Государство, его функции
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство – сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государство– 1) это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности; 2) основной социально-политический институт общества, ядро политической системы; обладая суверенной властью, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан; 3) политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Теории происхождения государства
1) Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.): государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема.
2) Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михайловский и др.): государство – результат исторического развития семьи (разросшаяся семья); глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).
3) Договорная теория происхождения государства (XVII–XVIII вв. – Г. Гроций, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.): единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий; государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству, в итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и ответственность за невыполнение последних.
4) Теория насилия (XIX в. – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.): причина происхождения государственности – в военно-политических факторах (насилии, порабощении одних племен другими); для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
5) Органическая теория (вторая половина XIX в. – Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс и др.): государство – это организм, продукт социальной эволюции; подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
6) Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин ) объясняет возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами (разделение труда; совершенствование орудий труда; рост производительности труда; возникновение избыточного продукта, возникновение частной собственности). Последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти и государства.
7) Психологическая теория (Л. И. Петражицкий, Г. Тард, 3. Фрейд и др.) связывает появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
8) Патримониальная теория (К. Галлер ) объясняет происхождение государства из земельной собственности.
9) Ирригационная (гидравлическая) теория (К. Виттфогель ) связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах, что сопровождалось большим ростом чиновничества, обеспечивающего эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.
Признаки государства
• Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства.
• Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом.
• Суверенитет – верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями.
• Монополия на легальное применение силы. Государство имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.;
• Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
• Обязательность членства в государстве: человек получает гражданство с момента рождения (в отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека).
• Принудительность – государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
• Законотворчество.
• Многообразие используемых ресурсов – государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т. д.) для осуществления своих полномочий.
• Стремление к представительству интересов всего общества – государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп.
• Наличие символики (государство имеет свои признаки государственности – флаг, герб, гимн; особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т. д.
• Единая оборонная внешняя политика.
• Единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
Атрибуты государства
Территория – определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
Население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
Аппарат – система органов, наличие особого «класса чиновников», посредством которых функционирует и развивается государство; издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляемое государственным законодательным органом.
Функции государства– это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Классификация и виды функций
1) по характеру государственного воздействия на общественные отношения:
– охранительные (деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.);
– регулятивные (деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
2) по важности для общества: основные и неосновные (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
3) по времени действия: постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация беспризорности);
4) по степени отражения интересов различных групп населения: ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
5) по объектам воздействия (по сфере деятельности): внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
Внутренние функции– это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние функции государства делятся на:
1) основные (может осуществлять только государство): обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан; установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений; валютно-финансовое регулирование; бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете;
2) неосновные: традиционные (управление транспортом и связью; управление образованием и здравоохранением; защита неполноценных лиц и помощь им; управление средствами массовой информации); «новые» (государственное предпринимательство; влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства; социальные услуги и т. д.).
* Политические функции: стратегическая направленность – создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.
* Экономические функции: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности и другие.
* Социальные функции: установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и пр.); поддержка инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.
* Функция финансового контроля (фискальная): установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); контроль за денежным обращением в стране и прочее.
* Правоохранительные функции: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и другие.
* Экологическая функция: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
* Функция развития культуры, науки и образования: государственная поддержка науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрана интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; выдача лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
* Функция регулирования межнациональных отношений.
Внешние функции– основные направления деятельности государства на международной арене.
* использование вооруженных сил для решения внешнеполитических задач государства;
* реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности;
* стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом;
* защита экономического пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт);
* интеграция, сотрудничество и укрепление связей со странами в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ; обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.
Формы осуществления функций государства– это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
1) Правовые формы: правотворческая; правоприменительная; правоохранительная деятельность.
2) Организационные формы: регламентирующая; хозяйственная; идеологическая деятельность.
Методы осуществления функций государства– способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции: убеждение и принуждение, поощрение и наказание, и т. д.
Государство имеет сложную организационную структуру и включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Правительство – часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти.
Форма государства связана с его содержанием, обусловливаемым уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Форма государства включает три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим, составляющих единство целостной системы.
1) Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
* Монархия – форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически.
А) абсолютная (неограниченная) монархия: верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти (Бутан, Бруней, Катар, Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия). Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер.
Б) ограниченная монархия: власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия: монарх выполняет функции реального главы государства; наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); некоторые члены парламента назначаются монархом; члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал. Парламентарная монархия: власть монарха ограничена парламентом; парламент избирается народом; правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте; правительство несет ответственность перед парламентом; действует принцип разделения властей; властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.). В настоящее время парламентарными монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и другие.
* Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями.
А) президентские республики: президент, будучи главой государства, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; правительство несет политическую ответственность перед президентом; действует принцип разделения властей (США, Аргентина, Бразилия). Президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента).
Б) парламентские республики: исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте.
В) парламентско-президентские (смешанные) республики (Франция, Финляндия, Россия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления: главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).
В Российской Федерации существует республиканская форма правления, главой государства является Президент, законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
2) Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.
3) Государственно-территориальное устройство – организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого со своими составными частями, урегулированная нормами права.
Основные формы государственно-территориального устройства
1. Унитарное государство – это территория, разделенная на административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают государственным суверенитетом, характеризующаяся полным политическим единством. Признаки унитарного государства: единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории на административно-территориальные единицы центрального подчинения; единое гражданство, единый бюджет и т. д.
Унитарные государства разделяют на централизованные (отсутствуют выборные органы на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы; функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы); децентрализованные (существует правовое разграничение по осуществлению власти между общегосударственными и территориальными властными органами); сверхцентрализованные унитарные государства (в которых произошел военный переворот и установлен военный режим; местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой). Унитарными государствами являются Франция, Финляндия, Япония, Турция, Монголия, Судан, Великобритания, Испания и т. д.
2. Федерация – союзное государство, добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований; форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает в результате: объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.); изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Признаки федеративного государства: территория федерации состоит из территорий ее субъектов; верховная власть принадлежит федеральным органам, но компетенции верховных органов и органов субъекта федерации разграничены конституцией федерации; субъекты федерации имеют право обладать собственными конституциями, своими органами исполнительной, законодательной, судебной власти; допускается двойное гражданство; наличие в парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации; общесоюзная и внешнеполитическая деятельность осуществляется только федеральными (союзными) органами.
Классификация федераций: по национальному признаку; по национально-территориальной основе; по чисто территориальному принципу.
Децентрализованные федерации (тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики) и централизованные федерации (федерации, в которых парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д.).
Симметричные федерации (субъекты которых равноправны между собой и в отношениях с федеральным центром) и асимметричные федерации (наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования: федеральные территории, округа и т. д.). Примером такой федерации является Россия, субъекты федерации которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области.
3. Конфедерация – форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Конфедеративный союз – явление временное и неустойчивое, имеющее тенденцию преобразования в федеративное государство или распада (Германский союз 1815–1867 гг., Швейцарский союз 1815–1848 гг., США 1781–1787 гг.).
Политическая система
Политическая система– упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть; комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти; совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.
Основные признаки политической системы:тесная связь с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; наличие организационных форм выражения политических интересов; урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.
Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями.
Структура политической системы включает подсистемы:
* институциональную: государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними; особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, оказывать давление на правительство, лидеров;
* нормативную: правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи;
* функциональную: методы политической деятельности, способы осуществления власти;
* коммуникативную: все формы взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.
Функции политической системы
А) классификация функций политической системы Г. Алмонда и Дж. Пауэлла : политической социализации; адаптации; реагирования; экстракционная функция – мобилизация ресурсов из внешней или внутренней среды; дистрибутивная (распределительная) функция – распределение системой ресурсов, благ, статусов и т. д.; регулирующая функция.
Б) общепринятая классификация функций: конверсии (преобразования общественных требований в политические решения); адаптации (приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни); мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т. д.) для достижения политических целей; охранительная функция (защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов); внешнеполитическая (установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами); консолидирующая (согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп); распределительная (создание и распределение материальных и духовных ценностей).
Классификация политических систем
1) Характер взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.
2) По политическому режиму (способу осуществления политической власти): тоталитарные, авторитарные и демократические.
3) По содержанию и формам управления: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные.
4) По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
5) По социально-экономической основе:
– тоталитарно-распределительные (в их основе лежит государственное распределение материальных благ);
– либерально-демократические (их основа – рыночная экономика);
– конвергенционные и мобилизационные (в их основе – сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком).
Кроме государства в политическую систему входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и другие.
В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером; она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии: деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной. Данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой – властность, жестокость и решительность. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворчество и т. д.
В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом. Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. Результативную часть либеральной политической системы образуют: политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; соблюдение прав человека и гражданина; возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; защищенность от внешних угроз; обеспечение внешней политической и экономической экспансии.
Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.
В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, действенным правом. По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной и авторитарной. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов.
Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим обоснованием власти.
В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.
Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций.