Участие в публичных слушаниях
Публичные слушания являются аналогом парламентских слушаний
Публичные слушания -- публичное обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы, в том числе тогда, когда в представительный орган внесен соответствующий проект нормативного акте или он уже находится в процессе рассмотрения.[15] Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
В вышеназванной статье федерального закона устанавливается, что на публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В настоящее время во многих муниципальных образованиях уже приняты положения о публичных слушаниях.
В названном положении публичные слушания определяются как обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые в обязательном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства, назначаются по решению органа местного самоуправления, подготовившего соответствующий проект муниципального правового акта, если иное не установлено законом и (или) Уставом муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются по решению представительного органа муниципального образования.
Вынесение проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания по инициативе населения муниципального образования осуществляется инициативной группой граждан, обладающих активным избирательным правом, численностью не менее 100 человек и оформляется в виде письменного обращения на имя председателя представительного органа муниципального образования с указанием фамилий, имен, отчеств и адресов проживания обратившихся.
Решение органа местного самоуправления о проведении публичных слушаний и проект муниципального правового акта, обсуждаемый на публичных слушаниях, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний. Публичные слушания проводятся не позднее чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта муниципального правового акта соответствующим органом местного самоуправления.
Как правило, публичные слушания проводятся по нерабочим дням с 9 до 18 часов по местному времени либо по рабочим дням начиная с 18 часов по местному времени.
Председательствующим на публичных слушаниях может быть руководитель или заместитель руководителя органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении публичных слушаний. Председательствующий ведет слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня публичных слушаний.
Слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, порядке проведения слушаний, участниках слушаний. Затем слово предоставляется должностному лицу, специалисту, разработчику проекта муниципального правового акта или иному участнику слушаний для доклада по обсуждаемому вопросу (до 20 минут), после чего следуют вопросы участников слушаний, которые могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме. Затем в порядке поступления заявок на выступление слово предоставляется участникам слушаний (до 10 минут).
В зависимости от количества желающих выступить председательствующий на слушаниях может ограничить время выступления любого из выступающих участников слушаний.
Продолжительность слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов и количеством заявленных выступлений. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях. На слушаниях ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим. В протоколе слушаний в обязательном порядке должны быть отражены предложения участников слушаний по каждому из обсуждаемых на слушаниях вопросов, высказанные ими в ходе слушаний.
Жители муниципального образования, не присутствующие на обсуждении проекта муниципального правового акта, вправе представить в орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний, свои письменные предложения, касающиеся проекта муниципального правового акта, для включения их в протокол публичных слушаний до начала проведения публичных слушаний.
По итогам слушаний орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний, готовит информацию о результатах публичных слушаний, которое включает в себя предложения участников слушаний с указанием их авторов.
Информация о результатах публичных слушаний подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней после проведения публичных слушаний. Результаты публичных слушаний по проекту муниципального правового акта, вынесенному на обсуждение, рассматриваются органом местного самоуправления, принявшим решение о проведении публичных слушаний, и носят рекомендательных характер при доработке проекта муниципального правового акта, принятии решения по проекту муниципального правового акта, а также в практической деятельности органа местного самоуправления.
С правом граждан участвовать в публичных слушаниях тесно связаны такие права, как:
· право жителей города присутствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления;
· право жителей города на получение информации о деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления.