Органы и институты обсе
Встречи глав государств и правительств государств-участников, на которых дается оценка обстановки в регионе ОБСЕ, принимаются руководящие документы для последующей деятельности Организации, устанавливаются приоритетные направления на высшем политическом уровне.
Состоялось уже шесть таких встреч: в 1975 г. в Хельсинки, в 1990 г. в Париже, в 1992 г. в Хельсинки, в 1994 г. в Будапеште, в 1996 г. в Лиссабоне и в 1999 г. в Стамбуле. Как правило, они проводились раз в два года, а затем - раз в три года.
Встречи по рассмотрению выполнения договоренностей обычно предшествуют встречам глав государств и правительств. На них подготавливаются проекты документов для последующего принятия на высшем уровне. На Будапештской встрече в верхах было решено именовать такие совещания «конференциями по обзору». С 1996 г. они проводятся в Вене и именуются совещаниями по обзору.
Совет министров принимает решения и руководит ОБСЕ в промежутках между встречами на высшем уровне. Он состоит из министров иностранных дел государств-участников и собирается, как правило, один раз в год. Совет министров является центральным органом по принятию решений и руководству ОБСЕ, в частности, в области предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов.
Руководящий совет был создан в соответствии с Парижской хартией как Комитет старших должностных лиц, который призван подготавливать решения Совета министров, а затем претворять их в жизнь, а также руководить работой ОБСЕ в промежутках между заседаниями Совета министров. Было решено, что Руководящий совет будет собираться два раза в год в Праге и один раз в год в качестве Экономического форума.
Постоянный совет - орган для повседневных политических консультаций и принятия решений по всем вопросам ОБСЕ. Он проводит в Вене еженедельные заседания на уровне постоянных представителей при ОБСЕ государств-участников. Решение о создании Постоянного совета было принято Советом министров в 1993 г. (первоначально этот орган именовался Постоянным комитетом).
Форум по сотрудничеству в области безопасности был учрежден в 1992 г. в соответствии с документом Хельсинки II. Первоначально это был Центр по предупреждению конфликтов, состоявший из двух комитетов - Специального и Консультативного. В 1993 г. Консультативный комитет был упразднен, а в 1995 г. Специальный комитет был переименован в Форум по сотрудничеству в области безопасности.
Решения всех перечисленных выше органов принимаются на основе консенсуса, то есть при отсутствии возражения со стороны какого-либо участника против принятия решения. Из этого правила есть два исключения. По решению Совета министров (Прага, 1992 г.) в случае «очевидного, грубого и продолжающегося» нарушения договоренностей в рамках ОБСЕ соответствующие меры могут быть приняты по формуле «консенсус минус один», то есть без согласия государства-нарушителя. Этот метод был применен однажды в 1992 г. в связи с конфликтом в бывшей Югославии. В 1992 г. на заседании в Стокгольме Совет министров принял формулу «консенсус минус два», которая распространяется па случаи решений Совета министров, обязывающих спорящие стороны прибегнуть к примирительной процедуре даже в случаях их несогласия с решением.
В помощь руководящим органам ОБСЕ создан ряд оперативных структур и институтов.
Действующий председатель Совета министров является ответственным за текущую деятельность ОБСЕ, что включает координацию работы институтов, представление ОБСЕ в отношениях с государствами и другими организациями, контроль за деятельностью по предотвращению конфликтов, урегулированию кризисов и постконфликтному восстановлению ситуации.
Действующий председатель является министром иностранных дел одного из государств, и его полномочия длятся один год.
Действующему председателю помогают в работе предшествующий и последующий председатели.
Вместе они образуют так называемую «тройку».
Генеральный секретарь является представителем Действующего председателя. Он руководит Секретариатом, структурами ОБСЕ, обеспечивает проведение заседаний органов ОБСЕ и выполнение решений ОБСЕ, поддерживает контакты с международными организациями, дает оценку финансовых последствий предлагаемых мероприятий, составляет ежегодные отчеты о деятельности ОБСЕ.
Пост Генерального секретаря был учрежден в 1992 г. Советом министров, и генсек назначается им на три года.
Секретариат ОБСЕ находится в Вене и имеет отделение в Праге. Он обеспечивает деятельность Генерального секретаря, конференци-альное и переводческое обслуживание, административную и финансовую службы.
Структурно Секретариат включает: Бюро Генерального секретаря; Центр по предотвращению конфликтов (отвечает за укомплектование и обучение персонала полевых миссий, осуществляет наблюдение за их деятельностью, ведет учет обменов военной информацией, ведает сетью связи, проводит семинары и т. п.); Отдел администрации и операций; Координатора ОБСЕ по экономической и экологической деятельности.
