Деяний в трудах историков эпохи Николая I (Н.А. Полевой и М.П. Погодин)
// Вестник РУДН. Серия «История России». 2004. № 3. С. 167-174.
Русская историография Петра I и его эпохи начинает вглядываться в свое собственное прошлое уже в середине позапрошлого века. В конце 1860-х - начале 1870-х гг. в связи с завершением публикации томов «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, посвященных царствованию Петра Алексеевича, и наступившим вскоре 200-летним юбилеем царя-реформатора, изучение его деяний дополняется серьезной «рефлексией рефлексии» о Петре, сама история восприятия и осмысления петровских преобразований становится одним из набирающих силу направлений в истории общественного сознания и исторической науки в нашей стране ….
В николаевскую эпоху поклонение Петру Великому в Российской империи приобрело характер официального культа. Вместе с тем и общественный интерес к этой исторической личности и ее деяниям был велик. Вспомним хотя бы о том месте, которое данная тема занимала в спорах между западниками и славянофилами. …...
В этом смысле показателен пример М.П. Погодина. Занимаясь изучением петровской эпохи и личности самого царя, он увлекся темой не только как ученый, но и как художник. Первым опытом ее целостного осмысления для него стала не статья или монография, а написанная им в середине 1831 г. трагедия «Петр - настоящий художественный панегирик царю-реформатору. Документальной основой произведения стали материалы розыскного дела и суда над царевичем Алексеем, впервые напечатанные еще в 1718 г. при Петре и, конечно, отразившие сугубо официальную точку зрения на всю эту историческую драму.
В 1843 г. в Петербурге вышла из печати в четырех частях «История Петра Великого» Николая Алексеевича Полевого (1796 - 1846). …
….Касаясь существующих мнений о Петре, он, прежде всего, констатировал полное единодушие всех, «европейцев и соотечественников», в том, что «Петр был одним из достопамятных явлений человечества».
Говоря о Полевом как историке петровского царствования и его основном труде, посвященном тому времени - «Истории Петра Великого», нельзя не увидеть тесную связь этого сочинения с традицией XVIII в. …. Николай Алексеевич пошел едва ли не дальше авторов ХУШ века в прославлении и возвышении Петра I. Отметив, что имена «великих» нередко бывали, как чрезмерно расточаемы, так и оспариваемы впоследствии, он решительно выводил Петра из этого ряда исторических деятелей, утверждая, что применительно к нему действует иная закономерность: «Чем более удаляется от нас исполинский образ его, тем он громаднее становится, тем явнее спадает с него все тленное, все земное, все человеческое, и тем ярче светит в нем знамение неба, являющее "избранника Божия" и название "великого" кажется нам для него уже недостаточным».
Превращая царя-реформатора в ключевую и чудодейственную фигуру всей истории страны, Полевой утверждал, что окончательно Петр I может быть постигнут лишь вместе с постижением судьбы России. Речь шла о необходимости постижения божественного замысла в отношении России, которой, по словам автора, провидение приготовило «великое дело в истории человечества». Орудием провиденциальной воли и стал Петр: «он родился предназначенный, он совершил предопределение Божие...». В таком контексте совершенно логичным было следующее умозаключение: «Указывать на ошибки его нельзя, ибо мы не знаем: не кажется ли нам ошибкою то, что необходимо в будущем, для нас еще не наставшем, но что он уже провидел. Дела и мысли Петра Великого были не только на его век, но на всю будущую историю России после него».
Вместе с тем Полевой все-таки допускал саму возможность обсуждения «недостатков» Петра, объясняя их тем, что, став «избранником провидения», он оставался человеком, отличаясь, например, «пылкостью характера». Другие традиционные упреки в адрес Петра (излишнее пристрастие к воинской славе, недостаток истинного благочестия, жестокость и пристрастие к иностранному) Николай Алексеевич был склонен отвергать как несостоятельные. Так, касаясь иностранных заимствований, он писал, что, перенимая чужое, Петр «всегда оставался верен русскому духу, русской вере, русскому характеру, тщательно отделяя все, что могло перейти в Россию вредного, и только полезное оценивал, принимал, переносил он в Россию». И все-таки здесь не обошлось без излишеств. «Зло проникло с добром - таков закон всего в мире». Но, во-первых, вину за это Полевой возлагал на преемников царя-реформатора; во-вторых, еще раз задавался вопросом: «зло ли то, что нам кажется злом?». Иначе говоря, можно ли вообще простым смертным даже в XIX в. понять замыслы и поступки Петра?
Позиция Полевого по вопросу о связи деятельности царя-реформатора с развитием допетровской России отличалась известной двойственностью, находя порой выражение во взаимоисключающих суждениях. С одной стороны, Петр, согласно Полевому, был вообще несопоставим не только со своими предшественниками, но и с теми, кто его окружал и помогал ему в преобразованиях - со своими соратниками. И подобный вывод выглядел вполне закономерно в рамках выдвинутого Николаем Алексеевичем тезиса о том, что Петр начинал с чистого листа: «он создавал Россию, и то состояние, в каком он застал ее, не могло дать ему людей, которые вполне понимали бы его мысли, вполне совершали бы дела его. Все создавал он – дела, средства, деятелей» (курсив везде мой - Д. С ). Если «с ним все были хороши», то все его соратники становились «равно бессильными», едва переставали «действовать ими ум и воля Петра» С другой стороны, касаясь истоков петровских преобразований, Полевой находил их прецеденты в деятельности первых Романовых. «Бесспорно, что уже само собою наступало время необходимого преобразования древней России: царь Михаил начинал учреждение регулярных войск, основал Аптекарский приказ, искал руд; сын его, царь Алексей продолжал устройство регулярных полков, приглашал иностранцев в Россию, начинал кораблестроение; царь Феодор уничтожил местничество, заботился об устройстве войска, заводил училища; он и отец его посылали послов своих в Европу искать дружбы и союза западных государей, а София уже вступила в первый союз с европейскими монархами...».
