Виды правовой культуры

Различают четыре уровня правовой культуры: правовая культура общества в целом, правовая культура отдельных социальных общностей, профессиональная правовая культура, правовая культура личности.

Правовая культура общества. По сути, - это относительно самостоятельный вид культуры, отражающий ценности, созданные человеком в правовой сфере, характеризующие правовую систему общества, ее компоненты. Правовая культура – часть общей культуры общества, особое социальное явление, показатель уровня и особенностей правового развития общества. Правовая культура общества связана с такими основополагающими характеристиками, как:

- качественная ориентация общества на формулирование правового государства и гражданского общества, признание правовых ценностей общества, ценности личности в системе общественных отношений;

- развитое современное законодательство (научная обоснованность, эффективность);

- качественный правотворческий процесс, высокий уровень нормативного материала, используемого в процессе регулирования общественных отношений;

- сознательное выполнение правовых предписаний большинством членов общества;

- доминирование (верховенство) закона в системе нормативных правовых актов;

- состояние законности, обеспеченность и защищенность прав, свобод и законных интересов личности;

- эффективная деятельность правоприменительных правоохранительных органов;

- состояние правового образования и правового воспитания;

- уровень теоретической, научно-правовой мысли в обществе, правовой науки и др.

Названные компоненты позволяют в самой общей форме обозначить контуры правовой культуры общества. С этой точки зрения правовая культура общества отражает определенный уровень правосознания, обеспечения законности, совершенства законодательства и юридической практики, т.е. все позитивные показатели правовой деятельности в обществе.

Правовой культуре общества свойственны и такие качественные характеристики, как:

- правомерное поведение индивидов, правомерная деятельность организаций – практическое воплощение предписаний правовых норм в их правомерных деяниях (действиях, бездействиях);.

- уровень работы, результативная практическая деятельность органов, применяющих право – административных, судебных и иных государственных органов и должностных лиц (своевременное реагирование на факты правонарушений, обоснованное применение мер государственного принуждения к правонарушителям и т.д.);

- правовая информированность населения;

- стиль работы судебной, прокурорской, нотариальной, налоговой, таможенной и иных систем и др.

- профессионализм юридических кадров и высокий общественный статус учреждений и др.

Правовая культура социальной группы. Имеется в виду образ мышления, признанные нормы и стандарты поведения применительно к социальным группам, объединяющих лиц по определенным социальным признакам. Назовем в этой связи работников госаппарата, сотрудников правоохранительных органов, студентов, адвокатов, пенсионеров и т.д.

К тому же, в любом обществе наряду с доминирующей системой ориентации сознания и моделей поведения существуют более или менее автономные «субкультуры» социальных, возрастных, конфессиональных и других слоев и групп. Эти «субкультуры» отражают различия, разные подходы к признанию и поддержке социальными группами и индивидами правовых предписаний, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, существующей правоприменительной практике и др.

Профессиональная правовая культура. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, связаны с юридической практикой – следственной, судебной и т.д.

Соответственно, в юридической литературе выделяют профессиональную правовую культуру. Ее субъекты – лица, профессионально осуществляющие правовую деятельность на основе правовых предписаний. Им должна быть свойственна более высокая степень знания и понимания права, правовых проблем, целей правового регулирования.

В этой связи можно отметить: профессиональная правовая культура - это прежде всего профессиональное правовое сознание в действии, в сфере своей общественно значимой деятельности (судебной, прокурорской и т.д.). Имеется в виду качественное знание права, правильная оценка правовых явлений, позитивное отношение к праву, принципам законности, ценности личности, юридической профессии, стремление эффективно использовать правовые средства для решения задач профессиональной деятельности.

По-видимому, каждой юридической профессии свойственны определенные особенности правовой культуры. Имеется в виду правовая культура судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, адвокатов, преподавателей юридических вузов, юрисконсультов и др. Вместе с тем есть общие компоненты, свойственные профессиональной правовой культуре, независимо от ее особенностей. Речь идет о знании законодательства (особенно лицами, применяющими его), умении правильно реализовывать юридические нормы, верно, квалифицированно разрешать процессуальные и иные вопросы, о профессиональном мастерстве, о вежливом и внимательном отношении к гражданам, обращающимся в государственные, муниципальные и иные учреждения.

Очевидно, профессиональная правовая культура прежде всего проявляется в связи с законностью в деятельности государственных служащих, юристов-практиков. Поступать юридически культурно – означает поступать законно. Антиподы правовой культуры должностных лиц, юристов-практиков, как и правовой культуры в целом, - бюрократизм, коррупция – предпосылки различного рода злоупотреблений с их стороны.

