Международно-правовые основы правового статуса осужденного

Развитие России на современном этапе характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества. Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.). Конституция РФ гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.

Учитывая, что Конституция РФ недвусмысленно провозгласила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение осужденных к лишению свободы.

Существует множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих вопросы регламентации правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства стран мира и которые должны соблюдаться государствами - участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них, и что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах.

Рассмотрим содержание основных международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы.

Важнейшим международным документом, разработанным в рамках Организации Объединенных Наций, является Всеобщая декларация прав человека. В ст. 2 указано, что права и свободы человека относятся ко всем без исключения. Это принципиальное положение определяет коренные основы правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции. Статья 5 гласит, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию".

Некоторые положения Декларации касаются непосредственно лиц, осужденных к уголовным наказаниям и заключенных под стражу. Так, ст. 9 закрепляет: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию".

Другим универсальным международным документом, определяющим правила обращения с заключенными, является Международный пакт о гражданских и политических правах. Статья 6 называет право на жизнь неотъемлемым правом каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

В ст. 7 указывается на то, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Особый практический интерес представляет ст. 10 Пакта:

1) все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности;

2) а) обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им представляется отдельный режим, отвечающий их статусу, не осужденных лиц;

б) обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения;

3) пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Отметим, что все положения названной статьи отражены в действующем уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в деятельности УИС России.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания была ратифицирована СССР в 1987 г. В ней дано определение пытки, что означает любое действие должностного лица, которым кому-либо умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, для получения от него необходимых сведений или признания. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1).

Конвенция предусматривает возможные внутригосударственные меры реагирования на информацию о пытках, вплоть до заключения лица, подозреваемого в совершении пытки, а также в попытке подвергнуть пытке или в соучастии в пытке, под стражу и производства предварительного расследования.

Международной организацией труда (МОТ) в 1930 г. принята Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, ратифицированная СССР в 1956 г. Она хотя и запрещает такой труд, однако не исключает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. В этой связи Конвенцией определено условие, в соответствии с которым работа или служба такого лица должна осуществляться под надзором и контролем государственных властей и что такое лицо не может быть уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний и обществ (ст. 2). Применение принудительного или обязательного труда должно точно и полно регламентироваться властями (ст. 23).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит следующие положения в отношении заключенных под стражу и осужденных:

- никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 3);

- никто не может быть лишен свободы, иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом (ст. 5); запрещается "принудительный или обязательный труд", однако в него не включается "любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения";

- согласно Конвенции допускается применение смертной казни, однако в ст. 1 Протокола N 6 Конвенции от 28 апреля 1983 г. провозглашена ее отмена. Это наказание возможно лишь "за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны" (ст. 2 Протокола);

- граждане стран, входящих в Совет Европы, имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург) с жалобами на неправомерные действия государственных властей, если ими исчерпаны все законные средства судебной защиты их прав в своей стране. Таким правом обладают и осужденные к уголовным наказаниям. Гражданин, чьи права нарушены, составляет стандартное исковое заявление, в котором указывает, какие права нарушены, и кто должен нести ответственность. Исковое заявление подается в суд первой инстанции, затем в вышестоящую судебную инстанцию. Во всех случаях решение о передаче дела в Европейский суд по правам человека принимает Европейская комиссия по правам человека. Решение этого суда может быть двух видов:

1) об обязательности государства-ответчика привести свое национальное законодательство в соответствие с европейскими стандартами;

2) о компенсации ущерба пострадавшим.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными представляют собой наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными к лишению свободы. Структурно он делится на две основные части, содержащие 95 правил, которые носят рекомендательный характер.

Первая часть "Общеприменимые правила" включает нормы, касающиеся обращения со всеми категориями заключенных (регистрация, распределение по категориям, размещение, личная гигиена, питание, медицинское обслуживание, дисциплина и наказания, средства усмирения, контакты с внешним миром, перемещение, персонал места заключения и др.).

