Духовная жизнь общества 12 страница

Экономической культурой называют совокуп­ность материальных и духовных социально-выра­ботанных средств деятельности, с помощью кото­рых осуществляется материально-производствен­ная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, рас­пределение и потребление. Поэтому правомерно гово­рить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, чело­века к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако сте­пень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень — продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде иск­лючения, случайно создается новое.

Второй уровень — генеративная творческая спо­собность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по край­ней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень — конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в про­изводстве проявляется в труде изобретателей и раци­онализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уро­вень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производ­стве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения ору­диями труда, сознательное управление процессом со­здания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следу­ющие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комп­лекс компонентов экономического, научно-техниче­ского, организационного, социального и правового ха­рактера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работни­ка;

3) социально-психологический климат в произ­водственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически со­четает в себе науку и искусство управления, выявля­ет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производст­венного процесса.

В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.

Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность это­го развития обусловливается, с одной стороны, воз­можностями, содержащимися в совокупности усло­вий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны - степенью и способами реализа­ции этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.

Прогресс в развитии экономической культуры об­условливается прежде всего преемственностью спосо­бов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и унич­тожением неэффективных, отживших.

В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуж­дают человека к активной творческой производствен­ной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.

19. Россия в рыночной экономике

Переход к рыночной модели экономического раз­вития в России был одобрен Правительством Россий­ской Федерации в октябре 1991 г. Тогда же была под­готовлена и первая программа радикальных эконо­мических реформ. Основными ее пунктами были: переход к свободному ценообразованию, разгосудар­ствление и приватизация предприятий в промыш­ленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной сторо­ны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит товаров, а с другой стороны, создать в России новый класс — класс собственни­ков.

Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы цен­ностей и формирование у граждан качеств, необходи­мых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.

Освобождение с января 1992 г. цен от государ­ственного регулирования (так называемая либерали­зация) при сохранившейся монополизации производ­ства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. В результате жесткой мо-

нетаристскои политики, многомесячных задержек выплат зарплат и пособий инфляцию удалось сни­зить менее чем до 1% в месяц лишь в 1996 г. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизнен­ный уровень, возросла социальная незащищенность миллионов людей.

К положительным итогам либерализации цен сле­дует отнести насыщение потребительского рынка то­варами, начало формирования рыночного механизма ценообразования (в зависимости от соотношения спроса и предложения). Относительная финансовая стабилизация была достигнута и за счет огромных за­имствований за рубежом: внешний долг превысил 130 млрд долларов (хотя его львиная доля досталась от СССР).

Отказ от системы централизованного материаль­но-технического снабжения (распределения сырья и ресурсов), сокращение государственных дотаций промышленности и сельскому хозяйству (а в перс­пективе и полный отказ от поддержки убыточных производств, их банкротство) привели к обвальному падению внутреннего валового продукта (ВВП). На­дежды на крупномасштабные иностранные инвести­ции в российскую промышленность до сих пор не оправдались. Попытки сбить инфляцию привели к ужесточению кредитной политики (высокие процен­ты под банковские ссуды).

Удушающей отечественное производство остава­лась налоговая система. Либерализация внешней торговли привела к затовариванию российского внут­реннего рынка относительно дешевой и качественной импортной продукцией. Это усугубило кризис отече­ственной промышленности. В тяжелейшем положе­нии оказались прежде всего наукоемкие отрасли (ма­шиностроение, электронная, электротехническая, военная промышленность, предприятия, выпускающие продукцию высокой технологии), а также лег­кая промышленность. Относительное благополучие демонстрировали топливно-энергетический комп­лекс, черная металлургия и другие сырьевые отрас­ли. Они раньше других вышли из кризиса, а в не­которых к 1997 г. наметился даже небольшой рост. В остальных отраслях спад продолжался, хотя темпы сокращения промышленного производства со време­нем существенно замедлились, а в 1997 г. вышли на нулевой уровень. Попытки правительства ввести ограничения на ввоз иностранных товаров в страну встретили энергичное сопротивление со стороны за­рубежных финансовых организаций, от помощи ко­торых во многом зависит стабильность финансовой ситуации в России.

Значительно уменьшилось производство сельско­хозяйственной продукции (особенно молока и мяса), вызванное как сокращением государственных влива­ний в деревню, разрушением ее технической базы, оттоком рабочих рук в города, так и возросшей кон­куренцией со стороны иностранных товаропроизво­дителей. Сторонники углубления рыночных реформ связывают возрождение российского села со снятием ограничений на свободную куплю-продажу земли. Это, в свою очередь, встречает сопротивление левого большинства Государственной Думы, опасающегося массовой скупки земли по бросовым ценам отечест­венным и зарубежным спекулятивным капиталом и выведением ее из сельскохозяйственного оборота. « Фермеризация » села наталкивается также на сопро­тивление руководства и большинства членов колхо­зов, а также требует огромного начального капитала и техники.

Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при ре­ализации программы разгосударствления и прива­тизации. Под разгосударствлением понимается про­цесс сужения государственного сектора в экономике,

создание условий для развития иных, негосударст­венных форм собственности и формирование, в ко­нечном счете, многоукладной экономики в стране. Под приватизацией понимается процесс передачи го­сударственной собственности в частные руки. Прива­тизация может осуществляться в различных формах:

1) бесплатная раздача гражданам части государ­ственной собственности;

2) аренда с последующим выкупом;

3) преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

4) выкуп предприятия на конкурсной основе.

На первом этапе приватизации преобладали пер­вые три формы. В 1992—1993 гг. всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государ­ственной собственности стоимостью 10 тыс. р. (в це­нах 1984 г.) путем выдачи ваучеров (приватизаци­онных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. Но ваучерная при­ватизация провалилась: в результате скупки при­ватизационных чеков по низким ценам и всевоз­можных спекуляций большая часть промышленных предприятий по бросовым ценам перекочевала в ру­ки бывшей номенклатуры, директоров заводов, воро­тил теневого бизнеса и т. п. С середины 1994 г. на­чался второй — денежный - этап приватизации. Это фактический передел собственности: с аукционов по весьма заниженным ценам идет продажа государ­ственных пакетов акций промышленных предприя­тий. При всем том главная цель приватизации - со­здание в стране широкого слоя частных собственни-ков — не достигнута.

С 1992 г. государство перестало искусственно под-держивать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что совпало с либерализацией цен и началом резкого спада промышленного про-изводства. Как и следовало ожидать, последовал об-вал нашей национальной валюты: с 300 р. за 1 доллар США весной 1992 г. до 6000 р. за доллар в январе 1998 г.

Подобная ситуация привела к долларизации рос­сийской экономики, переводу денежных сбережений населения в иностранную валюту. Это, в свою оче­редь, затрудняло возможности для финансовой ста­билизации. Поэтому правительство предпринимает ряд мер по оздоровлению рубля. Самой известной из них стало введение в 1995 г. «валютного коридора», поддерживаемого Центральным банком РФ. Обесце­нивание рубля заметно замедлилось, но не останови­лось.

Таким образом, к положительным итогам прове­денных реформ можно отнести: насыщение потре­бительского рынка товарами (правда, преимущест­венно иностранными); создание в стране рыноч­ной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих бан­ков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без ко­торой нормальное функционирование рыночной эко­номики невозможно; создание частного сектора эко­номики, в котором производится более двух третей ВВП; либерализация ценообразования и внешней торговли; относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля; разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Все это дало возможность осуществить в 1998 г. дено­минацию рубля.

Не удалось остановить деиндустриализацию на­родного хозяйства и добиться промышленного роста, а также прилива иностранных инвестиций. Прави­тельство так и не смогло обеспечить соответствую­щий уровень сбора налогов, причиной является дра­коновская система налогообложения. Это, в свою очередь, не дало возможности ликвидировать до кон­ца 1997 г. задолженность государства по зарплате ра­ботникам бюджетной сферы. Огромны и социальные издержки реформ. Гигантский разрыв в уровне сред­недушевого дохода наиболее богатого и наиболее бед-

ного населения чреват угрозой социального взрыва. Ниже черты прожиточного минимума находится бо­лее трети населения. Растет безработица. Государ­ство отказалось от проведения патерналистской со­циальной политики, поставив своей задачей оказа­ние поддержки лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиро­там, инвалидам, ветеранам войн, пенсионерам. Одна­ко, несмотря на многочисленные декларации, оно до сих пор не может обеспечить этим категориям насе­ления даже минимальный жизненный уровень.

В августе 1998 г. в стране разразился экономиче­ский кризис, который фактически свел на нет многие из вышеперечисленных достижений реформ. Прави­тельство провело девальвацию национальной валюты и заморозило выплаты по ГКО. Сильный удар был нанесен по банковской системе: часть банков прекра­тила свое существование, другие до сих пор нахо­дятся под угрозой банкротства и не в состоянии рас­платиться со своими вкладчиками. Для того чтобы рассчитаться по внутреннему долгу работникам бюд­жетной сферы, правительство пошло на эмиссию. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. К тому же над страной навис­ла угроза национального дефолта — Россия оказа­лась не в состоянии выплачивать свои долги, а меж­дународные организации отказались предоставлять ей новые кредиты.

Одним из положительных следствий финансового кризиса 1998 г. стал рост конкурентоспособности отечественных товаров. Это позволило значительно сократить долю импортной продукции на внутрен­нем рынке. Девальвация рубля привела не только к удорожанию и сокращению импорта, но и к росту экспорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса, значительный рост цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ) на международ-ном рынке, относительный успех, достигнутый российскими представителями на переговорах о рест­руктуризации внешнего долга, позволили правитель­ству не только своевременно производить выплату процентов по иностранным кредитам, но и почти полностью рассчитаться с задолженностью по пенси­ям и зарплате. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%, а в 2000 г. — около 22% в год. Центральному банку в 1999—2002 гг. удавалось поддерживать относитель­но стабильный курс рубля по отношению к доллару и резко увеличить собственные золотовалютные резер­вы. По итогам 2000 г. Россия вошла в десятку наибо­лее динамично развивающихся стран мира, опередив по темпам роста США, страны Европейского союза, Японию. Однако эти успехи во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнкту­рой и не сопровождаются заметными структурными сдвигами в российской экономике.

