Стадиально-цивилизационный подход
Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации».
Концепция восходящего движения общества от одной стадии к другой означает поступательное наращивание им своих достижений в сфере хозяйства, социальной самоорганизации и духовной культуры. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные содержательные характеристики этих стадий, отражающих хозяйственную, социальную и духовную эволюцию общества.
Признаки стадии «дикости».
- Хозяйство присваивающего типа, основанное на занятиях, представляющих собой экстенсивное взаимодействие с природой: собирательстве и охоте.
- Социальная самоорганизация в виде небольших автономных общин (в несколько сот человек), имеющих кровно-родственную основу и жёсткую поло-возрастную стратификацию.
- Духовная культура, главными и высшими формами выражения которой являются ритуал и ранние формы религии (тотемизм фетишизм, магия, анимизм), что обусловлено господством мифологического мировоззрения и отсутствием индивидуального сознания.
Признаки стадии «варварства».
- Хозяйственный уклад общества характеризуется переходом от экстенсивного взаимодействия с природой к интенсивному, в связи с чем присваивающая хозяйственная деятельности (собирательство и охота) сочетаются с элементами зарождающегося производящего хозяйства, включающего в себя земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю.
- Социальная самоорганизация характеризуется переходом от кровно-родственных к территориально-политическим основам, складыванием масштабных межплеменных объединений.
- Духовная культура характеризуется появлением патриархальных семейно-родовых культов предка, культа вождей, культа племенных богов и формированием на этой основе политеизма (язычества), появлением рисуночного письма (пиктография).
Признаки стадии цивилизации.
- Развитая хозяйственная система, разделения труда в виде выделения в самостоятельные специализированные, виды хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесленного производства, торговли.
- Устойчивый институт государства
- Духовная культура, базирующаяся на развитой письменной традиции, календарном летоисчислении и индивидуальном сознании.
- Город как новый тип поселения, выполняющий функции центра экономической, политической и культурной жизни общества.
Период цивилизации делится на выделяют агарную, индустриальную и постиндустриальную стадии, или агарную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Признаки аграрной цивилизации:
- создание обществом основных богатств в сфере аграрного производства (земледелии, скотоводстве), которая охватывает большую часть населения;
- использование в ремесленном производстве простых орудий труда и технологий, основанных на ручном труде;
- преобладание натуральных форм хозяйства;
- эмпирическое познание, господство мифов и религий;
- сохранение господства коллективистского сознания и связанной с ним сословной и патриархальной социальной самоорганизации.
Признаки индустриальной цивилизации:
- создание обществом основной доли богатств в сфере промышленного производства, где сосредотачивается основная часть населения;
- использование в промышленном производстве машинной технологии и фабричной организации труда;
- превращение массового рыночного производства в основу экономической жизни;
- рациональное восприятие мира и применение научного знания, центральная роль научно-технической деятельности;
- переход от коллективистского к индивидуализированному сознанию, тенденция к стиранию наследственных социальных различий, традиционных сословных привилегий и установлению равных гражданских прав и всеобщего равенства перед законом.
Признаки постиндустриальной цивилизации:
- появление принципиально новых технологий – ядерных, информационных, космических; превращение производства и использования научно-технической и других видов информации в главный фактор общественного развития;
- замена массового стандартизованного производства системой индивидуального производства, в основе которого лежит умственный труд, основанный на информации и супертехнологиях;
- новая система ценностей, ориентированная на децентрализацию, независимость, многообразие, индивидуализм.