Политическая, экономическая

И СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА

Глава 7. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Человек, его права и свободы — наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства

Понятие прав человека

Изложение идей и ценностей политического, социально-экономического и социо-

гуманитарного характера, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, правильным будет начать с рассмотрения статуса человека в нашем обществе. Такой под­ход диктуется сущностью и внутренней логикой Основного За­кона белорусского государства.

Как было показано ранее, неотъемлемым элементом созна­ния и ценностных ориентации белорусов является гуманисти­ческий идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Ныне он получил свое норма­тивно-правовое закрепление в статье 2 Конституции Республи­ки Беларусь. В ней он выражен следующим образом: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [ 1 ]. В конкретизи­рованном и широко развернутом видегуманистический идеал представлен в разделе II Конституции «Личность, общество, го­сударство», в котором провозглашаются также гарантии их обе­спечения. Прежде, чем представить их здесь, кратко проследим за формированием идеи, или понятия, прав и свобод человека.

Понятие прав человека восходит к идее «общественного до­говора», согласно которой государство есть результат добро­вольного самоотчуждения людьми части своих естественных возможностей действовать по своей собственной воле незави­симо от кого бы то ни было. При этом люди оставляют за собой возможность свободы действий в определенных рамках, одновременно возлагая на государство обязанность защищать эту их возможность. В результате возникают специфические отно­шения, с одной стороны, между индивидами, а с другой — меж­ду ними и государством, суть которых — соблюдение всеми участниками сообщества установленных правил взаимодей­ствия. Права субъекта, будь то индивид или государство, есть признаваемые обществом и охраняемые посредством закона возможности и условия, позволяющие субъектам взаимодей­ствовать друг с другом на основе соблюдения общих для всех правил поведения. И каждый отдельный индивид как носитель собственной воли, и государство как носитель коллективной воли по условиям «общественного договора» обладают четко обозначенными законом возможностями действовать самосто­ятельно и независимо от кого бы то ни было.

Совершенно очевидно, что необходимой предпосылкой для какой бы то ни было общественной деятельности, в том числе политической, является наличие у социальных субъектов га­рантированных возможностей совершать определенные по­ступки по отношению друг к другу. Применительно к индиви­ду такие возможности принято называть естественными, не­отъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами челове­ка. Прилагательное «естественные» здесь означает принадлеж­ность определенных прав и свобод индивиду в силу его рожде­ния, а их неотъемлемость и неотчуждаемость понимается как отсутствие права у кого бы то ни было — отдельного индивида, группы людей или государства — лишить человека его есте­ственных прав. Понятия права и свободы трудно различимы, фактически они являются синонимами. Однако обычно тер­мин «право» означает гарантированную законом возможность осуществления человеком конкретного действия (например, право избирать и быть избранным), а термин «свобода» пони­мается как более широкая возможность индивидуального вы­бора, не устанавливая его конкретного содержания (например, свобода слова, вероисповедания и т.д.). Таким образом, права человека — это признаваемые политическим сообществом и ох­раняемые посредством закона естественные возможности са­мореализации индивида, обеспечивающие его жизнь, досто­инство и свободу в различных сферах общественной жизни.

Что касается политики, то чем шире круг людей, обладаю­щих правом участия в делах государства и чем шире круг этих прав и свобод, тем более широк круг людей, реально участвую­щих в делах политического сообщества. Значение этого факта человечество постигало медленно. В период античности гаран­тированными правами обладали только свободные жители по­лиса, именно они и являлись участниками политической жиз­ни. Остальные обитатели полиса — рабы — никакими охраня­емыми законом правами не обладали и, следовательно, были вне политики. В эпоху средневековья различным объемом прав об­ладали разные сословия людей, которые, как считалось, были наделены таковыми Богом или монаршей милостью. Проблема прав и свобод человека как необходимого условия его участия в жизни политического сообщества во всей своей полноте вста­ла в эпоху буржуазных революций XVII—XVIII вв. Выступая против привилегий господствующих сословий феодального об­щества, буржуазия выдвинула идеи свободы, равенства и брат­ства, реализация которых потребовала предоставления и юри­дических гарантий определенных прав и свобод для всех кате­горий граждан. В большинстве стран Запада решение этой за­дачи продолжалось вплоть до Первой мировой войны, в других регионах мира — она и сегодня во многом является насущной.

Одновременно с развитием теоретических представлений о правах и свободах человека происходило и их закрепление в на­циональном законодательстве различных государств. В числе первых в этом отношении документов — английские Великая хартия вольностей (1215), впервые в истории человечества вы­сказавшаяся о правах свободного человека, Петиция о праве (1628), определившая обязанности государства и короля, гарантировавшая презумпцию невиновно­сти (1679), Билль о правах, установивший права парламента и его депутатов, свободу выборов в парламент и право поддан­ных на петицию (1689). Как эпохальные можно квалифициро­вать американский Билль о правах 1789—1791, французские Декларацию прав человека и гражданина (1789) Декларацию прав человека и гражданина (1793).

После Второй мировой войны развернулся процесс между­народно-правового закрепления прав и свобод человека. В на­стоящее время основополагающим в области прав человека яв­ляется документ под названием «Международный билль о пра­вах человека», который представляет собой совокупность пяти документов: Всеобщая декларация прав человека (1948), Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах (1966) и два Факультативных протокола ко вто­рому из указанных пактов (1966 и 1989). К числу важнейших международно-правовых документов принято относить также Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) и Европейскую социальную хартию (1961). Все они служат в качестве основных источников конституций и других законодательных актов современных государств, в кото­рых определяются права и свободы их граждан.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения­ми и дополнениями, принятыми на республиканских референ­думах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) воплотила в себе полный набор прав и свобод человека, закрепленных в между­народно-правовых актах. Более того, как отмечают эксперты, в ней значительно шире, глубже и конкретнее, чем это сделано в международных актах, отражены политические и другие права человека [2]. Кратко рассмотрим содержание закрепленных в Конституции прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом будем следовать принятой в международной полити­ко-правовой практике подразделять права и свободы человека на личные (гражданские), политические, социальные, эконо­мические и культурные.

Наши рекомендации