Метод административного права

Тема № 1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2 ч.)

ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Административное право — это отрасль российского пра­ва, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе орга­низации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

правовой институт А.п. — обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения кон­кретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной от­ветственности и административного процесса.

Отрасли российского права отличаются друг от дру­га прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются ее нормами.

Предметом административного права является совокуп­ность общественных отношений, складывающихся в про­цессе организации и деятельности исполнительной влас­ти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связа­на с государственно-управленческой деятельностью, а по­тому и обобщенно называется управленческой.

Нормы административного права регулируютпредмет А.п. следующим образом:

Во-первых, они устанавливают формы и методы госу­дарственного управления, а также способы обеспечения законности в государственном управлении.

Во-вторых, регламентируют порядок образования ор­ганов исполнительной власти, их компетенцию, полно­мочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государствен­ными органами, общественными объединениями, пред­приятиями и гражданами.

В-третьих, определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объеди­нений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

И, в конечном итоге, регулируют управленческие отно­шения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют пра­вомочия и на кого они возлагают определенные обязанно­сти по поводу осуществления управленческих функций.

Управленческие отношения многообразны. В зависи­мости от особенностей их участников управленческие от­ношения можно разделить на следующие:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-право­вом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнитель­ной власти, находящимися на одном организационно-пра­вовом уровне (например, два министерства, администра­ции двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находя­щимися в их организационном подчинении (ведении) го­сударственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не нахо­дящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и уч­реждениями (по вопросам финансового контроля, адми­нистративного надзора и т. п.);

д) между субъектами исполнительной власти и испол­нительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосу­дарственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (ком­мерческие структуры и т. п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и обще­ственными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Из всего этого следует, что во всех названных видах уп­равленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие от­ношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической фор­ме выражать волю и интересы государства, а также реали­зовывать государственную власть.

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникнове­ния на две группы:

а)внутренние (или внутриорганизационные, внутрисис­темные, внутриаппаратные). Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления, и т. п.;

объекты, не входящие в систему органов исполни­тельной власти (например, на граждан, общественные объе­динения, коммерческие структуры, включая частные).

МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Если предмет административного права позволяет об­наружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Метод административного права — совокупность при­емов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юриди­ческие возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств пра­вового воздействия на общественные отношения.

Предписания — возложение прямой юридической обя­занности совершать те или иные действия в условиях, пре­дусмотренных правовой нормой.

Запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников пра­вовых отношений.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

1)метод власти — подчинение, илиметод прямого распо­рядительства — отношения в рамках административ­ного права строятся на подчинении одного участни­ка другому;

2) метод рекомендаций — рекомендации субъекта управ­ления приобретают правовую силу при условии при­нятия ее другим участником управления;

3)метод согласования — регулирует отношения меж­ду участниками, не находящимися между собой в подчинении;

4)метод равенства — субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринима­ют совместные действия в форме административно­го договора.

Особенности административно-правового регулирова­ния управленческих общественных отношений, вытекаю­щие из сущности государственно-управленческой деятель­ности и предмета административного права:

1) для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны прямые средства распоряди­тельного типа, т. е.предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регули­руемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне;

2) административно-правовое регулирование предпо­лагает односторонность волеизъявления одного из участ­ников отношения (т. е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирова­ния управленческих отношений включает в себя:

1. Установление определенного порядка действий.

2. Предоставление возможности совершать либо не со­вершать действия, предусмотренные административ­но-правовой нормой, в условиях, определенных дан­ной нормой.

3. Предоставление возможности выбора одного из пре­дусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения.

4. Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.

Наши рекомендации