Цивилизационный подход к типологии государств
Цивилизационный подход к типологии государств предполагает выделение цивилизации в качества критерия. Это определяет необходимость исследования закономерностей государственно-правового развития через все формы деятельности человека - экономическую, политическую, социальную, религиозную, духовную, культурную - во всем многообразии общественных связей. По словам А. Дж. Тойнби, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономические и, тем более, политические критерии кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.
При типологии государств по цивилизационному критерию следует исходить из того, что, во-первых, существование единой цивилизации невозможно. Социальные нормы, ценности, принципы, социальные институты одного общества не могут считаться эталоном для других. Поэтому понятие «общечеловеческие ценности» является понятием скорее метафорическим, чем строго научным. Во-вторых, цивилизации не располагаются иерархически, каждая из них уникальна. В-третьих, цивилизации не являются обособленными. Их развитие во многом зависит от достижений параллельно существующего общества. В частности, это происходит и из-за активных миграционных процессов, когда ценности восточной цивилизации интегрируются в западные, и из-за процесса культурно-религиозной, главным образом, католической экспансии, когда западные ценности реформируют мировоззрение восточного общества.
В рамках учебного пособия цивилизацияпонимается какуровень развития общества, выражающийся в формировании и осознанной реализации ментального, культурного, образовательного, этнического, политического, интеллектуального, социализационного интересов. Каждому типу цивилизации соответствуют определённые государства. При этом цивилизация выступает в качестве совокупности духовно-культурных достижений общества, а государство – как средство реализации, защиты и развития таких достижений и связанных с ними интересов. Интересов не только и не столько экономических и политических, но, главным образом, интересов духовных.
Типология государств по цивилизационному критерию предполагает необходимость определения характера общественного сознания; господствующей формы собственности; степени активного восприятия личностью новых форм и образа жизни; степени реализации личностного начала, его направленность на преобразование мира; степени свободы человека; наличия и характера сильной внеправовой власти; степени децентрализации государственного аппарата; стабильности персонального состава государственных органов; развития кодифицированной нормативной правовой базы. По цивилизационному критериюследует различатьвосточную, евразийскуюизападную цивилизации.
Основными характерными чертами государств восточной цивилизации являются следующие:
1. Стагнационный характер общественного сознания. Все государства восточной цивилизации относительно медленно изменяются в ходе исторического развития. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит, как правило, в форме явных или завуалированных деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. Для восточной цивилизации характерна харизматичность общественного сознания и сосредоточенность на духовной составляющей. Например, ст. 3 Конституции КНДР определяет следующее: «КНДР руководствуется в своей деятельности идеями чучхе — мировоззрением, в центр которого ставится человек, и революционными идеями, нацеленными на осуществление самостоятельности народных масс».
2. Господствующей формой собственности является государственная и общественная собственность на основные средства производства (землю).Это определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе. Основным методом управления выступает принуждение. Например, ст. 10 Конституции Китайской Народной Республики устанавливает: «Земля в городах принадлежит государству. Земля в деревнях и пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки также являются коллективной собственностью. Государство может в соответствии с законом реквизировать земли на общественные нужды». Часть 2 ст. 21 Конституции КНДР устанавливает: «Право государства на собственность не ограничивается».
3. Низкая степень восприятия личностью новых форм и образа жизни.Восточным обществам присущ традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур, на сохранение ранее достигнутых социальных и культурных ценностей. В таких государствах ценится активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. В целом, ценностно-духовная сфера человеческого бытия в такой цивилизации становится выше экономической, а образ жизни является основной самоценностью. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Вместе с тем, восточные общества в настоящее время реформируются путём приобщения к достижениям европейской экономики и заимствования буржуазных политических институтов при сохранении собственной социальной специфики. Это является характерной чертой индустриальных цивилизаций востока (Япония, Китай, Корея).
4. Низкая степень реализации личностного начала, его направленность на стабильность мироустройства. Нравственно волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. Индивидуальности людей в восточном обществе существенно нивелированы необходимостью работы на благо государства и общества. Например, ст. 23 Конституции Китайской Народной республики устанавливает: «Государство готовит различных специалистов, служащих делу социализма, расширяет ряды интеллигенции, создает условия для полного проявления ее роли в деле социалистической модернизации».
