Культура Древней Руси в IХ – первой половине XIII вв
На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:
— преемственная связь с обычаями восточных славян;
— опора на относительно высокий уровень производительных сил;
— взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но особенно Византии, — элементы культуры которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и традициями;
— смена язычества на православие, которое как государственная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества;
— идейное единство — отсутствие противостояния культур разных социальных групп;
— осознание этнической общности славян - даже в период политической раздробленности не было утрачено единство русской культуры, что объяснялось сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национально-политических целей, законодательства и языка.
Один из важных показателей культуры в Средние века — устное народное творчество {фольклор) — устная традиция передачи информации, которая сохранялась и после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи.
Устное творчество складывалось в трех формах:
— народный эпос — «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки — передавали духовные ценности народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой — выходец из народа и его защитник — богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существовав-
ших князей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией и улыбчивой критикой, оттенявшей добродетели богатырей;
— дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников;
— семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для обоснования древности и благородства происхождения рода (семьи).
Второй показатель культурного уровня — состояние письменности и грамотности.
По сведениям источников известно, что древние славяне использовали узелковую и узелково-иероглифическую письменность, но она не имела широкого распространения. Известно также, что в IX в. у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось.
В серединеIX в. греческие миссионеры братья Кирилл и Мефодий видели Еванге-лие — главное религиозное сочинение христиан, написанное славянскими буквами.
Во второй половине IX в. с целью распространения христианских текстов Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит — глаголица, в которой использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, — они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы. Появилась кириллица [в 1708 и 1918 гг кириллица дважды упрощалась, и её обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белоруссы]
Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой половиной X в. — «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда — «горчица», или клеймо мастера — гончара. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» — в двух экземплярах на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели свою письменность еще до принятия Русью христианства в 988 г.
Грамотность была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют:
— граффити — надписи на стенах древних сооружений (молитва «Господи, помози...» или юмореска «Якиме стоя усне»);
— надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»);
— почти 1000 берестяных грамот, найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам.
При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь — княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях.
Состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене — тщательно выделанной коже животных — и сопровождали рисунками — миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (сохранилось выражение — «прочесть книгу от доски до доски»).
Одна из дошедших до нас книг — «Изборник», составленный для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью).
В Киевской Руси распространялась как переводная (с греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный (богословский) или светский характер.
Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие, написанное в середине XI в. для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.
Для оригинальной (духовной и светской) литературы были характерны несколько жанров:
— «слово» или «поучение» представлены: 1) сочинением будущего первого киевского митрополита — «русина» Иллариона «Слово о законе и благодати» (1038 г.) — церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств; 2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало XII в.), учившим управлению княжеством и хозяйством;
— житие (жизнеописание — разновидность агиографической литературы, прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо) — одно из первых: «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» — братьях, убитых в 1015 г. по приказу князя Святополка;
— «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину;
— историческая повесть представлена:
1) поэмой «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер;
2) «Словом о погибели Русской земли» (середина XIII в.), рассказывавшим о славном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли. Эта идея в первой половине XIII в. имела особую актуальность (позднее «Слово о погибели русской земли» стало введением к житию князя Александра Невского);
— летописи появились в конце X — середине XI в. В них сведения о событиях записывались в строгом хронологическом порядке — по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для создания Повести временных лет — величайшего памятника средневековой историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст. В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией.
Летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерус-ского государства: «откуда есть пошла русская земля, кто первее в Киеве начал княжить и откуда Русская земля стала есть». Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян, а затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала XII в.
Автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., — Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке XV в. — Ипатьевская летопись, названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117 г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии XIV в. — Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха-переписчика.
Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности. Местные летописи создавались в Киеве, Новгороде, Владимире, Твери, Полоцке, Пскове, Смоленске и других городах. Идея единства русской земли и непрерывности ее истории отразилась в композиции всех летописей периода раздробленности — они начинались с Повести временных лет, к которой как бы «пристраивалась» история местного княжества. По содержанию летописи отдельных княжеств значительно отличаются друг от друга:
- новгородская отображала будничную жизнь торгово-ремесленного города;
- псковская напоминает военную хронику; галицко-волынская наполнена сведениями о раздорах князей и бояр;
- владимиро-суздальская нацелена на доказательство права местных князей стать преемниками киевских великих князей.
Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические представления и нравственные нормы Древней Руси.
Особенности архитектуры Киевской Руси:
— влияние византийских принципов каменного строительства — восприятие крестово-купольной композиции храмов;
— сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества — многоглавие храмов.
До X в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде (989 г.), храм Бориса и Глеба (начало XI в.) в Вышгороде — возводились из дерева.
Монументальное каменное строительство началось в конце X в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами.
Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси:
- в Киеве — 25-главая Десятинная церковь (996 г.), 13-купольный Софийский собор (1037 г.) и Золотые ворота (середина XI в.);
- Софийские соборы в Новгороде и Полоцке — середина XI в.
- Спасо-Преображенский собор в Чернигове — середина XI в.
Особенности архитектуры периода раздробленности:
— сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества;
— одноглавые храмов;
— появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и особенности строительного материала.
В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы строили из плинфы — обожженного кирпича размером 31 х 31 х 2,5 - 4 см (например, церковь Петра и Павла в Смоленске — XII в.).
В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы, скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения — двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице.
Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал — блок из белого камня размером 50 х 50 х 50 см. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек владимиро-суздальской архитектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки (ажурная каменная резьба и аркатурно-колончатый пояс по стенам), изящество, гармоничность и изысканность пропорций:
- во Владимире были построены Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы;
- в селе Боголюбово — дворец со встроенной церковью для князя Андрея Юрьевича;
- на реке Нерль (близ Боголюбове) — церковь Покрова;
- в Юрьеве-Польском — уникальный Георгиевский собор, стены которого полностью покрыты каменной резьбой.
Сохранившиеся и реконструированные памятники архитектуры X — начала XIII в. свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, таланте и мастерстве народных умельцев.
Интерьер храмов украшали:
- фрески (роспись водяными красками по сырой штукатурке);
- мозаика (узоры из стекловидного материала — смальты);
- иконы (образ, написанный красками на доске).
Изображались лики святых и евангельские сюжеты, реальные исторические личности (сыновья и дочери Ярослава Мудрого) или бытовые сценки (охота, выступление скоморохов).
Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для которой характерны плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета.
В Софийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери. Она изображена в полный рост с повернутыми к зрителям ладонями. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанный греческим мастером на рубеже XI—XII вв., стал самой почитаемой иконой на Руси.
Живописцы XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий — не только восприняли каноны византийского искусства, но и творчески перерабатывали их.
С XII в. начали складываться местные иконописные школы, различие между которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения. Для новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость ликов святых, в то время как владимирская отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения.
Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в отличие от католической Западной Европы, в которой соборы украшались фигурами святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых, так как видела в этом наследие язычества.
Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:
— народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духовенства;
— богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших богослужения без использования музыкальных инструментов.
Выводы:
1) Древнерусская культура достигла высокого уровня, не уступающего западно-европей-ским странам XI—XIII вв.
2) Историческая особенность культуры этого времени — борьба православной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту.
3) Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия обусловили формирование в X—XIII вв. древнерусской народности и, несмотря на княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой национальной культуры.