Северное причерноморье и степная зона

ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ до н. э.—

V—VI вв. н. э.

На юге европейской части территории нашей страны в древ­ности жили племена, которым античные авторы дали общее на­звание скифов. Уже в VII в. скифский мир вступил в контакт, а затем и в тесное взаимодействие с античной цивилизацией: именно с этого времени начался процесс возникновения грече­ских городов в Северном Причерноморье. Вынужденная эмигра­ция свободных горожан из Греции была вызвана возникающим там относительным перенаселением и острой социальной борьбой. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса (города-государства) Греции и сохранял тесные связи со своей «метрополией», хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в населенных местах, где они могли получить от местного населения рабов и продовольствие, найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков дорогие украшения, керамику, оливковое масло, вино, платя золотом, хлебом и рабами.

Первое греческое поселение возникло на острове Березань вблизи Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н.э. В VI в. до н. э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку оттуда, на берегу лимана, город Ольвию (Счастливая). Это был классический греческий полис с демократическим устройством (разумеется, политически­ми правами пользовались только свободные, рабовладельцы). Правили городом выбранные на народном собрании — архонты. Вокруг города находилась земледельческая территория — хора.

В земледельческих поселениях в окрестности Ольвии жили эллинизированные скифы — эллино-скифы, как называет их Ге­родот, или «миксэллины», т. е. полуэллины. Некоторые скифы селились в самом городе, занимаясь ремеслом. В 331 г. до н. э., когда Ольвию осаждал полководец Александра Македонского Зопирион, скифы помогли городу отстоять независимость. Для объединения сил при отпоре врагу были частично освобождены рабы и даны права гражданства иностранцам, в том числе, вероятно, скифам, жившим в Ольвии.




Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический (на территории нынешнего Севастополя), основанный около 422—421 гг. до н. э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочислен­ные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйст­во, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сель­ском хозяйстве. Отношения Херсонеса с коренным населением Крымского полуострова — таврами — складывались сложно. У тавров еще не выделилась племенная знать, и они поэтому не были заинтересованы в обмене с греками, которые к тому же вы­тесняли их с их территории. С таврами и жившими в степях ко­чевыми скифами Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.

Вокруг основанного в первой половине VIв. до н. э. Панти-капея (ныне — Керчь) возникло Боспорское государство (Боспо-ром Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспор­ское государство было первоначально объединением самостоя­тельных городов (среди них — Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т. д.). В дальнейшем Боспору под­чинилась также Феодосия и некоторые другие города. С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в.должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III(304—284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.

Дальнейшие судьбы рабовладельческих городов-государств Причерноморья можно понять, только обратившись к истории коренного населения причерноморских степей.

На рубеже II — I тысячелетий до н. э. здесь жили кочевники, которых греческие историки называют киммерийцами. Кимме­рийский союз племен был побежден в VIII—VIIвв. до н.э. ски­фами, родственными среднеазиатским сакам и массагетам. Труд­но сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорило на языке иранской груп­пы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, считавшихся вер­хушкой союза племен, скифов-пахарей, живших в причерномор­ских степях и, возможно, в лесостепной зоне на территории ны­нешней Украины, скифов-кочевников, обитавших на правобе­режье Дона. В конце VI в. до н. э. скифы успешно отразили по­пытку персидского царя Дария I завоевать Причерноморье. Вско­ре, на рубеже V—IV вв. до н.э., у скифов появляются классы и возникает раннеклассовое государство во главе с царями. Это сильное в военном отношении государство сумело противостоять войскам Александра Македонского. У скифов развиваются ре­месла (в том числе металлургия), торговля, архитектура.

В огромных, достигающих высоты семиэтажного дома курганах (так называемых «царских») захоронена верхушка скифской знати вместе с женами, слугами, лошадьми. В курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства.

С III в. до н. э. Скифское царство испытывает натиск сарма­тов (или правильнее — савроматов), родственных скифам коче­вых племен, живших в степях бассейнов Волги и Дона и в Юж­ном Приуралье. Сарматы во II — I вв. до н. э. завоевали значи­тельную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скиф­ском на берегу Салгира. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города-государства Причерноморья. Царь Скилур одно время захватил Ольвию.

Наступление скифов побуждало греческие колонии к объеди­нению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. В самом же Боспорском царстве в 107г. до н. э. вспыхнуло восстание рабов, главным образом скифов, во главе с дворцо­вым рабом Савмаком. Ему удалось даже захватить на короткий срок царский престол. Восстание подавил понтийский царь Митридат VI Евпатор, присоединив заодно Боспор к своему царству. Удалось ему подчинить себе и Херсонес. Этому госу­дарству Митридат помог в войне со скифами и таврами. Он даже захватил и разгромил Неаполь Скифский. Все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако Митридат вскоре погиб в борьбе с Римом, а его сын и наследник Фарнак II (свергший отца с престола) признал было зависи­мость от Рима. Впрочем он снова вступил в войну с Римом, но был разбит Юлием Цезарем и затем погиб. Боспорское царство попало в зависимость от Рима и потеряло Херсонес.

В III в. н. э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но в конце IV в. н. э. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабовладельческих государств в При­черноморье. Этому упадку способствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладельческой системы хозяйства, вошедшей в противоречие с развитием производительных сил.

Глава III.

Наши рекомендации