Основные закономерности возникновения права

ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА — общая, независимая от времени и пространства, социальных условий первопричина происхождения права у разных народов.. Антропологи, историки, правоведы, занимаясь проблемами правогенеза и исходя из той посылки, что общий взгляд на историю права остается эволюционистским (древние и последующие правовые системы представляют право как единое явление истории и культуры), отмечают одну и ту же закономерность: история права есть разновременное, параллельное развитие правовых систем согласно общим закономерностям социальной эволюции, проявляющихся вследствие единообразия человеческой природы и схожести проблем, решаемых на одинаковых стадиях общественного развития.

Наличие отмеченной общей закономерности (первопричины) возникновения права обусловлено тем, что экономическая и социальная жизнь всякого общества нуждается в определенном упорядочении организации действий людей, участвующих в производстве, обмене и распределении материальных благ, а также в урегулировании брачно-семейных, трудовых, межличностных отношений. Такая урегулированность достигается с помощью различных социальных норм, представляющих собой «сплетение» обычаев, ритуалов, традиций родового строя, религиозных и моральных требований. Изменившиеся социально-культурные условия, возникший новый экономический строй, и последовавшая за этим дифференциация общества на обособленные по интересам группы людей, требовали принципиально новой формы регулирования формирующихся отношений. Возникла потребность в появлении таких норм, которые распространяли бы свое действие на всех членов общества, обладали гораздо более высокой степенью обязательности и регулятивными возможностями и тем самым оказывались способными в новых условиях придать экономическим, политическим, управленческим, трудовым и иным отношениям правовую форму. Возникающее право взяло на себя выполнение этих функций. Возникновение права, таким образом, обусловлено логикой развития самого общества и может быть представлено как переход от одних социо-нормативных систем к другим, более совершенным. Право возникает как реакция на потребности организованного сообщества людей соединить в рамках одного пространства разнородные интересы, не посягая на фундаментальные ценности каждого из указанных субъектов социальных отношений (С. Г. Кукин).

Материалистическая теория о происхождении и сущности права.

Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.
Суть теории: государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Плюсы теории:
1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;
2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;
3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;
4) Раскрываются признаки государства.
Минусы:
1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;
2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;
3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Теория естественного права.

Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Представители данной теории:Вольтер, Радищев, Десницкий, Гроций и др.

Основные идеи были написаны Г.Гроцием, впоследствии эти идеи повторяли или дополняли. Он утверждал, что наряду с изменчивым положительным правом, создаваемым волей Бога или людей , существует неизменное естественное право, то есть то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами.

Плюсы

Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

Минусы

Положения данной теории шли "на тот момент вразрез" с "теологической школой", т.к. не учитывали "5 доказательств бытия" Фомы Аквинского, не применимы к государствам Ближнего Востока, т.к. оно противоречит одному из столпов ислама "вера в предопределение".

9. Органическая теория происхождения государства

— это теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством ученых отвергнута.

Представитель: Герберт Спенсер

По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями —людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Плюсы данных концепцийзаключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, таккак человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять всезакономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на ихвзаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Наши рекомендации