5. В мировоззренческом плане восточное общество построено на представлении о полной несвободе человека, предопределении всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
6. Государства восточной цивилизации характеризуются наличием авторитетной внеправовой власти и надгосударственного регулятора общественных отношений.В качестве внеправовой власти могут выступать церковь, старейшины, семья, а в качестве надгосударственного регулятора общественных отношений – религиозные, корпоративные, семейные нормы. Например, ст. 2 Конституции Ирана устанавливает: «Исламская республика – это система правления, основанная на вере в: 1. Единого бога (Ла иллахи илла-ллах), в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле; 2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов; 3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу; 4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата; 5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом и основополагающая роль этого принципа в продолжении исламской революции; 6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем: а) непрерывного исполнения законов шариата, отвечающими всем требованиям факихов на основе Писания и сунны 14 непорочных. (Пророк Мухаммад. его дочь Фатима и 12 имамов); б) использования передового человеческого знания и опыта и усилия, направленные на их развитие; в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других».
7. Государственный аппарат строго централизован. Во главе его находится либо абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле и верховным жрецом, либо высшее должностное лицо государства, олицетворяющий единство общественного выбора народными массами и божественного предназначения государственной должности. Все восточные государства обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства. Например, ст. 1 Конституции Японии устанавливает: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».
8. Стабильность персонального состава государственных органов выражается в наличии мощного чиновничье-бюрократического аппарата. Кроме того, важным фактором функционирования восточных обществ является преобладание авторитарных или тоталитарных политических режимов, где замкнутость (абсолютная или относительная) политической элиты предопределяет и стабильность власти.
9. Правовые системы государств восточной цивилизации в большинстве своём недостаточно развиты в законотворческом отношении и, равно как и государственная власть, имеют «божественную основу», закреплены в религиозно-нравственных догмах и нередко поддерживаются традициями, «культом предков» и т.п.Например, ст. 3 Конституции Афганистана устанавливает: «В Афганистане ни один закон не может противоречить убеждениям и положениям священной религии Ислама».
Следует иметь в виду, что в структуру восточной цивилизации включаются исламская (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран), индусская (Индия, Шри-Ланка), социалистическая (КНДР), выделяемые по преобладанию идеологического признака, а также аграрная (Монголия), аграрно-индустриальная (Вьетнам) и индустриальная (Китай, Корея, Япония), выделяемые по преобладанию экономического интереса государства.
Основными характерными чертами государств западной цивилизации являются следующие:
1. Динамичный характер общественного сознания.Все государства западной цивилизации относительно быстро изменяются в ходе исторического развития. Политическая организация власти в западных цивилизациях происходит, как правило, в форме демократий, в которых осуществляется относительный паритет интересов государства и общества. Для западной цивилизации характерна сосредоточенность на экономической составляющей, ориентация на новизну, многоуровневая и многовариантная стратификация общества на обособленные социальные структуры, где частный интерес ставится выше общегосударственного. Например, ч.1 ст. 20 Конституции Федеративной Республики Германии устанавливает: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». Статья 45 Конституции Италии определяет: «Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон содействует развитию кооперации, поощряет ее необходимыми средствами и обеспечивает путем надлежащего контроля характер и цели кооперации».
2. Господствующей формой собственности является частная собственность на основные средства производства (землю).Декларируется уважение к частной собственности, гарантируется её реальная защита, обеспечивается свобода предпринимательской деятельности. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации именно из-за активной экономической позиции частных собственников. Часть 3 ст.33 Конституции Испании устанавливает: «Никто не может быть лишен собственности и прав на нее кроме как по причине, оправданной публичной пользой социальными интересами при условии соответствующего возмещения на основе положений закона».
3. Высокая степень восприятия личностью новых форм и образа жизни. Западным обществам присущ модернизм — ориентация на производство новых форм образа жизни и социальных структур, на развитие ранее достигнутых социальных и культурных ценностей. В таких государствах ценится социальная мобильность личности, государство обеспечивает широкие возможности проявления способностей в различных сферах деятельности. В целом, экономическая сфера в таком обществе становится выше ценностно-духовной сферы человеческого бытия. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах достаточно динамичны, а личность подчинена индивидуальному интересу и ориентирована на его удовлетворение, в том числе и вопреки интересам государства. Статья 48 Конституции Литвы определяет: «Каждый человек может свободно осуществлять выбор работы и предпринимательства и имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на справедливую оплату труда и на социальную защиту в случае безработицы». Параграф 9 ст. 1 Конституции Венгрии устанавливает: «Экономика Венгрии представляет собой такое рыночное хозяйство, в котором общественная собственность и частная собственность равноправны и пользуются равной защитой. Венгерская Республика признает и поддерживает право предпринимательства и свободу экономической конкуренции».
4. Высокая степень реализации личностного начала, его направленность на преобразование мира. Нравственно волевая установка на активную деятельность, приносящую прибыль социальные взаимодействия, сосредоточенность на решение собственных проблем. Развитию индивидуальности людей в западном обществе способствует установка государства на автономию личности, на необходимость принятия конкретных решений в сфере индивидуального страхования. Например, ч. 2 ст. 16 Конституции Греции устанавливает: «Образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан».