Своеобразным показателем уровня правовой культуры профессионалов-юристов является грамотное составление процессуальных и иных документов. Акт применения права, выносимый, например, в связи с совершением правонарушения (постановление и др.) должны обязательно содержать ссылки на то, какое нормативное установление нарушено и в чем конкретно выразился характер нарушения. Анализ таких дел свидетельствует о том, что на практике указанные требования соблюдаются не всегда.

Правовая культура юристов-практиков - непременная предпосылка их профессионального авторитета, успешной карьеры. Соответственно, лица, занимающиеся правовой деятельностью, должны постоянно прилагать усилия к повышению своей общей и правовой культуры для того, чтобы не отстать от современных требований.

Правовая культура личности. Исходя из того, что правовая культура немыслима без человека, его сознания и деятельности, она рассматривается в науке не только на уровне общества, социальных групп, но и в личностном, индивидуальном аспекте.

Структура правовой культуры личности. К важнейшим компонентам этого вида культуры личности относятся: правовое сознание, юридические знания, правовой опыт, правовое поведение и др.

Правосознание – предпосылка правовой культуры личности. В любом акте правового поведения личности проявляется ее правосознание. Иными словами правовая культура индивида «опирается» на правосознание, но представляет собой относительно самостоятельную категорию.

Юридические знания – реальность, отражающая правовую действительность, сложившуюся на основе действия права. Такие знания – интеллектуальный источник, ориентирующий личность на правомерное, социально активное поведение.

Правовой опыт – эмпирическое познание правовой действительности индивидом, единство знаний и навыков по реализации предоставленных прав, возложенных юридических обязанностей, использованию способов защиты законных интересов и др.

Правовое поведение – связано с ценностными установками, правовым опытом людей и соответственно может проявляться как в их активных действиях по реализации предоставленных прав, так и в бездействии, но в целом основано на подчинении предписаниям норм права.

Можно назвать несколько иных компонентов, характеризующих правовую культуру личности, проявляемую в повседневной действительности.

1. Уважение к закону. Очевидно, в развитом правовом обществе действенность юридических норм зависит в большей степени от уважения к закону, признания его значимости в регулировании общественных отношений, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

2. Знание законов. Надо иметь верное представление о законах, их предписаниях. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения может побуждать недобросовестных чиновников, мошенников обманывать, вводить в заблуждение невежественных людей, не освоивших основы права, плохо ориентирующихся в действующем законодательстве.

3. Обращение к закону. Имеется в виду то, что решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами посредством «подключения» определенных авторитетов. Объяснение подобной ситуации в том, что после подачи иска в суд гражданам приходится значительное время ждать, пока судебная машина наберет обороты, доберется до рассмотрения и решения дела. К тому же, у наших граждан весьма распространены сомнения насчет беспристрастности и объективности судебных решений. В результате создается предпосылка для стремления разрешить спорно-конфликтную ситуацию не в суде, а вне правового поля, посредством подключения людей, способных к «выколачиванию долгов».

По-видимому, для каждого гражданина необходим такой минимум правовых знаний, который требуется для его правильной ориентации и в области государственно-правовой действительности и в иных сферах, сопряженных с действием права. Такие сведения значимы для правомерного поведения в трудовых отношениях, в быту, в семье, во взаимоотношениях с другими людьми и др. Каждому индивиду должны быть известны нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая ответственность (уголовно-правовая, административная, дисциплинарная). Существенно также понимание личностью своей ответственности перед другими людьми, коллективом, обществом, осознание неразрывной связи предоставленных прав с добросовестным исполнением гражданских обязанностей – значимый показатель ее правового сознания и правовой культуры.

Следовательно, правовая культура личности включает не только духовное, но и практическое освоение права, умение пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Известно, что лица, совершающие неоднократно преступления и часто имеющие дело с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством неплохо знают соответствующие нормы. Но убеждением в необходимости соблюдать закон они не обладают, а, следовательно, и правовая культура им не свойственна.

Итак, правовая культура личности – это знание и понимание основ права, сознательное, основанное на убежденности, использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей.

61.Законность: понятие, содержание, принципы

Законность как социальное явление возникла вместе с процессом происхождения государства и права. С принятием законов на самых первых стадиях образования государства выдвигается задача их обеспечения, т.е. становится актуальной проблема законности. К тому же, законность основана на праве, является существенным элементом правового регулирования и в этом смысле производна от права.