Вторая часть "Правила, применимые к особым категориям" состоит из следующих разделов:

А. "Осужденные заключенные", в котором излагаются руководящие принципы управления пенитенциарными заведениями и цели их деятельности, вопросы обращения с заключенными, их классификации, индивидуализации работы с ними, льгот, труда, образования и отдыха, отношений с внешним миром и опеки после освобождения;

Б. "Душевнобольные и страдающие умственными недостатками заключенные", содержащий правила обращения с такими лицами, наблюдения за ними и обеспечения их лечения;

В. "Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда", включающий стандарты обращений с "подследственными" заключенными;

Г. "Заключенные по гражданским делам", предусматривающий правила обращения с лицами, содержащимися в заключении за невыполнение долговых обязательств и другие проступки не уголовного характера;

Д. "Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения", предписывающий процедуру обращения с такими лицами.

Касаясь классификации заключенных, Правила называют ее цели: отделение заключенных от тех, кто по причине уголовного прошлого или дурного характера может оказать на них плохое влияние; разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними по их возвращению к жизни в обществе. Для каждого заключенного должна разрабатываться программа работы с ним, исходя из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.

Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными явились основой создания Европейских пенитенциарных (тюремных) правил. Формально эти Правила имеют статус рекомендаций для администраций мест лишения свободы, но, тем не менее, они возлагают моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства.

В этих правилах нашли дальнейшее развитие основополагающие принципы обращения с заключенными. В частности, подчеркивается, что лишение свободы должно исполняться в таких условиях его отбывания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства; цели исправительного воздействия на заключенных состоят в сохранении их здоровья и достоинства, формировании у них чувства ответственности и навыков, способствующих их интеграции в общество; защита личных прав заключенных обеспечивается посредством контроля, осуществляемого судебными или иными органами, не принадлежащими к пенитенциарной администрации.

Реализация международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям: а) посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики; б) через национальное законодательство; в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

С позиции права возможны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства:

1) прямое действие международных норм; 2) приведение в соответствие с ними национального законодательства. С учетом временного периода внедрения международных стандартов в практику УИС их можно также разделить на две группы: а) стандарты, для внедрения которых имеются все условия; б) стандарты, которые внедряются не сразу, а "при наличии необходимых экономических и социальных условий".

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных.

УИК РФ предусмотрел определенные виды контроля и надзора: за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и прав осужденных: контроль органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 19), судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21), прокурорский надзор (ст. 22), контроль общественных объединений (ч. 2 ст. 23).

Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, макросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т.д.

В части классификации осужденных международные стандарты требуют раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных; подчеркивают необходимость гибкости классификации, что способствует размещению каждой классификационной группы осужденных в отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения. Классификация осужденных должна преследовать следующие цели: а) исключение отрицательного влияния одной категории осужденных на другую; б) создание условий для облегчения работы с осужденными по их исправлению.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания. По желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь, кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми. Для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных - лечебно-исправительные учреждения. Осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии. Ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т.д.

В соответствии с международно-правовыми стандартами обращения с заключенными обеспечение макросоциальных условий их содержания должно быть положено в основу деятельности национальных пенитенциарных систем.

Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства - прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается:

- разработки научно обоснованной классификации осужденных и программ их исправления;

- размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах);

- обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения;

- обеспечения отбывания наказания по месту жительства;

- строительства новых и реконструкции старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания.

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее:

1) предотвращение запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих их человеческое достоинство; 2) обеспечение осужденных оплачиваемым трудом; 3) обеспечение защиты осужденных от негативного влияния лидеров уголовной среды; 4) обеспечение законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; 5) оказание социально-реабилитационной помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания; 6) реализация прав осужденными и гуманных возможностей законодательства; 7) решение проблемы переполненности исправительных учреждений.

Содержание и нормативная регламентация правового положения лиц, отбывающих наказание

Наши рекомендации