Численность Секретариата составляет 180 человек.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (с 1990 по 1992 г. действовало в качестве Бюро по свободным выборам) находится в Варшаве. БДИПЧ содействует проведению в государствах-участниках ОБСЕ демократических выборов, в частности, путем направления на них наблюдателей; оказывает поддержку Демократическим институтам и развитию прав человека, укреплению гражданского общества и правопорядка; участвует в претворении в жизнь человеческого измерения ОБСЕ.
Верховный комиссар по национальным меньшинствам с 1992 г. должен реагировать на самой ранней стадии на ситуации этнической напряженности, которые могут перерасти в конфликт. ВКНМ является инструментом превентивной дипломатии. Штаб-квартира расположена в Гааге.
Представитель по свободе средств массовой информации был назначен Постоянным советом в 1997 г. в соответствии с решением Лиссабонской встречи 1996 г. Задачей представителя является содействие развитию свободных, независимых и плюралистических средств массовой информации, что важно для открытости общества и подотчетности правительств.
Парламентская ассамблея ОБСЕ образована в 1991 г. в соответствии с положением Парижской хартии для новой Европы об усилении парламентского участия в общеевропейском процессе. В 1991 г. по приглашению испанских Кортесов в Мадриде собрались высокие представители парламентов всех государств-участников. Принятая Мадридская декларация содержала правила процедуры, положение о порядке работы, состав, мандат и порядок принятия решений Парламентской ассамблеей.
Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии с 1992 г. Международный секретариат находится в Копенгагене. Представительство в Парламентской ассамблее зависит от численности населения каждого государства и в настоящее время составляет 317 депутатов.
Ассамблея дает оценку осуществления целей ОБСЕ государствами, обсуждает вопросы, стоявшие в повестке дня встреч глав государств и правительств и заседаний Совета министров, содействует укреплению демократических институтов в государствах-участниках.
Действующий председатель ОБСЕ принимает участие в работе сессий Ассамблеи и отвечает на вопросы депутатов, а также сообщает Совету министров о мнениях, высказанных парламентариями.
Сессии принимают большинством голосов итоговые декларации и ряд резолюций и рекомендаций.
Парламентская ассамблея учредила Постоянный комитет глав делегаций, Бюро (в Бюро входят председатель Ассамблеи, девять вице-председателей, казначей и почетный председатель, избираемые на ежегодных сессиях), Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности, Комитет по экономическим, научно-техническим и экологическим вопросам, Комитет по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам (члены Комитетов назначаются национальными делегациями). Постоянный комитет избирает генерального секретаря сроком на пять лет. Постоянный комитет принимает решения по формуле «консенсус минус один». С согласия Постоянного комитета генеральный секретарь назначает двух своих заместителей.
Парламентская ассамблея в сотрудничестве с БДИПЧ участвует в наблюдении за ходом выборов в национальные законодательные органы, направляет в страны делегации со специальными миссиями по оказанию помощи в деле развития демократической парламентской практики, в 1996 г. учредила премию за деятельность в области журналистики и демократии, с 1995 г. организует студенческую стажировку в международном секретариате Ассамблеи по политологии, праву и международным отношениям. Ассамблея направляет представителей на совещания и форумы, которые проводятся в рамках ОБСЕ, а также сотрудничает с другими парламентскими организациями - Парламентской ассамблеей Совета Европы, Ассамблеей Западноевропейского союза, Североатлантической ассамблеей, Межпарламентским союзом и др.
Суд по примирению и арбитражу учрежден в соответствии с Конвенцией по примирению и арбитражу 1992 г. (вступила в силу в 1994 г.). Штаб-квартира расположена в Женеве.
Экономическое измерение ОБСЕ. ОБСЕ занимается вопросами экономического и экологического сотрудничества под углом зрения его значения для поддержания мира и стабильности в регионе, наблюдает за отношениями между государствами в этих областях с целью привлечения их внимания к ситуациям, которые могут привести к напряженности и угрожать конфликтами. ОБСЕ содействует разработке национальных планов в экономической и экологической областях, в частности в странах с переходной экономикой. Для этого организуются конференции и семинары, развиваются связи с соответствующими международными организациями. Эти функции осуществляются по линии Координатора ОБСЕ по экономическим и экологическим вопросам, а также Экономического форума.
В Хельсинкском Заключительном акте было выражено убеждение в том, что сотрудничество в области торговли, промышленности, науки и техники, экологии и по другим направлениям экономической деятельности содействует упрочению мира и безопасности в Европе. Государства договорились о содействии развитию торговых отношений, обменах информацией, о промышленном взаимодействии, координации действий по охране окружающей среды.
Всем этим вопросам были посвящены Научный форум в Гамбурге 1980 г., Совещание по вопросам экологии в Софии в 1989 г. и Конференция по европейскому экономическому сотрудничеству в Бонне в 1990 г.
В Бонне государства подтвердили свою приверженность принципам рыночной экономики, переход к которой в ряде стран открывал новые возможности для развития экономического сотрудничества.