Законность – явление исторически развивающееся. О необходимости соблюдения закона писали в свое время известные греческие мыслители Платон и Аристотель. Философ-материалист Гераклит отмечал: «Наибольшая слава царя заключается в неуклонном соблюдении законов». Однако более полные представления о законности сформировались в период становления буржуазной демократии, когда право стало признаваться мерой свободы формально равных индивидов.

В советской юриспруденции в основном преобладал классовый подход в понимании законности. Считалось, что подлинная законность может быть только социалистической. При этом основное назначение законности сводилось к строжайшему, неукоснительному соблюдению, исполнению предписаний закона, его норм всеми субъектами права.[44] При этом требования законности распространялись в основном на граждан и их объединения, органы, наделенные возможностью непосредственно реализовать права и обязанности в правоприменительной деятельности. Однако многие «элитные органы» в частности, осуществляющие законотворческую деятельность, находились в особом положении, по сути, вне требований законности.

Существенно то, что в настоящее время понятие «законность» освобождено от классово-идеологического содержания, рассматривается в соответствии с развитием социальной структуры общества, совершенствованием российской государственности. Это значимо и с практической точки зрения. Как видим, переход к обновленному пониманию законности и ее содержания связан, в частности, с приоритетным осуществлением государственной политики, направленной на «…создание эффективной правовой и политической системы, развитие личности и гражданского общества»[45], на переориентацию в предмете правовой защиты личности.[46]

Примечательно то, что в современной юридической литературе, по-прежнему, предлагаются определения законности близкие по смыслу тем, которые преобладали в советский период. Законность нередко трактуется «как строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства»[47]. Или: законность – правовое явление, сопряженное с точным, строгим и неукоснительным соблюдением и исполнением всеми субъектами права всех действующих на территории государства юридических норм[48]. Утверждается также, что «законность - это конституционный принцип, содержащий требования точного и неукоснительного соблюдения и исполнения предписаний юридических норм».[49]

Такое традиционное (узкое) понимание законности ориентирует юридическую практику в сторону отслеживания неуклонного исполнения возложенных юридических обязанностей всеми субъектами права. Это так или иначе объясняет и то, что в настоящее время обеспечение законности сводится в основном к деятельности контрольно-надзорных, правоохранительных и иных органов, устанавливающих факты нарушенных правовых предписаний и реагирующих на них. Вместе с тем многие региональные и муниципальные органы не отнесены к этому процессу, несмотря на обязанность активно содействовать обеспечению правопорядка на соответствующей территории. Такая несогласованность позиций отчетливо проявилась в ситуациях пожаров в домах престарелых в разных регионах России.

Представляется, что авторы В.Д. Перевалов и др., трактующие традиционно законность, существенно упрощают проблему, в полном объеме не раскрывают содержание феномена законности. По-видимому, «законность» и требование общеобязательности юридических норм» - понятия не тождественны. Общеобязательность - объективное свойство права. В этом контексте отметим: общеобязательным является и приказ начальника, и приговор суда. Отсюда, официальный политико-правовой тезис официальной власти о необходимости утверждения «диктатуры закона» в стране должен, прежде всего, распространяться на высшие и иные эталоны самой государственной власти (борьба с коррупцией и др.).

Стало быть, содержательным элементом законности, наряду с иными, является требование общества к государству, в частности, относительно обеспечения прав и свобод граждан. Значимость этой грани законности подтверждается выступлением Президента РФ «Уважать и охранять права и свободы человека», обращенного к гражданам РФ в день инаугурации 8 мая 2008 г.

С этой точки зрения представляют интерес определения законности, связанные с попыткой «перевести» ее в новые реальные, более прогрессивные общественные отношения. Соответствующая трактовка законности в более широком аспекте сопровождается привлечением дополнительной аргументации.

Законность в широком плане – это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Констатируя это, обратим внимание на следующий вывод: «законность – это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц»[50].

Можно предположить, что «осуществление права» в такой трактовке - это не только строгое и точное соблюдение и исполнение норм права обязанными лицами, но и использование управомоченными субъектами правовых возможностей, связанных с реализацией предоставленных прав. По-видимому, здесь говорится о субъектах, призванных принимать творческие, целесообразные решения на основе предоставленных прав и возложенных юридических обязанностей (государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления и др.).

В этой связи достойно внимания и следующее суждение: «законность – это режим государственной и общественной жизни, это – обеспечение прав граждан и юридических лиц, - это соблюдение законов и иных актов, это мера действия закона»[51].

