов Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий. Верховный тайный совет явился первым из подобных органов высшего управления, регулярно возникавших затем на протяжении всего XVIII века, юридический статус, сфера компетенции, властные полномочия и состав которых на разных этапах были различными. Эти органы то полностью подменяли собой царствующих императоров и императриц, то выполняли чисто совещательные функции, отражая тем самым зависимость характера власти от личных качеств ее верховного носителя. Это, в свою очередь, демонстрирует особенности управления Российским государством в XVIII веке, когда предпринимавшиеся в течение всего столетия попытки кодификации законодательства приходили в столкновение с самим принципом самодержавия, поскольку определение сферы компетенции того или иного органа высшей власти косвенно содержало в себе угрозу ограничения власти царской.
Применительно к Верховному тайному совету в исторической литературе существуют дискуссии относительно того, ограничивал ли этот орган самодержавие формой своего рода олигархического правления. Большинство историков, однако, отмечают, что совет оставался подконтрольной государю высшей правительственной инстанцией, совмещавшей высшую законосовещательную, судебную и распорядительную власть8. Уже на первом этапе деятельности совета произошло разграничение его полномочий с сенатом. Значение последнего снизилось, и он даже был переименован из «правительствующего» в «высокий». Однако совет не подменял собою сенат, рассматривая лишь те дела, которые не подпадали под существовавшие законодательные нормы, а также имевшие первостепенное политическое значение.
Как уже говорилось, главной заботой членов Верховного тайного совета стало решение финансовой проблемы, в том числе за счет сокращения государственных расходов, в частно-
сти на содержание аппарата, а также за счет совершенствования контроля в финансовой сфере. С этой целью Штатс-кон-тора была подчинена Камер-коллегии, и, таким образом, учет прихода и расхода государственных средств был сосредоточен в одном учреждении. Также произошло сокращение штатов коллегий, причем в соответствующем указе отмечалось, что коллегиальный способ принятия решений зачастую тормозит этот процесс. Одновременно было решено не платить денежное жалованье мелким чиновникам местных учреждений, а также некоторых центральных ведомств, чьи функции были связаны с решением дел по прошениям от населения, поскольку такие чиновники могли, по мысли членов совета, «кормиться от дел», то есть за счет подношений просителей. Было сокращено и число самих центральных ведомств. Так, была ликвидирована Мануфактур-коллегия, превратившаяся в контору при сенате. Верховники считали, что представители купечества могут собираться раз в год для самостоятельного решения важнейших вопросов, относящихся к их деятельности. Значительной реорганизации, по решению Верховного тайного совета, подверглись также судебная система и местное управление. Уже в 1726 году, ссылаясь на убытки, которые терпит население, вынужденное ездить в центры провинций для обращения в надворный суд, в уездные города были назначены воеводы для исправления судных и розыскных дел. Позднее надворные суды были вообще ликвидированы. Ликвидирован был и Главный магистрат, после чего городовые магистраты подчинили уездным воеводам.
Таким образом, уже в первые годы после смерти Петра I членами Верховного тайного совета были внесены существенные коррективы в созданную им систему административного управления. Однако эти коррективы не затронули основ петровской системы, воплощенных в Табели о рангах, Генеральном регламенте, губернском устройстве и системе коллегий. Деятельность Верховного тайного совета была рациональной реакцией на конкретную ситуацию, и, в конечном счете, принятые им меры ^>ыли направлены на дальнейшую централизацию власти. Петровская же система доказала свою жизнеспособность, а реформы Петра в целом — свою необратимость.
Воцарение в январе 1730 года императрицы Анны Иоаннов-ны уже в марте того же года привело к ликвидации Верховного тайного совета. Новая власть, однако, сознавала, что образовавшуюся в результате этого лакуну необходимо каким-то образом восполнить. Первоначально сделать это решено было
за счет повышения эффективности деятельности сената. Число сенаторов было увеличено до 21, а сам он был разделен на пять экспедиций-департаментов с распределением между ними основных сфер государственного управления. Изменен был и порядок принятия решений. Если прежде сенаторы коллективно обсуждали документы, докладываемые им сенатскими чиновниками, то теперь сами сенаторы, заседая в отдельных департаментах, готовили документы, а затем решения по ним принимались в общем собрании сената и еженедельно докладывались императрице.
Этот вновь установленный порядок принятия важнейших политических решений продержался недолго. Уже вскоре выяснилось, что, выслушивая доклады сенаторов раз в неделю, императрица не справляется с потоком государственных дел и нуждается в промежуточном между ею и сенатом органе, способном принимать оперативные решения. Таким органом стал созданный осенью 1731 года Кабинет министров. Первоначально статус Кабинета был еще более неопределенным, чем Верховного тайного совета, и он играл роль неофициального секретариата императрицы. Однако эта же неопределенность, наряду с высоким статусом в иерархической системе управления, предопределила распространение власти Кабинета на разные области управления, вмешательство во все вопросы, непосредственное подчинение ему различных учреждений и посылку указов на места, минуя сенат. Последний даже вынужден был требовать от местных учреждений присылки копий указов, полученных ими от Кабинета. Одновременно сенат был не прочь переложить на Кабинет ответственность за любые, даже самые незначительные вопросы. Роль Кабинета постепенно росла, и уже в 1733 году стали появляться издаваемые им законодательные акты с формулой «по указу Ее императорского величества», а в 1735 году указом императрицы подписи трех кабинет-министров были приравнены к ее собственной.
Одним из первых решений, принятых по предложению реорганизованного сената, было воссоздание в Москве Судного и Сыскного приказов. Аргументация сенаторов при этом была связана с тем, что Московская губернская канцелярия, в чьем ведении после ликвидации надворных судов оказалось рассмотрение разного рода тяжб, не справляется с огромным потоком дел, вызванных сосредоточением именно в Московской губернии большого числа дворян-помещиков. Таким образом, воссозданные приказы, в отличие от своих предшественников в XVII веке,
были учреждениями не общегосударственного, но губернского уровня, подчиненные Юстиц-коллегии. В конце 1730 года был восстановлен еще один приказ — Сибирский. При этом также ссылались на задержки в управленческом процессе, связанные с обширностью Сибирской губернии. Однако приказ не подменял собой губернатора, а лишь освободил его от некоторых направлений деятельности, главным образом связанных с ревизией финансовых документов и сбытом пушнины. На протяжении XVIII века новые учреждения со старым названием «приказы» возникали еще не раз, но всегда это были учреждения местного уровня, своей организацией и принятыми в них управленческими процедурами никак не повторяющие допетровские учреждения и, таким образом, являвшиеся приказами лишь по названию.
В первый же год царствования Анны Иоанновны некоторые коррективы были внесены и в местное управление. Именным указом было установлено, что воеводы на места должны назначаться сроком на два года, после чего обязаны являться в сенат с полным комплектом документов, отражающих их деятельность. Если затем в течение года на воеводу не поступало никаких жалоб, он получал новое назначение в другое место. Подобная частая сменяемость глав местной администрации должна была, по мысли законодателя, стать средством борьбы с коррупцией, однако практическая реализация этой меры наталкивалась на отсутствие достаточного числа лиц, способных исполнять воеводские обязанности.
Основной проблемой для новой власти, как и для Верховного тайного совета, оставался сбор налогов. Разнообразные попытки решить эту проблему за счет изменения самой практики сбора податей успеха не принесли, и в 1731 году была предпринята беспрецедентная мера: наряду с основанной еще Петром I Камер-коллегией было создано действующее параллельно еще одно аналогичное учреждение. К радикальным изменениям, однако, это не привело, и к 1738 году, несмотря на то, что за этот период населению неоднократно «прощались» отдельные недоимки, а сами налоги временно снижались, общая сумма недоимок составила гигантскую для того времени сумму — около двух миллионов рублей.
Поправить финансовое положение страны правительство Анны Иоанновны, как и его предшественники, пыталось за счет развития торговли и промышленности, что отражалось и на управлении этой сферой. Уже в 1731 году было решено, что, поскольку продукция казенных металлургических заводов и ману-
фактур продается через Коммерц-коллегию, существование отдельных Берг-коллегии, Мануфактур-конторы при сенате и Ком-мерц-коллегии лишено смысла, и они были объединены в одно учреждение с тремя соответствующими экспедициями. Однако спустя еще несколько лет (1736 г.) Берг-коллегия была воссоздана в виде Генерал-берг-директориума. Но к этому времени уже стало очевидно, что правительство не справляется с управлением казенными заводами и не имеет достаточно средств для расширения производства, в связи с чем было принято решение о необходимости приватизации горнозаводской (металлургической) промышленности.
Последние годы правления Анны Иоанновны отмечены интенсивными, но не слишком успешными попытками наведения исполнительской дисциплины. Сенат требовал от центральных учреждений сведений об исполнении своих указов, регулярных отчетов о нерешенных делах и точного соблюдения чиновниками норм Генерального регламента в части продолжительности рабочего дня. Между тем оставлял желать лучшего и уровень подготовки самих чиновников. Так, в указе 1737 года констатировалось, что и в самом сенате, и в других центральных ведомствах немало служащих, которые «ничего не делают для того, что недостаток ума их до того не допущает»9.