5. В мировоззренческом плане западное общество построено на представлении о полной свободе человека, предопределении всех действий и поступков волей человека. Идеалы свободы, равенства, терпимости становится исходными началами, символом и основной ценностью западной цивилизации. Права человека становятся высшей ценностью, правовое государство становится целью деятельности государства. Например, ч.1 ст. 71 Конституции Дании устанавливает: «Свобода личности неприкосновенна. Ни один подданный Дании не может быть каким-либо образом лишен свободы на основании его политических или религиозных убеждений, а также происхождения». Часть 4.1. ст. 40 Конституции Ирландии определяет: «Никакой гражданин не должен быть лишен его личной свободы, за исключением, установленным в соответствии с законом».
6. Государства западной цивилизации характеризуются отсутствием авторитетной внеправовой власти и надгосударственного регулятора общественных отношений. В качестве авторитета могут выступать церковь, старейшины, семья, а в качестве социального регулятора общественных отношений – религиозные, корпоративные, семейные нормы. Однако, исходя из принципиальной разделённости государства и церкви, из сущности государственного суверенитета, приоритетным фактором социальной власти и социального регулирования выступает воля государства, производная от воли общества. Например, ст. 19 Конституции Македонии устанавливает: «Гарантируется свобода вероисповедания. Гарантируется свободное и публичное, индивидуальное или совместно с другими выражение религиозных убеждений».
7. Государственный аппарат принципиально децентрализован. Исходя из демократических предпочтений западного общества, государственный аппарат находится в электоральной зависимости от гражданского общества. Решения в государствах западного типа – это, как правило, решения с учётом интересов общества. Непопулярные решения власти могут объясняться народу исключительно с позиций общего блага, а критерием оценки необходимости такого решения будет консолидированное мнение представителей гражданского общества.
8. Ротация персонального состава государственных органов в государствах западной цивилизации выражается в наличии институтов реального гражданского общества. Кроме того, важным фактором функционирования западных обществ является преобладание демократических политических режимов, где открытость политической элиты предопределяет и обслуживающий характер власти по отношению к обществу и личности. Например, ст. 20 Конституции Македонии устанавливает: «Гражданам гарантируется свобода объединений в целях осуществления и защиты их политических, экономических, культурных и других прав и убеждений. Граждане могут свободно основывать союзы и политические партии, вступать в них и выходить из них».
9. Правовые системы государств западной цивилизации в большинстве своём достаточно развиты в законотворческом отношении, кодифицированы и, равно как и государственная власть, имеют рациональную основу, закреплены в нормативных правовых актах и обеспечиваются принудительной силой государства и общественной поддержкой исходя из соответствия интересов общества и личности. Статья 4 Конституции Республики Молдовы устанавливает: «Конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы».
Следует иметь в виду, что структура западной цивилизации многомерна и включает в себя западно-европейскую, восточно-европейскую, северо-американскую, латино-американскую цивилизации. Каждой цивилизации соответствует тип государства.
Помимо двух крупнейших общественных массивов, необходимо признать существование специфические общества, сформировавшиеся под влиянием разнонаправленных цивилизационных тенденций. В этом отношении необходимо выделять евразийскую цивилизацию, представляющую собой движение мегаобщества и обслуживающего его государства по особому патриархально-демократическому пути. Прежде всего, такой межцивилизационный общественный процесс характерен для общественного и правового развития России.
В современной учебной юридической литературе Россию рассматривают как особую цивилизацию; как цивилизацию, близкую к западной; как восточно-азиатское государство и т.д. Важность миссии России состоит в реализации необходимого всему миру соединения элементов Востока и Запада, их фундаментальных духовно-культурных ценностей.
Россия в рамках евразийской цивилизации имеет следующие характерные черты:
1. Для России, как и для западных государств, свойственен динамичный характер общественного сознания. Россия достаточно быстро преодолела период становления капиталистического общества в 1990-е гг. Политическая власть осуществляется в форме демократического политического режима, в рамках которого обеспечивается паритет интересов государства и общества. Вместе с тем, для России, как и для восточной цивилизации характерна харизматичность общественного сознания и сосредоточенность на духовной составляющей, прежде всего на идее обеспечения прав человека. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года отмечалось, что «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было».
