Органы и институты обсе

Встречи глав государств и пра­вительств государств-участников, на которых дается оценка обстановки в регио­не ОБСЕ, принимаются руководящие документы для последующей деятельности Организации, устанавливаются приоритетные направ­ления на высшем политическом уровне.

Состоялось уже шесть таких встреч: в 1975 г. в Хельсинки, в 1990 г. в Париже, в 1992 г. в Хельсинки, в 1994 г. в Будапеште, в 1996 г. в Лиссабоне и в 1999 г. в Стамбуле. Как правило, они проводились раз в два года, а затем - раз в три года.

Встречи по рассмотрению выполнения договоренностей обыч­но предшествуют встречам глав государств и правительств. На них подготавливаются проекты документов для последующего принятия на высшем уровне. На Будапештской встрече в верхах было решено именовать такие совещания «конференциями по обзору». С 1996 г. они проводятся в Вене и именуются совещаниями по обзору.

Совет министров принимает решения и руководит ОБСЕ в про­межутках между встречами на высшем уровне. Он состоит из мини­стров иностранных дел государств-участников и собирается, как правило, один раз в год. Совет министров является центральным органом по принятию решений и руководству ОБСЕ, в частности, в области предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов.

Руководящий совет был создан в соответствии с Парижской хартией как Комитет старших должностных лиц, который призван подготавливать решения Совета министров, а затем претворять их в жизнь, а также руководить работой ОБСЕ в промежутках между заседаниями Совета министров. Было решено, что Руководящий совет будет собираться два раза в год в Праге и один раз в год в качестве Экономического форума.

Постоянный совет - орган для повседневных политических консультаций и принятия решений по всем вопросам ОБСЕ. Он про­водит в Вене еженедельные заседания на уровне постоянных пред­ставителей при ОБСЕ государств-участников. Решение о создании Постоянного совета было принято Советом министров в 1993 г. (первоначально этот орган именовался Постоянным комитетом).

Форум по сотрудничеству в области безопасности был учреж­ден в 1992 г. в соответствии с документом Хельсинки II. Первона­чально это был Центр по предупреждению конфликтов, состоявший из двух комитетов - Специального и Консультативного. В 1993 г. Консультативный комитет был упразднен, а в 1995 г. Специальный комитет был переименован в Форум по сотрудничеству в области безопасности.

Решения всех перечисленных выше органов принимаются на основе консенсуса, то есть при отсутствии возражения со стороны какого-либо участника против принятия решения. Из этого правила есть два исключения. По решению Совета министров (Прага, 1992 г.) в случае «очевидного, грубого и продолжающегося» нарушения договорен­ностей в рамках ОБСЕ соответствующие меры могут быть приняты по формуле «консенсус минус один», то есть без согласия государ­ства-нарушителя. Этот метод был применен однажды в 1992 г. в связи с конфликтом в бывшей Югославии. В 1992 г. на заседании в Стокгольме Совет министров принял формулу «консенсус минус два», которая распространяется па случаи решений Совета министров, обязывающих спорящие стороны прибегнуть к примирительной процедуре даже в случаях их несогласия с решением.

В помощь руководящим органам ОБСЕ создан ряд оперативных структур и институтов.

Действующий председатель Совета министров является ответст­венным за текущую деятельность ОБСЕ, что включает координацию работы институтов, представление ОБСЕ в отношениях с государ­ствами и другими организациями, контроль за деятельностью по предотвращению конфликтов, урегулированию кризисов и постконф­ликтному восстановлению ситуации.

Действующий председатель является министром иностранных дел одного из государств, и его полномочия длятся один год.

Действующему председателю помогают в работе предшествующий и последующий председатели.

Вместе они образуют так называемую «тройку».

Генеральный секретарь является представителем Действующего председателя. Он руководит Секретариатом, структурами ОБСЕ, обес­печивает проведение заседаний органов ОБСЕ и выполнение решений ОБСЕ, поддерживает контакты с международными организациями, дает оценку финансовых последствий предлагаемых мероприятий, составляет ежегодные отчеты о деятельности ОБСЕ.

Пост Генерального секретаря был учрежден в 1992 г. Советом министров, и генсек назначается им на три года.

Секретариат ОБСЕ находится в Вене и имеет отделение в Праге. Он обеспечивает деятельность Генерального секретаря, конференци-альное и переводческое обслуживание, административную и финан­совую службы.

Структурно Секретариат включает: Бюро Генерального секретаря; Центр по предотвращению конфликтов (отвечает за укомплектова­ние и обучение персонала полевых миссий, осуществляет наблюде­ние за их деятельностью, ведет учет обменов военной информацией, ведает сетью связи, проводит семинары и т. п.); Отдел администрации и операций; Координатора ОБСЕ по экономической и экологиче­ской деятельности.