Чем стала Россия спустя сорок лет, в результате деятельности Петра? «Вы видите, - писал Полевой, - европейское государство, проникнутое порывом умственного образования...» Его внешние враги повержены, а внутренняя «крамола» уничтожена. «Все оживляется наукою, просвещением, образованием, торговлею... Суеверие и изуверство лишены своих сил. Сила и власть теократии не существует. Образованность проникла в быт народный... Законы приводятся в стройную систему. Закон, а не произвол судьи и дьяка, заседает в суде».
….Всю сложнейшую проблематику взаимодействия личности и деятельности Петра с российской действительностью, Полевой укладывал в простую схему, очень характерную для мифологического мышления. Николай Алексеевич с большим пафосом писал о противостоянии в эпоху Петра «невежества» и «просвещения»: если главным препятствием на пути преобразования страны было «невежество», то «единственным средством успеха» - «просвещение». В этом контексте и победа, одержанная над мятежными стрельцами правительственными войсками 17 июня 1698 г. на берегу Истры, близ Воскресенского монастыря, приобретала символический смысл: «Бой между невежеством и образованием, между суеверием и просвещением был решен у стен знаменитой обители Никона, и решен - навсегда».
Дело царевича Алексея интерпретировалось в рамках официальной версии, изложенной еще в 1718 г., но только с большим пафосом и недоумением по поводу возможных сомнений: «...Кто дерзнет осудить великого, если даже он решился вознести карающий меч правосудия на сына своего? Как? Вы не чувствуете грозного величия его жертвы? Вы забыли, чем угрожал Алексей России? Здесь Петр выше человека, а вы смеете осуждать его!». Подводя общие итоги рассмотрению дел Петровых, Полевой писал, что, нельзя не убедиться в их исторической необходимости «для жизни русской земли», причем «так именно, как они были, а не иначе»
В то время, когда Н.А. Полевой задумывал и писал свою «Историю Петра Великого», этой же темой уже занимался Михаил Петрович Погодин (1800-1875), с юных лет проявлявший заметный интерес к личности и деяниям царя-реформатора. В лице Погодина, с 1836 г. занимавшего учрежденную по уставу 1835 г. кафедру профессора российской истории Московского университета, Полевой встретил наиболее серьезного соперника на почетном поприще изучения «дел Петровых» при том, что отношения двух историков и журналистов были далеки от безоблачного состояния.
…Статья Погодина и труд Полевого во многом перекликаются. Панегирик Погодина уступает безудержным похвалам Полевого только в объеме. «Нынешняя Россия ... есть произведение Петра Великого»; а его фигура «даже застит нам древнюю историю», столь любимую, к слову сказать, самим Михаилом Петровичем. Но что поделать, приходится в известной мере поступаться и давними привязанностями, когда, пытаясь представить царствование Петра «в одной общей картине, определить его значение в системе русской и европейской истории, невольно чувствуешь трепет, падаешь духом, и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. ...Мысль устает летать от одного предмета к другому, и удивленная, изнеможенная, приходит в замешательство останавливается». Лучше о состоянии духа автора статьи «Петр Великий», как и вообще о господствовавшем тогда взгляде на Петра, и не сказать.
Вместе с тем статья Погодина, как и сочинение Полевого, несет в себе косвенные свидетельства существования некой «ереси», правда, неоформленной и безличной". Знаменательно, однако, что оба панегириста признают наличие в русском обществе разномыслия, спора о Петре и его наследии. Главный аргумент сомневающихся Погодин сначала передает в форме осторожного вопроса: не лучше бы было осуществлять преобразования «не так быстро, не с таким насилием, по-иному?». Лишь затем он формулирует их главное обвинение: Петр, дескать, «введя европейскую цивилизацию, поразил русскую национальность».
….Вопрос о том, «в каком отношении» были петровские «учреждения к прежним», оставался, с точки зрения Погодина, ключевым для понимания эпохи Петра ив 1841 г. Но в статье «Петр Великий» Погодин даже несколько перегибал палку в обратном направлении, склоняясь к тому, что многие нововведения Петра «суть не что иное, как древние постановления, имеющие глубокий корень в русской почве, только в новых формах, с новыми именами». В общем же получалось, что «Петр Первый был во многих случаях только великим исполнителем, довершителем, который в своей душе, в своем уме, нашел запросы, содержавшиеся в его народе и естественных отношениях его государства к прочим, - нашел, взалкал и решился удовлетворить их, разумеется, по личному своему усмотрению». Такой подход к изучению Петра и его эпохи возвращал, по мысли, Погодина, «подобающую честь и нашей древней истории». Выяснялось, что если фигура царя- преобразователя и «застит нам древнюю историю», то лишь вследствие «легкомысленного и опрометчивого невежества», «близорукости» тех, кто не видит «из-за Петра Первого» ее подлинного значения, «полагая, в слепоте своей, что первое государство мира... родилось в одночасье, что Петр действовал случайно, что колосс может держаться на песке или воздухе, что сумма может быть без слагаемых».
…Таким образом, несмотря на определенные сдвиги в сторону рационалистического осмысления Петра и его эпохи, М.П.Погодину, как и Н.А. Полевому, было в значительной степени присуще мифологическое видение этой исторической фигуры, в рамках которого вполне допустимы несовместимые суждения и оценки.