Полномочия Общественной палаты РФ
Аппарат Общественной палаты выполняет следующие функции по взаимодействию с органами государственной власти РФ:
· обеспечивает взаимодействие Общественной палаты с Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также организует присутствие членов Общественной палаты на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, коллегиях федеральных органов исполнительной власти;
· обеспечивает рассмотрение Общественной палатой обращений Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 30.09. 2005 № 590 «О создании федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты Российской Федерации». СЗ РФ, 03.10.2005, № 40, ст. 4042..
Местное самоуправление в РФ: понятие, система, правовые и экономические основы функционирования.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.[2]
Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что:
a) основывается на демократических принципах организации местного самоуправления;
b) строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных традиций;
c) определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно;
d) все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;
e) разграничением предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.
В рамках данной системы одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями подотчетности, подконтрольности и ответственности. Между ними существует тесная организационно-правовая связь.
Система местного самоуправления основывается на следующихпринципах:
a) Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
Местное самоуправление признается в качестве самостоятельного уровня и самостоятельной формы осуществления народовластия. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
b) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, которое связано:
· с федеративным устройством России;
· многонациональным составом населения России, что вызывает необходимость учета исторических и иных местных традиций, в том числе, в выборе форм осуществления местного самоуправления;
· с конституционной возможностью самого населения избирать приемлемую для себя организационную модель местного самоуправления.
c) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
Законодательство предъявляет единственное требование – коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления.
d) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением.
Она проявляется в использовании населением муниципального образования разнообразных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Основания и виды ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования.
В отличие от единой системы государственных органов в пределах всего государства, местное самоуправление образует единую систему только в рамках отдельного конкретного муниципального образования. Системы местного самоуправления различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.
Правовые основы
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
· Европейская хартия местного самоуправления,
· Конституция Российской Федерации,
· общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
· федеральные конституционные законы,
· Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
· конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
· уставы муниципальных образований,
· решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
· иные муниципальные правовые акты.
Экономические основы
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
· средства самообложения граждан
· доходы от местных налогов и сборов
· доходы от региональных налогов и сборов
· доходы от федеральных налогов и сборов
· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
· добровольные пожертвования
· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
· иные законные поступления.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).