Стало быть, в содержание законности при таком (широком) подходе включает реализацию не только предписания права по отношению к обязанным лицам, но и реализацию предоставленных им возможностей (прав, свобод индивидов, их объединений) в сфере правового регулирования. Прежде всего, это – обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц. В предыдущие десятилетия наша российская действительность, по сути, свыклась с декларативным провозглашением многих прав и свобод и соответственно с грубым нарушением прав и законных интересов людей, с пренебрежением ими.

С учетом этого приведем еще одну авторскую позицию. Законность – это «политико-правовой режим, характеризуемый верховенством закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданами прав и свобод»[52].

Можно сказать, что отождествление законности с строгим и неукоснительным соблюдением и исполнением правовых предписаний порождает иллюзию простого решения проблемы. Действительно, можно ли говорить о режиме законности в обществе и не учитывать существование многочисленных препятствий на пути развития мелкого и среднего бизнеса, соответствующих «наездах» налоговых и иных структур, посягающих на права предпринимателей. Многочисленные бюрократические и коррупционные аномалии препятствуют безусловному исполнению и использованию предписаний закона гражданами и должностными лицами. Есть ли основание говорить о правах молодых людей, призванных на действительную военную службу, при наличии имеющего место беспредела «дедовщины» в воинских подразделениях?

В отечественной юридической литературе контуры содержания законности традиционно рассматриваются в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа деятельности, метода деятельности и режима общественной жизни.

1. Законность как принцип государственно-правовой жизни, признается в качестве основополагающего начала жизни общества, ориентирующего индивидов и организации на надлежащее осуществление (соблюдение, исполнение, использование) юридических предписаний. Ценность этого принципа станет реально значимой при условии, что им будут руководствоваться в своем поведении все субъекты права - и государственные органы, и их должностные лица, и граждане, и их объединения. Вывод о возможности рассмотрения законности в качестве принципа, правового начала деятельности индивидов, организаций основывается на содержании ч.2 ст. 15 Конституции РФ.

2. Законность — это и метод регулирования поведения участников отношений, состоящий в организации общественных отношений путем издания законов, иных нормативно правовых актов и обеспечения осуществления их предписаний. Главное здесь в том, что реализация многочисленной деятельности государства, его функций осуществляется правовыми средствами и в правовых формах.

3. Законность, как особый режим общественно-политической жизни, отражает господство (верховенство) закона во всех сферах общественной жизни, в отношениях между личностью и государственной властью, распространение его требований на область правотворчества, сферу реализации права, его применения. Понятие законности в этом аспекте означает ее нацеленность на обеспечение безопасности и защиты личности от произвола властных структур, беспрепятственное осуществлением прав и свобод человека и гражданина.

И принцип, и метод, и режим законности находятся в органической связи, способствующей получению более полного, целостного представления об этом правовом явлении. Вместе с тем заслуживает внимания вывод о том, что наиболее завершенную форму, ценность законность «приобретает только тогда, когда она предстает в виде режима социально-правовой жизни».[53]

Законность - одно из самых устойчивых политико-правовых явлений, способных сохранить свои основные качественные черты, несмотря на ее «наполнение» в связи с изменениями, происходящими в обществе. Под этим углом зрения в содержании законности можно выделить следующие составляющие:

а) обязательное соблюдение, исполнение предписаний права всеми его субъектами;

б) обеспечение для всех субъектов возможности полного и реального осуществления субъективных прав;

в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;

г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;

д) независимое и эффективное правосудие;

е) результативная работа правоохранительных органов.

Особо в юридической литературе подчеркивается то, что законность в современной России должна быть развернута на личность, на ее правовые возможности, на утверждение субъективного права»[54]. По- видимому, этот вывод предопределен слабой согласованностью Конституционного положения о первичности ценности личности с реальной правоприменительной практикой, с нередкой зависимостью реализации предоставленных прав от государственных структур, органов местного самоуправления.

Нормативная основа законности. Конституция РФ, согласно ч. 2 ст. 15 предписывает соблюдать законы и не говорит о подзаконных нормативных правовых актах и актах правоприменительных. Следует ли из этого вывод о том, что требования законности не распространяются на нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и т.д.

По-видимому, нет. Все акты правового регулирования, обладающие свойством общеобязательности, подлежат неукоснительному исполнению в деятельности субъектов права.

Вместе с тем не должно быть отождествления количества принятых законов и иных нормативных правовых актов и законности. Иначе может сложиться следующее впечатление: достаточно принять закон, чтобы обеспечить режим законности; чем больше принято законов, тем прочнее режим законности. Законы и иные нормативные правовые акты – основа, нормативная база законности. «Первым условием законности является сам закон, - отмечал П.И. Стучка. – Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности»[55]. Действительно, без законов не может быть и законности. Вместе с тем, существует система организационных и иных средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление предписаний законов и иных нормативных правовых актов в правовой действительности.

В числе проблемных остается оценка ведомственного нормотворчества в современной России с позиции его соответствия конституционным положениям, нормам иных законодательных актов, согласованность ведомственных правовых предписаний с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина.

Субъекты законности.В юридической литературе представлены различные авторские подходы к вопросу определения субъектов законности. Согласно традиционному пониманию законности, ее субъекты все без исключения субъекты права. Соответственно, всякое отступившее от требований правовой нормы поведение индивидов и организаций есть нарушение законности. При этом очевидна различная социальная значимость подобных деликтов. Скажем, невыполнение требований договора, заключенного между гражданами, например, договора подряда, и умышленное преступление, повлекшее тяжелые последствия. Возникает следующий существенный вопрос: можно ли рассматривать в одном измерении нарушения правовых предписаний должностными лицами государства и гражданами? В этой связи высказано суждение о том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата, но не относится к гражданам. Соответственно уточняется: нарушения правовых предписаний гражданами и иными лицами суть нарушения правопорядка[56].

Традиционный взгляд на состав субъектов законности и соответствующая аргументация представляются более убедительными. «Законность едина, - отмечает М.С. Строгович, - и она обязательна для всех – и для органов власти, и для граждан»[57]. Существенно и содержание ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, подтверждающей, что законность обращена ко всем субъектам права без какого-либо исключения.

По-видимому, рациональное зерно есть и в суждении о том, что законность обращена, прежде всего, к органам государства, к должностным лицам государственного аппарата. Очевидно, нарушение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов органов власти, должностными лицами значительно опаснее, чем нарушение ее простым гражданином. К тому же, характер и показатель ответственной или безответственной деятельности должностных лиц в сфере права содействует или не способствует формированию правосознания граждан, того или иного их отношения к законности в обществе.

Законность и дисциплина.Законность как бы перекрещивается с понятием «дисциплина». Слово «дисциплина» означает: «определенный порядок поведения людей, обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам»[58]. Общее между рассматриваемыми явлениями в том, что они непосредственно связаны с состоянием упорядоченности и организованности общественных отношений.

Вместе с тем понятия «законность» и «дисциплина» не совпадают по содержанию, что проявляется в следующем.

1. Законность – основа дисциплины. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим составляют одновременно и содержание дисциплины. Однако дисциплина не исчерпывается требованием законности. Она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости, что влияет на общие показатели, результаты деятельности коллектива, государственной или общественной структуры.

2. Требования законности в масштабе страны, региона, муниципального образования едины. Дисциплине свойственна иная структура. В зависимости от сферы деятельности субъектов, она подразделяется на государственную, трудовую, воинскую, учебную и т.д.

3. Законность есть соблюдение, осуществление предписаний законов, иных нормативных правовых актов. Дисциплина означает соблюдение не только правил общего характера (сфера финансов, сфера технологии и др.), но и индивидуальных распоряжений, приказов различных рангов.

4. Нормативное обеспечение дисциплины объемнее, шире соответствующего обеспечения законности. Дисциплина органически связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности. Она предполагает корректное, вежливое поведение служащих не только в сфере их взаимных отношений, но и применительно к гражданам, пришедшим в государственные и иные учреждения с заявлениями, просьбами.

Законность и демократия.В юридической литературе признается, что законность – существенный компонент демократии, показатель развитости ее институтов. Согласно традиционному пониманию, демократия – это политический режим, характеризующийся значительной степенью участия граждан в управлении делами государства. Как социально-политический институт, демократия возможна при условии юридического оформления и обеспечения. Соответственно права и свободы личности, общественных формирований становятся реальными в условиях законности. Если имеет место нарушение избирательных законов, чинятся препятствия на пути проведения митингов и демонстраций, не действуют юридические гарантии, то это показатель и нарушения демократии, и отступления от принципов законности. Вместе с тем, институты демократии способствуют упрочению законности. Назовем в этой связи сформировавшееся общественное мнение по поводу фактов коррупции, злоупотреблений в воспитательных учреждениях, аналогичная информация, используемая СМИ, оппозиционными партиями и иными демократическими институтами. Такая активность, подкрепленная убедительными аргументами, вызывает ответную реакцию правоохранительных и иных государственных структур.

