Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев

Причины:

– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;

- отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.

Рекомендации:

- использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.

Ошибка № 3.

Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.

Причины:

– низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.

Рекомендации:

- внимательно изучить соответствующую нормативную базу;

- получить квалифицированную консультацию у специалиста.

Ошибка № 4.

Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс – республика".

Причины:

– стремление соответствовать "моде" на использование государственной символики.

Рекомендации:

- вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления;

- использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления.

Ошибка № 5.

Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.

Причины:

– стремление соответствовать задаваемым научно-методическим "стандартам";

– желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".

Рекомендации:

- используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям, и старшеклассникам.

Третья группа. Ошибки и затруднения, связанные
с обеспечением функционирования ученического самоуправления

Ошибка № 1.

Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.

Причины:

– непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем – и функционированием ученического самоуправления.

Рекомендации:

- еще раз ознакомиться в требованиями российского законодательства;

- просмотреть устав школы и внести необходимые изменения;

- разработать и принять дополнительные локальные акты.

Ошибка № 2.

Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления.

Причины:

– недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки преемников.

Рекомендации:

- разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечит преемственность поколений ;

- постоянно обновлять программы и методику обучения актива.

Ошибка № 3.

Слабая методическая подготовка педагогов.

Причины:

– пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;

– Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.

Рекомендации:

- сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;

- организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.

Ошибка № 4.

Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.

Причины:

– физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, оргтехнику и т.д.;

– непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.

Рекомендации:

- выделить (по возможности) специальное помещение или часть помещения и составить график его использования с учетом работы органов ученического самоуправления.

Ошибка № 5.

Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.

Причины:

– убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".

Рекомендации:

- составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.

Четвертая группа. Ошибки, связанные с отношением
к ученическому самоуправлению

Ошибка № 1.

Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета.

Причины:

– замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере и решении «своих» проблем.

Рекомендации:

- сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;

- проведение совместно подготовленных мероприятий.

Ошибка № 2.

Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.

Причины:

– явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.

Рекомендации:

- четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.

Ошибка № 3.

Наши рекомендации