Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев
Причины:
– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
- отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации:
- использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка № 3.
Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Причины:
– низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Рекомендации:
- внимательно изучить соответствующую нормативную базу;
- получить квалифицированную консультацию у специалиста.
Ошибка № 4.
Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс – республика".
Причины:
– стремление соответствовать "моде" на использование государственной символики.
Рекомендации:
- вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления;
- использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления.
Ошибка № 5.
Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
Причины:
– стремление соответствовать задаваемым научно-методическим "стандартам";
– желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".
Рекомендации:
- используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям, и старшеклассникам.
Третья группа. Ошибки и затруднения, связанные
с обеспечением функционирования ученического самоуправления
Ошибка № 1.
Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
Причины:
– непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем – и функционированием ученического самоуправления.
Рекомендации:
- еще раз ознакомиться в требованиями российского законодательства;
- просмотреть устав школы и внести необходимые изменения;
- разработать и принять дополнительные локальные акты.
Ошибка № 2.
Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления.
Причины:
– недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки преемников.
Рекомендации:
- разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечит преемственность поколений ;
- постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
Ошибка № 3.
Слабая методическая подготовка педагогов.
Причины:
– пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;
– Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.
Рекомендации:
- сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
- организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
Ошибка № 4.
Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.
Причины:
– физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, оргтехнику и т.д.;
– непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.
Рекомендации:
- выделить (по возможности) специальное помещение или часть помещения и составить график его использования с учетом работы органов ученического самоуправления.
Ошибка № 5.
Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.
Причины:
– убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".
Рекомендации:
- составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.
Четвертая группа. Ошибки, связанные с отношением
к ученическому самоуправлению
Ошибка № 1.
Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета.
Причины:
– замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере и решении «своих» проблем.
Рекомендации:
- сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
- проведение совместно подготовленных мероприятий.
Ошибка № 2.
Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
Причины:
– явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.
Рекомендации:
- четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.
Ошибка № 3.