В юридической литературе последнего времени нередко используется словосочетание «конституционная законность». Что означает это понятие? По-видимому, прежде всего речь идет об установлении в стране действующей системы конституционализма, в круге ценностей которого такие приоритеты, как: человек, его права и свободы, народовластие; парламентаризм со всеми его составляющими, прежде всего верховенством закона и разделением властей; признание всех форм собственности; идеологическое и политическое многообразие, социальная справедливость. Правовое признание этих приоритетов осуществляется путем возведения их в ранг конституционных норм-принципов, которые тем самым наделяются высшей юридической силой. Соответственно, говорится об установлении в стране режима конституционной законности – понятия, производного от категории «конституционализм». Такой режим предполагает обеспечение реального верховенства Конституции РФ в правовой системе, прямое и непосредственное действие ее норм, положений. Конституция, с этой точки зрения, занимает особое место в системе законодательства, поскольку высшая юридическая сила заложена именно в ней. Этим предопределяется ее безусловный приоритет перед любым иным нормативным правовым актом.

Конституционная законность, с указанной точки зрения, - это складывающийся в общественной жизни режим исполнения (осуществления) конституции, всего конституционного законодательства как государством, его органами, так и гражданами, их объединениями, органами местного самоуправления. В этом контексте также признается, что «конституционная законность может быть истолкована как реально действующая система конституционализма, обеспечивающего полное действие конституции»[59].

Конституционная законность означает:

- правовой характер самой конституции как основного закона государства;

- верховенство конституции в правовой системе;

- верховенство конституции на территории государства.

Действующее в Российской Федерации конституционное правосудие призвано обеспечить верховенство Конституции РФ и ее непосредственное действие на всей территории государства, соответствие положений законодательства и практики их применения Основному закону страны.

Итак, в целом, значимость законности предопределяется тем, что право по своей природе действенно лишь в состоянии, когда образуемые его нормативные предписания реальны и фактически претворяются в жизнь.

Принципы законности

Реальная, а не формальная законность должна строиться на основополагающих принципах, исходных началах, определяющих ее содержание и место в общественной жизни. Принципы законности – это основные идеи, начала, раскрывающие содержание законности под углом зрения практического осуществления права. К числу основных принципов законности следует отнести: верховенство закона; всеобщая законность; единство законности; недопустимость отступления от предписаний законов по мотивам целесообразности; неотвратимость наказания за нарушение предписаний законов; связь законности с правовой культурой; гарантированность законности и др.

Верховенство закона.В условиях режима законности наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актам обладают законы. Все иные правовые акты (нормативные и ненормативные) должны приниматься в соответствии с законом и ему не противоречить. Принятие тем или иным государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. При этом существует и действует следующая юридическая субординация: законы должны соответствовать конституции страны, подзаконные нормативные правовые акты приниматься в соответствии с ними; акты правоприменительные (приказы руководителей предприятий, учреждений, приговоры судов и др.) должны соответствовать нормативным правовым актам. Верховенство закона и его приоритетная роль в правовой системе предопределяются тем, что особое право принимать законы принадлежит исключительно высшим представительным (законодательным) органам государства либо непосредственно народу в порядке референдума. Итак, под верховенством закона понимается его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов, соответствие подзаконных актов закону.

Всеобщность законности.Требование всеобщности законности означает: в обществе не должно быть государственных или общественных структур, должностных лиц, определенных категорий граждан, которые бы исключались из сферы законности, не находились под воздействием права. Перед законом все должны быть равны, здесь недопустимы какие-либо изъятия.

Приходится отметить недооценку принципа всеобщности законности в современной российской действительности. Имеются в виду привилегии многих должностных лиц, нередкие факты их коррумпированности, депутатский иммунитет, образование сомнительной неофициальной инстанции в виде «семейного клана» в отдельных учреждениях, фирмах, иных структурах.

Единство законности.Для российского федеративного государства действие данного принципа имеет особое значение. Единство законности - это одинаковый ее режим для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной.

«Законность, - утверждал в свое время В.И. Ленин, - не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик»[60]. Это утверждение остается актуальным для федеративного государства, каким является современная Россия.

Принцип единства законности не означает ущемление самостоятельности региональных государственных органов и учреждений. Он предполагает разнообразие в правотворчестве и правоприменении субъектов Федерации. Главное в том, чтобы и законы субъектов РФ, и их применение не были направлены на обход действующих федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Наши рекомендации