Национальная хозяйственная система «традиционного» типа
В национальных хозяйственных системах этого типа решение основных проблем определяется традициями, которые передаются из поколения в поколение. Эти традиции определяют какие товары и услуги следует производить, определяют способ производства, группируют потребителей на определенные категории.
Технический прогресс в такие страны проникает с трудом и связан с отраслями, которые не являются традиционными для этой страны.
Как правило, экономика является многоукладной, а это означает, что вместе существуют и частная, и государственная, и смешанная собственность, существует и натуральное хозяйство.
Национальный капитал имеет мелкотоварный характер, а иностранный капитал функционирует, наоборот, в виде крупного бизнеса.
В таких системах государство всегда играет важную роль. В первую очередь это связано с тем, что подавляющее число населения является бедным. Государство может разрешить многочисленные экономические и социальные проблемы (в таких условиях).
Функция государства – перераспределение средств через национальный бюджет (вкладывает в здравоохранение, образование, так как большинство населения не имеют средств на решение этих социально-важных проблем для себя).
Переход от одной экономической системы к другой занимает определенное время. В этот период времени возникают многочисленные проблемы, которые не характерны для стабильных экономик. В связи я этим должна формироваться, и определятся экономическая политика, которая отличается от экономической политики в устойчивых экономических системах.
Переход экономики из одного состояния в другое является объективным процессом. Этот период времени принято называть переходным этапом экономики или просто «переходная экономика». Общим для всех переходных экономик является наличие черт и старой, и новой экономической системы.
Можно выделить основные черты переходной экономики:
1. Формирование основы новой экономической системы, это означает формирование новых форм хозяйственных связей. Этот процесс инновационный. Инновационность связана, в первую очередь, с людьми, представления которых о принципах отношений не могут одномоментно преобразоваться в новые.
2. Обязательно в этот период существует многоукладность экономики. Это связано с инерционностью преобразований. Эта многоукладность не позволяет сформироваться новым экономическим связям, тормозит их.
3. Переходную экономику характеризует неустойчивость, как внутреннее свойство переходной экономики.
4. Относительная длительность преобразований.
В соответствии с этими чертами должна формироваться экономическая политике государства.
Особенности формирования экономической политики в таких условиях обусловлены рядом обстоятельств.
В стабильных условиях, в условии оптимального равновесия экономическая система обладает свойствами самоорганизации и саморегулирования, а государственное регулирование является фактором стабилизации, то есть позволяет создать устойчивость экономической системы.
Переходная экономика является системой, которая выведена из состояния равновесия. Поэтому методы организации экономической системы в этот период должны во многом отличаться от методов и способов регулирования в стабильной равновесной экономике. Государство должно играть исключительно активную роль в развитии новых хозяйственных связей, экономических отношений для приведения всей экономической системы в равновесие.
В переходной экономике структурные изменения не могут происходить автоматически и требуют участия государства в этом процессе. Это связано с рядом негативных явлений, которыми сопровождаются переходные процессы, такие как: спад производства, увеличение безработицы, увеличение темпов инфляции. В этих условиях приоритетной становится такая функция государства, как проведение эффектмвной стабилизационной политики.
Выделяют несколько типов стабилизационной политики:
1. гетеродоксальная
2. ортодоксальная
3. массу их комбинаций
Гетеродоксальная политика - характеризуется постепенной либерализацией экономической жизни при активной роли государства. Государство при проведении этой политики сохраняет контроль над ценами, тарифами по группам товаров, которые имеют важное значение для национальной экономики (основные виды продуктов питания). Со стороны государства осуществляется валютный контроль и контроль за внешнеэкономической деятельностью. Государство напрямую участвует в формировании рыночной инфраструктуры, долгое время оставляя за собой в своей собственности важные отрасли национальной экономики, а также поддерживая отрасли, имеющие существенное влияние на национальную экономику через субсидии, субвенции и предоставление налоговых льгот. Государство сознательно сдерживает рост доходов, а дефицит государственного бюджета ликвидируется при помощи выпуска государственных ценных бумаг.
Ортодоксальная политика – предполагает резкую либерализацию всех сфер хозяйственной деятельности, включая и внешнеэкономическую. Это означает установление жесткой конкуренции для национальных производителей. Такая политика основана на применении чисто рыночных регуляторов. Осуществляется либерализация цен при ограничении роста заработной платы, объединение всех слоев населения. Функции государства достаточно ограничены. Основная задача государства – поддержание стабильного бюджета реализуется через ограничение государственных расходов и поддержанием темпов прироста денежной массы в соответствии с реальным ростом объема выпускаемой продукции.
Фискальная политика.