Предоставление и использование земель сельскохозяйственного назначения

Земельная реформа, проводимая в Республике Беларусь, предполагает изменение сложившихся организационных, экономических и правовых отношений.

Задачи земельной реформы:

♦ перераспределение земель в целях создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики в аграрном секторе, достижение стабильного производства сельскохозяйственной продукции;

♦ передача вопросов регулирования земельных отношений Советам депутатов, их исполнительным и распорядительным, а также специально созданным органам;

♦ инвентаризация земель и создание земельного запаса для наделения земельными участками юридических и физических лиц;

♦ всемерное развитие фермерства, расширение личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального строительства;

♦ преобразование неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и ряд других.

В соответствии со ст. 96 Кодекса о земле земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) колхозам, совхозам, межхозяйственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, – для ведения товарного сельского хозяйства;

2) гражданам Республики Беларусь – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;

3) научно-исследовательским институтам, учебным заведениям – для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства;

4) несельскохозяйственным предприятиям и организациям, религиозным организациям – для ведения подсобного сельского хозяйства.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйства и иным юридическим и физическим лицам.

До принятия Кодекса о земле 1990 г. структура сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь, как и в бывшем СССР в целом, представляла собой в основном крупные сельскохозяйственные предприятия (колхозы). Часть земель сельскохозяйственного назначения граждане использовали для ведения подсобного хозяйства, развивалось коллективное садоводство и огородничество, подсобные сельские хозяйства были созданы у значительного числа промышленных предприятий. Предпочтение отдавалось общественным, коллективным формам землепользования, что соответствовало экономическим и социальным основам государственного и общественного строя. Субъекты общественной формы землепользования (колхозы) являлись основными производителями сельскохозяйственной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входил и приусадебный фонд в населённых пунктах, за счёт которого колхозники, рабочие и служащие колхозов, другие граждане, проживающие в сельской местности, наделялись земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, для индивидуального жилищного строительства.

Действующее земельное законодательство по-новому регламентирует круг субъектов права сельскохозяйственного землепользования. Наряду с традиционными производителями сельскохозяйственной продукции названы и иные кооперативные предприятия, агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы и другие формирования.

Производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются и крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые как членами колхозов и других сетьскохозяйственных кооперативов, работниками сельскохозяйственных предприятий, пожелавшими выйти из их состава, так и горожанами.

Развиваются различные формы аграрного предпринимательства, в том числе и связанные с использованием земель для разнообразных сельскохозяйственных целей. Субъектами прав на эти земли являются акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

В последние годы на базе колхозов и совхозов создаются новые организационно-хозяйственные формы сельскохозяйственного производства, т.е. закреплённые в законодательстве и наделённые правосубъектностью самостоятельные формы хозяйствования в виде предприятия – юридического лица либо иной предпринимательской структуры, без прав юридического лица, но с чётко очерченной гражданской правосубъектностью.

Процесс реорганизации колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования проведён в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. утверждено специальное положение о реорганизации колхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий [Российская газета, 1992. 24 сент.]. В Российской Федерации проведена приватизация земель сельскохозяйственного назначения, и они переданы собственность юридических и физических лиц. Земли сельскохозяйственных предприятий были переданы членам коллектива предприятий на правах общей (совместной или долевой) собственности. Таким образом, появилось право собственности граждан и юридических лиц не на отдельные земельные участки, а на так называмые земельные доли. Между сельскохозяйственным предприятием как юридическим лицом и коллективом предприятий в земельно-правовых отношениях образовался разрыв, в нормах права появилась коллизия прав сельскохозяйственного предприятия на используемые земли и права граждан. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализаций конституционных прав граждан на землю» [Российская газета, 1996. 10 марта] были предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в различных формах; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предусмотрено право местных органов власти выкупать у крестьян земельные доли для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство.

В сфере частной собственности на землю и средства производства на селе в Российской Федерации существует множество организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства:

а) коммерческие организации (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества (полные и товарищества на вере), сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные муниципальные и унитарные предприятия;

б) некоммерческие предприятия: потребительские сельскохозяйственные кооперативы (обслуживающие сельских товаропроизводителей), общественные и религиозные организации, объединения, финансируемые собственником, благотворительные и иные фонды;

в) подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий;

г) крестьянские (фермерские) хозяйства;

д) личные подсобные хозяйства граждан [Козырь М.И. Аграрная реформа и развитие организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства в России // Государство и право, 1994. – № 4. – С. 73–75].

В ходе реформирования сельского хозяйства Республики Беларусь часть этих форм используется и законодателем, и на практике. Идёт процесс реорганизации совхозов, создаются сельскохозяйственные кооперативы, ассоциации, хозяйственные общества, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Часть государственных сельскохозяйственных предприятий продолжает сохранять свой статус (научно-исследовательские и другие сельскохозяйственные учреждения, опытные хозяйства, экспериментальные базы и иные хозяйства, на землях которых проводятся долголетние опыты, ведутся научные исследования).

Несельскохозяйственные предприятия и организации, религиозные организации также могут вести подсобное хозяйство на выделенных им земельных участках.

Значительное место в числе субъектов права собственности, землевладения и землепользования на землях сельскохозяйственного назначения занимали кооперативы граждан. В настоящее время земельные участки членов садоводческих товариществ, земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 7 Кодекса о земле 1990 г., земля закреплялась за колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями и организациями, религиозными организациями на праве владения. Указанные предприятия и организации могли дополнительно арендовать земельные участки, использование которых осуществлялось на прав пользования. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия и организации могли временно использовать участки для сенокошения и выпаса скота, других нужд из земель государственного лесного фонда, запаса, других земель государственного фонда. Временное пользование землёй (в том числе на условиях аренды) оформлялось договором, с последующей выдачей удостоверения на право временного пользования землёй.

Действующий Кодекс о земле в ст. 99 закрепил положение о предоставлении сельскохозяйственным предприятиям и организациям земельных участков в постоянное пользование для ведения товарного сельского хозяйства. Указанные предприятия и организации могут дополнительно арендовать земельные участки.

На сельскохозяйственных землепользователей возложены обязанности по организации эффективного земледелия, сельскохозяйственного производства в целом, повышению плодородия почв и рациональному использованию земель; внедрению наиболее эффективныx систем земледелия, экономически выгодному сочетанию отраслей хозяйства, освоению земель; развитию орошения, улучшению лугов и пастбищ, производству известкования и гипсования почв. Они обязаны принимать меры против эрозии почв, заболачивания и засорения земель, осуществлять посадку полезащитных лесонасаждений, облесение и закрепление песков, оврагов и крутых склонов, не допускать загрязнения почв; очищать сельскохозяйственные угодья от камней, мелколесья и кустарников, вести борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

Право землепользования сельскохозяйственных предприятий в различных их организационно-правовых формах неразрывно связано с институтами общей части земельного права, в первую очередь с институтом права землепользования. Нормы этого института образуют базис правового регулирования земельных отношений с участием этих субъектов. Право землепользования сельскохозяйственных предприятий имеет общие черты с любым видом землепользования. Правосубъектность сельскохозяйственных предприятий как участников земельных отношений – самая широкая, так как они могут заниматься как сельскохозяйственным производством, так и переработкой продукции, её хранением, транспортировкой, создавать производства по выпуску строительных материалов, удобрений и использовать земли для другой, не запрещённой законодательством деятельности.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения имеет некоторые различия, определяемые конкретным хозяйственным назначением земельных участков и принадлежностью земель тем или иным субъектам права землепользования. Так, разнятся права и обязанности, например, колхозов и учебных и научно-исследовательских сельскохозяйственных предприятий и права граждан.

Наши рекомендации