Численность Секретариата составляет 180 человек.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (с 1990 по 1992 г. действовало в качестве Бюро по свободным вы­борам) находится в Варшаве. БДИПЧ содействует проведению в государствах-участниках ОБСЕ демократических выборов, в част­ности, путем направления на них наблюдателей; оказывает поддержку Демократическим институтам и развитию прав человека, укреплению гражданского общества и правопорядка; участвует в претворении в жизнь человеческого измерения ОБСЕ.

Верховный комиссар по национальным меньшинствам с 1992 г. должен реагировать на самой ранней стадии на ситуации этнической напряженности, которые могут перерасти в конфликт. ВКНМ явля­ется инструментом превентивной дипломатии. Штаб-квартира рас­положена в Гааге.

Представитель по свободе средств массовой информации был назначен Постоянным советом в 1997 г. в соответствии с решением Лиссабонской встречи 1996 г. Задачей представителя является содей­ствие развитию свободных, независимых и плюралистических средств массовой информации, что важно для открытости общества и подотчетности правительств.

Парламентская ассамблея ОБСЕ образована в 1991 г. в соответ­ствии с положением Парижской хартии для новой Европы об усиле­нии парламентского участия в общеевропейском процессе. В 1991 г. по приглашению испанских Кортесов в Мадриде собрались высокие представители парламентов всех государств-участников. Принятая Мадридская декларация содержала правила процедуры, положение о порядке работы, состав, мандат и порядок принятия решений Парламентской ассамблеей.

Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии с 1992 г. Международный секретариат находится в Копенгагене. Представитель­ство в Парламентской ассамблее зависит от численности населения каждого государства и в настоящее время составляет 317 депутатов.

Ассамблея дает оценку осуществления целей ОБСЕ государства­ми, обсуждает вопросы, стоявшие в повестке дня встреч глав госу­дарств и правительств и заседаний Совета министров, содействует укреплению демократических институтов в государствах-участниках.

Действующий председатель ОБСЕ принимает участие в работе сессий Ассамблеи и отвечает на вопросы депутатов, а также сооб­щает Совету министров о мнениях, высказанных парламентариями.

Сессии принимают большинством голосов итоговые декларации и ряд резолюций и рекомендаций.

Парламентская ассамблея учредила Постоянный комитет глав делегаций, Бюро (в Бюро входят председатель Ассамблеи, девять вице-председателей, казначей и почетный председатель, избираемые на ежегодных сессиях), Комитет по политическим вопросам и воп­росам безопасности, Комитет по экономическим, научно-техниче­ским и экологическим вопросам, Комитет по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам (члены Комитетов назначаются национальными делегациями). Постоянный комитет избирает гене­рального секретаря сроком на пять лет. Постоянный комитет при­нимает решения по формуле «консенсус минус один». С согласия Постоянного комитета генеральный секретарь назначает двух своих заместителей.

Парламентская ассамблея в сотрудничестве с БДИПЧ участвует в наблюдении за ходом выборов в национальные законодательные органы, направляет в страны делегации со специальными миссиями по оказанию помощи в деле развития демократической парламент­ской практики, в 1996 г. учредила премию за деятельность в области журналистики и демократии, с 1995 г. организует студенческую стажировку в международном секретариате Ассамблеи по политоло­гии, праву и международным отношениям. Ассамблея направляет представителей на совещания и форумы, которые проводятся в рам­ках ОБСЕ, а также сотрудничает с другими парламентскими органи­зациями - Парламентской ассамблеей Совета Европы, Ассамблеей Западноевропейского союза, Североатлантической ассамблеей, Меж­парламентским союзом и др.

Суд по примирению и арбитражу учрежден в соответствии с Кон­венцией по примирению и арбитражу 1992 г. (вступила в силу в 1994 г.). Штаб-квартира расположена в Женеве.

Экономическое измерение ОБСЕ. ОБСЕ занимается вопросами экономического и экологического сотрудничества под углом зрения его значения для поддержания мира и стабильности в регионе, наблю­дает за отношениями между государствами в этих областях с целью привлечения их внимания к ситуациям, которые могут привести к напряженности и угрожать конфликтами. ОБСЕ содействует раз­работке национальных планов в экономической и экологической об­ластях, в частности в странах с переходной экономикой. Для этого организуются конференции и семинары, развиваются связи с соот­ветствующими международными организациями. Эти функции осу­ществляются по линии Координатора ОБСЕ по экономическим и экологическим вопросам, а также Экономического форума.

В Хельсинкском Заключительном акте было выражено убеждение в том, что сотрудничество в области торговли, промышленности, науки и техники, экологии и по другим направлениям экономи­ческой деятельности содействует упрочению мира и безопасности в Европе. Государства договорились о содействии развитию торговых отношений, обменах информацией, о промышленном взаимодей­ствии, координации действий по охране окружающей среды.

Всем этим вопросам были посвящены Научный форум в Гамбурге 1980 г., Совещание по вопросам экологии в Софии в 1989 г. и Кон­ференция по европейскому экономическому сотрудничеству в Бонне в 1990 г.

В Бонне государства подтвердили свою приверженность принци­пам рыночной экономики, переход к которой в ряде стран открывал новые возможности для развития экономического сотрудничества.

