Субъекты прав на товарные знаки

Субъектами прав на товарные знаки могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В качестве заявителей могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Причем регистрационный орган не проверяет, может ли заявитель осуществлять те виды деятельности, которые необходимы для использования товарных знаков. Например, учебное заведение подает заявку на использование товарного знака при продаже алкогольной продукции. Роспатент не может отказать в регистрации товарного знака на этот вид товаров и услуг по тому основанию, что организация не сможет использовать товарный знак потому, что ему такая деятельность запрещена законодательством и учредительными документами.

Закон о товарных знаках не предусматривает возможности выступать в качестве правообладателей публичные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В качестве таковых, как было указано, могут выступать только физические и юридические лица. В то же время подзаконные акты в некоторых случаях наделяют Российскую Федерацию исключительными правами на товарные знаки, определяя при этом юридические лица, которые осуществляют данные права от имени РФ. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 494 «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию» от имени Российской Федерации права пользования и распоряжения (без права уступки) товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию осуществляет федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. В числе таких товарных знаков «Soviet Sparkling» (этикетка), свидетельство № 38383 от 10 октября 1969г., «Starka» (этикетка), свидетельство № 38384 от 10 октября 1969 г., «Yubileynaya» (этикетка), свидетельство № 38385 от 10 октября 1969 г. «Stolichnaya» (этикетка), свидетельство № 38388 от 10 октября 1969 г., «Русская» (этикетка), свидетельство № 38389 от 10 октября 1969 г., «Kristal» (слово), свидетельство № 49140 от 13 марта 1974 г. и др.

Осуществление прав на товарный знак.

После проведения экспертизы по существу заявителю выдается свидетельство на товарный знак, которое действует в течение 10 лет и может продлеваться неограниченное количество раз каждый раз на десять лет в порядке, предусмотренном Правилами продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее изменений, утв. Приказом Роспатента от 3 марта 2003 г. N 27.

Лицо, на чье имя зарегистрирован товарный знак, приобретает исключительные права на использование и распоряжение товарным знаком.

Использованием товарного знака считается его применение на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, на их упаковке. При наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке использованием может быть признано также применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Правообладатель может при этом проставлять знак, свидетельствующий о регистрации товарного знака - ®. Только с согласия правообладателя могут осуществляться следующие действия: использование в гражданском обороте, в том числе размещение:

1. на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2. при выполнении работ, оказании услуг;

3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4. в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5. в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Осуществление таких действия без согласия правообладателя влечет применение соответствующих санкций. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Следующие примеры из обзора судебной практики свидетельствуют о многочисленных нарушениях в данной сфере . Так, Часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, имеющие изображение его товарного знака, производителем которых завод не является.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией.

Предложение к продаже является элементом введения товара в хозяйственный оборот, поэтому представляет собой самостоятельное нарушение прав владельца товарного знака.

Наши рекомендации