Культура Древней Руси в IХ – первой половине XIII вв

На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:

— преемственная связь с обычаями восточных славян;

— опора на относительно высокий уровень производитель­ных сил;

— взаимодействие с соседними народами: степными кочевни­ками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но осо­бенно Византии, — элементы культуры которых перерабатыва­лись в соответствии с исконными славянскими представления­ми и традициями;

— смена язычества на православие, которое как государствен­ная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества;

— идейное единство — отсутствие противостояния культур разных социальных групп;

— осознание этнической общности славян - даже в период по­литической раздробленности не было утрачено единство русской культуры, что объяснялось сходством социально-экономическо­го уровня русских княжеств, единством национально-полити­ческих целей, законодательства и языка.

Один из важных показателей культуры в Средние века — устное народное творчество {фольклор) — устная традиция передачи ин­формации, которая сохранялась и после появления письменнос­ти. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи.

Устное творчество складывалось в трех формах:

— народный эпос — «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки — передавали духовные ценности народа, его тради­ции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой — выходец из народа и его защитник — богатырь, наделенный многими поло­жительными чертами. В образе князя Владимира Красное Сол­нышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существовав-­

ших князей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией и улыбчивой критикой, оттеняв­шей добродетели богатырей;

— дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские по­вествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников;

— семейные предания рассказывали об истории и славных де­лах предков для обоснования древности и благородства проис­хождения рода (семьи).

Второй показатель культурного уровня — состояние письмен­ности и грамотности.

По сведениям источников известно, что древние славяне использовали узелковую и узелково-иероглифи­ческую письменность, но она не имела широкого распростране­ния. Известно также, что в IX в. у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохрани­лось.

В серединеIX в. греческие миссионеры братья Кирилл и Мефодий видели Еванге-лие — главное религиозное сочинение христиан, написанное славянскими буквами.

Во второй половине IX в. с целью распространения христиан­ских текстов Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбу­ку. Первый алфавит — глаголица, в которой использовались гре­ческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, — они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и до­бавив для изображения шипящих звуков славянского языка зна­ки, стилизованные под греческие буквы. Появилась кириллица [в 1708 и 1918 гг кириллица дважды упрощалась, и её обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белоруссы]

Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфави­та датируется первой половиной X в. — «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда — «горчица», или клеймо мастера — гонча­ра. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» — в двух экземплярах на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели свою письмен­ность еще до принятия Русью христианства в 988 г.

Грамотность была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют:

— граффити — надписи на стенах древних сооружений (мо­литва «Господи, помози...» или юмореска «Якиме стоя усне»);

— надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»);

— почти 1000 берестяных грамот, найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам.

При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в кото­рых обучалось более 300 детей. Его дочь — княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях.

Состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление ру­кописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене — тщательно выделанной коже животных — и сопро­вождали рисунками — миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (сохранилось выражение — «прочесть книгу от доски до доски»).

Одна из дошедших до нас книг — «Изборник», составленный для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучи­тельные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множе­ством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью).

В Киевской Руси распространялась как переводная (с грече­ского языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный (богословский) или светский характер.

Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие, написанное в середине XI в. для новгородского посад­ника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Фла­вия и др.

Для оригинальной (духовной и светской) литературы были характерны несколько жанров:

— «слово» или «поучение» представлены: 1) сочинением буду­щего первого киевского митрополита — «русина» Иллариона «Слово о законе и благодати» (1038 г.) — церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчер­кивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств; 2) нравственно-этическим и автобио­графическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало XII в.), учившим управлению княжеством и хозяйством;

— житие (жизнеописание — разновидность агиографической литературы, прославляющей какое-либо канонизированное пра­вославной церковью духовное или светское лицо) — одно из пер­вых: «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» — бра­тьях, убитых в 1015 г. по приказу князя Святополка;

— «хождения» (путевые записки) рассказывали о достоприме­чательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях на­родов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину;

— историческая повесть представлена:

1) поэмой «Слово о пол­ку Игореве» (конец XII в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер;

2) «Словом о по­гибели Русской земли» (середина XIII в.), рассказывавшим о слав­ном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покон­чить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли. Эта идея в первой половине XIII в. имела особую актуаль­ность (позднее «Слово о погибели русской земли» стало введени­ем к житию князя Александра Невского);

— летописи появились в конце X — середине XI в. В них све­дения о событиях записывались в строгом хронологическом по­рядке — по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для со­здания Повести временных лет — величайшего памятника сред­невековой историографии, получившего свое название по сло­вам, открывавшим текст. В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией.

Летописец изложил свое понимание вопросов о происхожде­нии славян и Древнерус-ского государства: «откуда есть пошла русская земля, кто первее в Киеве начал княжить и откуда Рус­ская земля стала есть». Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян, а затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала XII в.

Автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., — Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его ре­дакция дошла до нас в списке XV в. — Ипатьевская летопись, на­званная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Ко­стромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117 г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии XIV в. — Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха-переписчика.

