Работа на семинарах. Требования к студентам
Политические системы и государственное устройство стран мира
Санкт-Петербург
Организационно-методический раздел
Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира.
Задачи курса:
-выявлениеважнейших элементов современной политической системы государств мира
- анализ механизмов их взаимодействия
- изучение структур и основных источников конституционного законодательства стран современного мира
- детальноеизучение политических систем государств “Большой восьмерки ”.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины. В результате изучения данной дисциплины студент должен
Знать
- содержание понятия политическая система государства - основные признаки государства - основополагающие элементы формы государства - функции и назначение основных государственных институтов
Уметь проводить сравнительные характеристики государственного устройства стран мира, приводя грамотную аргументацию
Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий
№ пп/п | Наименование тем и разделов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары | |||
Политические системы государств мира: введение в изучение. | ||||
Конституция — правовой фундамент политической системы государств мира. | ||||
Формы правления и институт главы государства в политической системе стран мира. | ||||
Формы административно-территориального устройства государств мира (унитаризм, федерализм, конфедерализм). | ||||
Государство как главный элемент политических систем стран мира. | ||||
Организация законодательной власти в политических системах государств мира. | ||||
Организация исполнительной власти в политических системах государств мира. | ||||
Организация судебной власти в политических системах государств мира. | ||||
Партии и партийные системы государств мира. | ||||
Избирательные системы государств мира (выборы и референдумы). | ||||
Территориальная организация государственной власти на местах (местное самоуправление) . | ||||
Место гражданского общества в рамках политических систем государств мира. | ||||
Политические системы стран « Большой восьмерки ». | ||||
Итого: |
Формы промежуточного и итогового контроля, критерии требований
Текущий контроль за успеваемостью осуществляется в рамках контроля за эффективностью работы студента на семинарских занятиях.
Промежуточный контроль осуществляется в форме промежуточной аттестации в середине семестра и в конце семестра на основании проведения письменного теста или устного собеседования преподавателем, ведущим семинарские занятия.
Работа на семинарах. Требования к студентам.
- Обязательное посещение семинарских занятий .
- Участие в работе на семинарах (доклады, презентации, активное участие в обсуждении) учитывается при выставлении итоговой оценки.
-Реферирование конституций: сравнительная характеристика определенных политический институтов государств мира (на примере 3-4 стран).
- Сдача коллоквиума: одна монография или 3 научных статьи из списка по курсу.
Процесс освоения студентами материала, предполагаемого программой включает в себя лекции и семинарские занятия, а также самостоятельную работу. Следует учитывать, что в рамках лекционного курса рассматриваются наиболее сложные и/или спорные вопросы. На семинарские занятия выносится анализ политических систем ведущих стран мира. При подготовке к семинару студент должен:
- повторить материал лекций;
- изучить соответствующие разделы учебников и учебных пособий, рекомендованных лектором;
- ознакомиться с источниками, указанными в программе (прежде всего с текстом Конституций и/или основополагающих законодательных актов);
Итоговый контроль осуществляется в форме письменного экзамена.
Экзаменационный билет состоит из двух вопросов, предполагающих развернутый ответ с использованием всех материалов курса (лекционных и семинарских занятий, основной и дополнительной литературы). Вопросы формулируются в пределах программы курса.
Формулировка первого вопроса в целом совпадает с тематикой лекционных занятий по дисциплине. Студенту, как правило, предстоит продемонстрировать навыки компаративного анализа и сопоставить положение того или иного института в рамках политической системы нескольких (3–4) стран мира. Выбор сопоставляемых стран отдается на усмотрение экзаменующегося при условии соблюдения им указаний, непосредственно содержащихся в формулировке вопроса и если выбираемая страна не повторяет государство второго вопроса. Иногда объекты сравнения могут быть прямо названы в вопросе.
При ответе на второй вопрос экзаменующемуся необходимо детально охарактеризовать политическую систему государства, указанного в вопросе.
Критерии оценки.Итоговая оценка складывается из нескольких частей:
1) письменный экзамен (до 80% итоговой оценки) — максимум 4 балла
2) итоги работы на семинарах: доклады, презентации, рефераты, активное участие в научном обсуждении — плюс 1 балл .
3) выступление на коллоквиуме - плюс 1 балл
4) отсутствие и неработа на семинарах – минус 1 балл
5) несдача коллоквиума – минус 1 балл
Содержание курса