Раздел VI.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Примерные вопросы

1. Социальная структура общества, ее элементы. Не­равенство и социальная стратификация.

2. Личный и социальный статус человека. Социаль­ные роли.

3. Социальная мобильность.

4. Социальные нормы. Социальное поведение.

5. Этнические общности. Межнациональные отно­шения.

6. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака.

7. Ребенок в семье. Права ребенка.

8. Социальный конфликт и пути его разрешения.

9. Социальное законодательство, социальная политика.

1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация

Под социальной (стратификационной) струк­турой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а так­же совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое проис­хождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стра-тификационной структуры общества является есте-ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого нера­венства, их мнения расходятся. Изучая процесс стра­тификации в обществе, К. Маркс назвал таким кри­терием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним соци­альный престиж и принадлежность субъекта к поли­тическим партиям, к власти. Питирим Сорокин счи­тал причиной стратификации неравномерность рас­пределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что соци­альное пространство имеет и множество иных крите­риев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, рели­гиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонни­ки теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социаль­ные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож-дение.м человеческого общества. С появлением пер­вых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), по­степенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа со­циальной стратификации — рабство, касты, сосло­вияи классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации яв­ляется рабство, возникшее еще в древности и в неко­торых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет ни­каких прав и считается собственностью хозяина (го­ворящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху ра­бовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации сле­дует признать кастовый строй.Кастой называют та­кую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невоз­можен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества яв­ляется Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различ­ных частей бога Брахмы:

а) брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые не­прикасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют со­словия. Сословие - это группа людей, которая обла­дает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегирован­ные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духо­венство (во Франции их так и называли - первое со-словие и второе сословие) ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лени­ным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а сле­довательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распола­гают». Классовый подход нередко противопоставля­ют стратификационному, хотя на самом деле классо­вое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в общест­ве выделяют в качестве основных следующие клас­сы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура пред­ставляет собой совокупность всех функционирую­щих социальных общностей, взятых в их взаимодей­ствии, в ней могут быть выделены следующие эле­менты:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня:

высший, средний и низший. В экономическираз­витых странах второй уровень является преобладаю­щим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находит­ся также иерархически упорядоченная совокуп­ность различных социальных слоев. Человек, зани­мающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на ка­ком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их проме­жуточное положение во многом определяется неспо­собностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих со­циальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его пе­ремещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утра-тивший своп прежний социальный статус, лишен-ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптиро­ваться к новой социокультурной среде той стра­ты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей на­столько устойчива, что не поддается вытеснению но­выми нормами, принципами, правилами. Их поведе­ние отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредска­зуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в ре­зультате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в эконо­мическом базисе современного российского общест­ва, повлекли за собой серьезные изменения в его со­циальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоре­чивостью, неустойчивостью и склонностью к сущест­венным изменениям. К высшей страте (элите) сего­дня могут быть отнесены представители государ­ственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвали­фицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных про­фессий, занятые трудом средней и низкой квалифи­кации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государствен­ных и муниципальных учреждениях). Следует отме­тить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограничен­ный характер, что может стать одной из предпосы­лок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры сов­ременного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на бо­гатых и бедных, углубление социальной и имущест­венной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка моз­гов»).

В целом можно сказать, что основными критерия­ми, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли

Статус — это определенная позиция в социаль­ной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в про­цессе взаимодействия с другими индивидами каж­дый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный ста­тус.

Социальным статусом называется общее поло­жение личности или социальной группы в общест­ве, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предпи­санные и приобретенные (достигнутые). К первой ка­тегории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — про­фессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Этаиерархия формируется под

влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является не-обоснованно завышенным или, наоборот, занижен­ных, обычно говорят, что имеет место утрата равно­весия статусов. Общество, в котором наблюдается по­добная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функциони­рование. От престижа необходимо отличать автори­тет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего ока­зывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большин­ство качеств, которыми он обладает, а также пред­сказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоци­ируемое с тем статусом, который он имеет, приня­то называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый обра­зец поведения, признанный целесообразным для лю­дей данного статуса в данном обществе. Фактиче­ски роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситу­ации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, напри­мер, в военных организациях, другие весьма рас­плывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законода­тельном акте), так носить и неформальный харак­тер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей

эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он иг-рает в обществе. Их совокупность называется роле-вой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации со­циальных ролей. Среди последних, как правило, вы­деляют так называемые основные (базисные) соци­альные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она за­нимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автоно­мию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к уни­фикации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социаль­ных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осу­ществить выбор путей его исполнения самой лич­ности.

Наши рекомендации