Работа на семинарах. Требования к студентам

Политические системы и государственное устройство стран мира

Санкт-Петербург

Организационно-методический раздел

Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира.

Задачи курса:

-выявлениеважнейших элементов современной политической системы государств мира

- анализ механизмов их взаимодействия

- изучение структур и основных источников конституционного законодательства стран современного мира

- детальноеизучение политических систем государств “Большой восьмерки ”.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины. В результате изучения данной дисциплины студент должен

Знать

- содержание понятия политическая система государства - основные признаки государства - основополагающие элементы формы государства - функции и назначение основных государственных институтов

Уметь проводить сравнительные характеристики государственного устройства стран мира, приводя грамотную аргументацию

Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий

№ пп/п Наименование тем и разделов   Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа
Лекции Семинары
Политические системы государств мира: введение в изучение.
Конституция — правовой фундамент политической системы государств мира.
Формы правления и институт главы государства в политической системе стран мира.
    Формы административно-территориального устройства государств мира (унитаризм, федерализм, конфедерализм).
Государство как главный элемент политических систем стран мира.
Организация законодательной власти в политических системах государств мира.
Организация исполнительной власти в политических системах государств мира.
Организация судебной власти в политических системах государств мира.
Партии и партийные системы государств мира.  
Избирательные системы государств мира (выборы и референдумы).
Территориальная организация государственной власти на местах (местное самоуправление) .
Место гражданского общества в рамках политических систем государств мира.
Политические системы стран « Большой восьмерки ».
  Итого:


Формы промежуточного и итогового контроля, критерии требований

Текущий контроль за успеваемостью осуществляется в рамках контроля за эффективностью работы студента на семинарских занятиях.

Промежуточный контроль осуществляется в форме промежуточной аттестации в середине семестра и в конце семестра на основании проведения письменного теста или устного собеседования преподавателем, ведущим семинарские занятия.

Работа на семинарах. Требования к студентам.

- Обязательное посещение семинарских занятий .

- Участие в работе на семинарах (доклады, презентации, активное участие в обсуждении) учитывается при выставлении итоговой оценки.

-Реферирование конституций: сравнительная характеристика определенных политический институтов государств мира (на примере 3-4 стран).

- Сдача коллоквиума: одна монография или 3 научных статьи из списка по курсу.

Процесс освоения студентами материала, предполагаемого программой включает в себя лекции и семинарские занятия, а также самостоятельную работу. Следует учитывать, что в рамках лекционного курса рассматриваются наиболее сложные и/или спорные вопросы. На семинарские занятия выносится анализ политических систем ведущих стран мира. При подготовке к семинару студент должен:

- повторить материал лекций;

- изучить соответствующие разделы учебников и учебных пособий, рекомендованных лектором;

- ознакомиться с источниками, указанными в программе (прежде всего с текстом Конституций и/или основополагающих законодательных актов);

Итоговый контроль осуществляется в форме письменного экзамена.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов, предполагающих развернутый ответ с использованием всех материалов курса (лекционных и семинарских занятий, основной и дополнительной литературы). Вопросы формулируются в пределах программы курса.

Формулировка первого вопроса в целом совпадает с тематикой лекционных занятий по дисциплине. Студенту, как правило, предстоит продемонстрировать навыки компаративного анализа и сопоставить положение того или иного института в рамках политической системы нескольких (3–4) стран мира. Выбор сопоставляемых стран отдается на усмотрение экзаменующегося при условии соблюдения им указаний, непосредственно содержащихся в формулировке вопроса и если выбираемая страна не повторяет государство второго вопроса. Иногда объекты сравнения могут быть прямо названы в вопросе.

При ответе на второй вопрос экзаменующемуся необходимо детально охарактеризовать политическую систему государства, указанного в вопросе.

Критерии оценки.Итоговая оценка складывается из нескольких частей:

1) письменный экзамен (до 80% итоговой оценки) — максимум 4 балла

2) итоги работы на семинарах: доклады, презентации, рефераты, активное участие в научном обсуждении — плюс 1 балл .

3) выступление на коллоквиуме - плюс 1 балл

4) отсутствие и неработа на семинарах – минус 1 балл

5) несдача коллоквиума – минус 1 балл


Содержание курса

Наши рекомендации