2. В России равноправно сосуществуют как государственная, так и частная собственность.С одной стороны, государство гарантирует свободу частной собственности, с другой – общество воспринимает необходимость государственной собственности. В России гарантируется реальная защита права собственности, обеспечивается свобода предпринимательской деятельности. Например, ч.1 ст. 35 Конституции РФ устанавливает: «Право частной собственности охраняется законом». Часть 3 ст. 35 определяет: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Часть 1 ст. 34 Конституции РФ указывает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
3. Российскому народу присуще осторожное сочетание традиционализма и модернизма. Использование достижений науки и техники, применение нанотехнологий с одной стороны и восстановление религиозно-культурных ценностей, поиск правильного пути в истории развития государства – с другой. В России обеспечивается социальная мобильность личности, государство обеспечивает широкие возможности проявления способностей в различных сферах деятельности. Однако личность подчинена не только индивидуальному, но и общественному интересу и ориентирована на их удовлетворение, прежде всего, с учётом интересов государства. Часть 1 ст. 37 Конституции РФ указывает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Часть 1 ст. 44 Конституции РФ устанавливает: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».
4. России свойственна низкая степень реализации личностного начала, его направленность на стабилизацию мироустройства. «Коллективизм как базовая черта российского менталитета включает в себя также способность легко уживаться с другими этносами, их идеями и системами ценностей. Эта черта неизбежно должна была выработаться у русских в процессе продвижения по огромной территории к естественным географическим границам при низкой плотности населения на освоенных русскими землях.[23]
5. В мировоззренческом плане российское общество, так же, как и западное, построено на представлении о полной свободе человека, предопределении всех действий и поступков волей человека.Принцип автономии воли является базовым в российском праве, а «человек, его права и свободы» провозглашаются высшей ценностью статьёй 2 Конституции РФ.
6. Россия, как и государства восточной цивилизации характеризуются наличием авторитетной внеправовой власти и надгосударственного регулятора общественных отношений. В качестве внеправовой власти могут выступать церковь, старейшины, семья, а в качестве надгосударственного регулятора общественных отношений – религиозные, корпоративные, семейные нормы. Взаимоотношение общества и государства – важная тема для понимания российской государственности в целом. Необходимо отметить, что особое отношение россиян к государству на всех этапах развития русской государственности было органически связано с пониманием его служебной роли по отношению к народу: государство, по народным представлениям, должно было вмешиваться в народную жизнь только при невозможности самостоятельного урегулирования народом споров. Общинный коллективизм, где основой взаимоотношений между людьми выступают моральные нормы и принципы, не нуждается в регулировании всех сфер жизни с помощью правовых предписаний. Причём зачастую такое регулирование (в силу отступления государства от интересов народа) приводило к негативным ля общества последствиям. Отсюда свойственный российскому менталитету приоритет морали над правом.[24]
7. Государственный аппарат в России так же, как и в государствах западной цивилизации находится в электоральной зависимости от воли народа. Вместе с тем, тенденции формирования правового государства в современной России показывают стремление государства выстроить эффективную «вертикаль власти». В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 года отмечается, что «Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль».
8. Персональный состав государственных органов в Российской Федерации является фактором выражения деятельности институтов реального гражданского общества.Одним из важных факторов влияния общества на государство не только на электоральном, но и на правотворческом уровне, является деятельность политических партий. Организацией, обеспечивающей единство государства и общества выступает Общественная Палата РФ, коррелирующая и координирующая их интересы, а также осуществляющая общественный контроль за властью.
9. Правовая система Российской Федерации в настоящее время представляет собой достаточно развитый комплекс источников права, эффективно регулирующих все отрасли общественной жизни.Основные отрасли законодательства регламентированы посредством принятия кодифицированных нормативных правовых актов – Уголовного, Гражданского, Трудового, Семейного и др.
Таким образом, следует отметить, что каждая цивилизация основывается на определенной осевой идее, которая, в свою очередь, включает некий комплекс системообразующих ценностей и норм, составляющих парадигму этой цивилизации. Очевидно, что новая государственность может образовываться лишь на основе исторической преемственности и, в частности, как результат серьезного и плодотворного диалога либерально-демократической идеи «свободы» и «социалистической идеи «равенства». Новой России как национально-государственному и исторически преемственному образованию еще предстоит сформулировать свою идентичность и создать условия, при которых модернизация, а значит и духовное возрождение, только и могут принять серьезный характер[25].
Контрольные вопросы к главе 1
1. Что такое тип государства?
2. Для чего необходима типология государств как учение о типах?
3. Какие критерии типологии государств выделяются в современном теоретическом государствоведении?
4. В чем заключается отличие монистического подхода к типологии государств от плюралистического?
5. Кто является основоположником формационного подхода к типологии государств?
6. Что такое общественно-экономическая формация?
7. Какие типы государств выделяются в рамках формационного подхода?
8. Что такое цивилизация?
9. Какие типы государств выделяются в рамках цивилизационного подхода?
10. В чем заключается цивилизационная специфика российской цивилизации?