В 1992 г. на совещании Совета министров в Праге было принято решение о создании Экономического форума в рамках Руководящего совета. Переход к рыночной экономике характеризовался как существенный вклад в дело демократизации общественной жизни. Форум собирается начиная с 1993 г. один раз в год для проведения диалога о переходе к рыночной экономике, разработки практических шагов в сфере экономического сотрудничества.
В 1997 г. в составе Секретариата ОБСЕ был учрежден пост Координатора ОБСЕ по экономическим и экологическим вопросам. Координатор содействует включению в содержание работы Постоянного совета и других институтов ОБСЕ экономических, социальных и экологических аспектов безопасности. Он также осуществляет от имени ОБСЕ контакты с международными экономическими организациями, Парламентской ассамблеей, неправительственными организациями и частным сектором.
Человеческое измерение ОБСЕ, Человеческое измерение ОБСЕ - это специальный механизм сотрудничества в области уважения прав человека, демократии и законности. Он был создан в соответствии с Венским заключительным документом от 15 января 1989 г. и усовершенствован решениями Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. и решениями Пражской встречи Совета министров иностранных дел (30-31 января 1992 г.).
Любое государство-участник имеет право запросить у любого другого государства-участника информацию или сделать ему представление по поводу соблюдения договоренностей, охватываемых понятием человеческого измерения. Если оно не удовлетворено ответом, то могут быть проведены двусторонние консультации. В зависимости от их результатов запрашивающее государство может разослать сообщение об этом всем государствам-участникам, а также поставить этот вопрос на обсуждение конференций по человеческому измерению и последующих встреч. Это государство имеет право обратиться в БДИПЧ с просьбой выяснить, готово ли затронутое этим вопросом государство принять у себя миссию экспертов.
В случае согласия государства принять у себя миссию экспертов оно назначает до трех докладчиков из специального списка экспертов, составленного из граждан всех государств-участников (по два эксперта). Если же миссия экспертов образуется без согласия государства, то запрашивающее государство выбирает из этого списка одного докладчика, а принимающее государство назначает также одного эксперта. Оба эксперта выбирают третьего, а при отсутствии согласия третий эксперт назначается БДИПЧ.
Миссия экспертов занимается установлением фактов, осуществляя для этого поездку в соответствующее государство. Затем она готовит доклад, в котором излагает установленные факты и формулирует в течение трех недель предложения и рекомендации, которые направляются принимающему государству. Доклад представляется БДИПЧ, которое рассылает его всем государствам-участникам. Затем доклад рассматривается Руководящим советом, после чего публикуется.
Весь этот механизм может быть задействован по инициативе государства, чьи интересы непосредственно затронуты, а в случаях возникновения особой опасности - по инициативе любого государства-участника при поддержке девяти других государств. На Пражской встрече Совета министров иностранных дел была согласована возможность предпринятая действий по использованию механизма человеческого измерения без согласия соответствующего государства в случаях явного, грубого и неисправленного нарушения соответствующих обязательства (принцип «консенсус минус один»).
С защитой прав человека тесно связан и другой механизм ОБСЕ - Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, пост которого был учрежден согласно хельсинкскому решению от 10 июля 1992 г. В его задачу входит предотвращение и разрешение конфликтов, имеющих характер потенциальной угрозы миру и стабильности.
Возникшая проблема изучается Верховным комиссаром по инициативе любого государства, либо по инициативе представителей меньшинства, или по его собственной инициативе. Верховный комиссар занимается установлением фактов, в том числе с выездом на места, с привлечением экспертов. О результатах он докладывает Руководящему совету, который может уполномочить Верховного комиссара провести консультации с заинтересованными сторонами с целью возможного урегулирования.
Заинтересованное государство может принять решение о приведении в действие «Берлинского механизма», если складывается кризисная ситуация.
«Берлинский механизм» создан решением Совета министров СБСЕ в июне 1991 г. Он предусматривает право любого государства-участника затребовать от другого государства объяснений в случае возникновения серьезной и срочной ситуации ввиду нарушения одного из принципов Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. или серьезного инцидента, угрожающего миру, безопасности или стабильности. Ответ должен быть дан в течение 48 часов. Запрашивающее государство имеет право потребовать созыва чрезвычайного заседания Руководящего совета, которое собирается, если требование поддержано 12 другими государствами. Заседание должно состояться не позднее чем через три дня после получения просьбы. Решение принимается консенсусом или по формуле «консенсус минус один» (не учитывается голос государства, которое обвиняется в нарушении).
В настоящее время по инициативе России ведется работа по реформированию ОБСЕ, которая с 2001 г. оказалась в состоянии кризисной стагнации.
Особо важную роль в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов играет Бюро Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, расположенное в Гааге (Нидерланды), а также наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро Представителя по вопросам свободы средств массовой информации.