В 1992 г. на совещании Совета министров в Праге было принято решение о создании Экономического форума в рамках Руководящего совета. Переход к рыночной экономике характеризовался как суще­ственный вклад в дело демократизации общественной жизни. Форум собирается начиная с 1993 г. один раз в год для проведения диалога о переходе к рыночной экономике, разработки практических шагов в сфере экономического сотрудничества.

В 1997 г. в составе Секретариата ОБСЕ был учрежден пост Ко­ординатора ОБСЕ по экономическим и экологическим вопросам. Координатор содействует включению в содержание работы Постоян­ного совета и других институтов ОБСЕ экономических, социальных и экологических аспектов безопасности. Он также осуществляет от имени ОБСЕ контакты с международными экономическими органи­зациями, Парламентской ассамблеей, неправительственными орга­низациями и частным сектором.

Человеческое измерение ОБСЕ, Человеческое измерение ОБСЕ - это специальный механизм сотрудничества в области уважения прав человека, демократии и законности. Он был создан в соответствии с Венским заключительным документом от 15 января 1989 г. и усо­вершенствован решениями Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. и решениями Пражской встречи Совета министров иностранных дел (30-31 янва­ря 1992 г.).

Любое государство-участник имеет право запросить у любого другого государства-участника информацию или сделать ему пред­ставление по поводу соблюдения договоренностей, охватываемых по­нятием человеческого измерения. Если оно не удовлетворено ответом, то могут быть проведены двусторонние консультации. В зависимости от их результатов запрашивающее государство может разослать со­общение об этом всем государствам-участникам, а также поставить этот вопрос на обсуждение конференций по человеческому измере­нию и последующих встреч. Это государство имеет право обратиться в БДИПЧ с просьбой выяснить, готово ли затронутое этим вопросом государство принять у себя миссию экспертов.

В случае согласия государства принять у себя миссию экспертов оно назначает до трех докладчиков из специального списка экспер­тов, составленного из граждан всех государств-участников (по два эксперта). Если же миссия экспертов образуется без согласия госу­дарства, то запрашивающее государство выбирает из этого списка одного докладчика, а принимающее государство назначает также одного эксперта. Оба эксперта выбирают третьего, а при отсутствии согласия третий эксперт назначается БДИПЧ.

Миссия экспертов занимается установлением фактов, осуществляя для этого поездку в соответствующее государство. Затем она готовит доклад, в котором излагает установленные факты и формулирует в те­чение трех недель предложения и рекомендации, которые направля­ются принимающему государству. Доклад представляется БДИПЧ, которое рассылает его всем государствам-участникам. Затем доклад рассматривается Руководящим советом, после чего публикуется.

Весь этот механизм может быть задействован по инициативе государства, чьи интересы непосредственно затронуты, а в случаях возникновения особой опасности - по инициативе любого государ­ства-участника при поддержке девяти других государств. На Праж­ской встрече Совета министров иностранных дел была согласована возможность предпринятая действий по использованию механизма человеческого измерения без согласия соответствующего государства в случаях явного, грубого и неисправленного нарушения соответству­ющих обязательства (принцип «консенсус минус один»).

С защитой прав человека тесно связан и другой механизм ОБСЕ - Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, пост которого был учрежден согласно хельсинкскому решению от 10 июля 1992 г. В его задачу входит предотвращение и разрешение конфликтов, имеющих характер потенциальной угрозы миру и ста­бильности.

Возникшая проблема изучается Верховным комиссаром по ини­циативе любого государства, либо по инициативе представителей меньшинства, или по его собственной инициативе. Верховный ко­миссар занимается установлением фактов, в том числе с выездом на места, с привлечением экспертов. О результатах он докладывает Руководящему совету, который может уполномочить Верховного ко­миссара провести консультации с заинтересованными сторонами с целью возможного урегулирования.

Заинтересованное государство может принять решение о приве­дении в действие «Берлинского механизма», если складывается кри­зисная ситуация.

«Берлинский механизм» создан решением Совета министров СБСЕ в июне 1991 г. Он предусматривает право любого государства-участника затребовать от другого государства объяснений в случае возникновения серьезной и срочной ситуации ввиду нарушения од­ного из принципов Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. или серьезного инцидента, угрожающего миру, безопасности или стабиль­ности. Ответ должен быть дан в течение 48 часов. Запрашивающее государство имеет право потребовать созыва чрезвычайного заседания Руководящего совета, которое собирается, если требование поддержано 12 другими государствами. Заседание должно состояться не позднее чем через три дня после получения просьбы. Решение прини­мается консенсусом или по формуле «консенсус минус один» (не учи­тывается голос государства, которое обвиняется в нарушении).

В настоящее время по инициативе России ведется работа по реформированию ОБСЕ, которая с 2001 г. оказалась в состоянии кризисной стагнации.

Особо важную роль в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов играет Бюро Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, расположенное в Гааге (Нидерланды), а также наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро Представителя по вопросам свободы средств массовой информации.

Наши рекомендации