Традиция составления летописей была продолжена и в пери­од раздробленности. Местные летописи создавались в Киеве, Новгороде, Владимире, Твери, Полоцке, Пскове, Смоленске и других городах. Идея единства русской земли и непрерывности ее истории отразилась в композиции всех летописей периода раздробленности — они начинались с Повести временных лет, к которой как бы «пристраивалась» история местного княжества. По содержанию летописи отдельных княжеств значительно от­личаются друг от друга:

- новгородская отображала будничную жизнь торгово-ремесленного города;

- псковская напоминает во­енную хронику; галицко-волынская наполнена сведениями о раз­дорах князей и бояр;

- владимиро-суздальская нацелена на доказа­тельство права местных князей стать преемниками киевских ве­ликих князей.

Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, истори­ческие представления и нравственные нормы Древней Руси.

Особенности архитектуры Киевской Руси:

— влияние византийских принципов каменного строитель­ства — восприятие крестово-купольной композиции храмов;

— сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества — многоглавие храмов.

До X в. все постройки были деревянными или деревянно-земля­ными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде (989 г.), храм Бориса и Гле­ба (начало XI в.) в Вышгороде — возводились из дерева.

Монументальное каменное строительство началось в конце X в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, бояр­ские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горо­жане довольствовались деревянными домами и избами.

Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси:

- в Киеве — 25-главая Десятинная церковь (996 г.), 13-купольный Софийский собор (1037 г.) и Золотые ворота (середина XI в.);

- Софийские собо­ры в Новгороде и Полоцке — середина XI в.

- Спасо-Преображенский собор в Чер­нигове — середина XI в.

Особенности архитектуры периода раздробленности:

— сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества;

— одноглавые храмов;

— появление архитектурных школ, учитывавших разницу ме­стных условий и особенности строительного материала.

В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предше­ствующий период, храмы строили из плинфы — обожженного кирпича размером 31 х 31 х 2,5 - 4 см (например, церковь Петра и Павла в Смоленске — XII в.).

В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы, скрепленные раствором. Фи­нансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались стро­гостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения — двуглавый Геор­гиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице.

Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской зем­ли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал — блок из белого камня раз­мером 50 х 50 х 50 см. Стена состояла из двух рядов блоков, про­межуток между которыми заполняли щебнем и заливали раство­ром. Для белокаменных построек владимиро-суздальской архи­тектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки (ажурная каменная резьба и аркатурно-колончатый пояс по стенам), изящество, гармонич­ность и изысканность пропорций:

- во Владимире были построе­ны Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы;

- в селе Боголюбово — дворец со встроенной церковью для князя Андрея Юрьевича;

- на реке Нерль (близ Боголюбове) — церковь Покрова;

- в Юрьеве-Польском — уникальный Георгиевский собор, стены ко­торого полностью покрыты каменной резьбой.

Сохранившиеся и реконструированные памятники архитек­туры X — начала XIII в. свидетельствуют о высоком уровне стро­ительной техники, таланте и мастерстве народных умельцев.

Интерьер храмов украшали:

- фрески (роспись водяными крас­ками по сырой штукатурке);

- мозаика (узоры из стекловидного материала — смальты);

- иконы (образ, написанный красками на доске).

Изображались лики святых и евангельские сюжеты, реаль­ные исторические личности (сыновья и дочери Ярослава Мудро­го) или бытовые сценки (охота, выступление скоморохов).

Древнерусская живопись развивалась под влиянием византий­ской школы, для которой характерны плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета.

В Софийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери. Она изображена в полный рост с повернутыми к зрителям ладонями. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написан­ный греческим мастером на рубеже XI—XII вв., стал самой почи­таемой иконой на Руси.

Живописцы XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий — не только вос­приняли каноны византийского искусства, но и творчески пере­рабатывали их.

С XII в. начали складываться местные иконописные школы, различие между которыми определялось разностью цветовых ре­шений и манерой исполнения. Для новгородской школы характер­ны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость ликов святых, в то время как владимирская отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения.

Скульптура после принятия христианства не получила рас­пространения на Руси, в отличие от католической Западной Ев­ропы, в которой соборы украшались фигурами святых. Право­славная церковь преследовала попытки скульптурного изобра­жения святых, так как видела в этом наследие язычества.

Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:

— народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморо­хи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали не­приятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духо­венства;

— богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песно­пений, сопровождавших богослужения без использования музы­кальных инструментов.

Выводы:

1) Древнерусская культура достигла высокого уровня, не уступающего западно-европей-ским странам XI—XIII вв.

2) Историческая особенность культуры этого времени — борьба православной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту.

3) Общее состояние материального производства, единые зако­ны, язык, религия обусловили формирование в X—XIII вв. древ­нерусской народности и, несмотря на княжеские усобицы и поли­тическую раздробленность, складывание основ единой националь­ной культуры.

Наши рекомендации