Послевоенное урегулирование в оккупированной Японии (1945-51 гг.)

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок - дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников.

Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945-47 гг.). В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский. Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.

Преобразования 1945-47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития.

3. Японское "политическое чудо"

Широко известные экономические успехи Японии в послевоенный период были бы невозможны без создания для них оптимального социально-политического климата. За шесть лет оккупации американские демократические семена, упавшие на традиционную японскую почву, дали демократический "гибрид", во многом превосходящий отцовский оригинал. В результате на первый план вышли те характерные черты японского образа жизни, которые и обусловили бурное процветание страны и ее стабильность. Потеряв свой традиционно-восточный характер, государство в Японии более не сковывает процесс свободного социально-экономического и политического развития.

Среди особенностей японской демократии следует отметить следующие:

- использование марксистских идей на службе японского капитализма. Один из авторов японского "экономического чуда" Хироми Арисава разрабатывал и обосновал курс на индустриализацию страны посредством первостепенного развития тяжелой промышленности и "шоковой терапии" в щадящем варианте. В значительной степени поэтому национальный капитализм обладает иммунитетом против социально-политической нестабильности и хаоса.

- структура японской промышленности, в основании которой находятся более миллиона мелких и средних предприятий, способствовала формированию в стране многочисленного класса мелких и средних собственников. Социальная структура Японии характеризуется отсутствием острых социальных контрастов.

- скрытое движение к консенсусу через многократные неофициальные обсуждения и согласования. Вследствие этого парламентская официальная жизнь является в значительной степени всего лишь процессом официального закрепления уже достигнутых в неофициальном порядке предварительных договоренностей между различными политическими силами, и внешне Законодательная власть выглядит слабее исполнительной. В отдельных случаях подобная практика позволяет формально невластным структурам практически бесконтрольно влиять на формирование политики в закулисном порядке и ставить общество перед фактом проштампованного решения.

-буржуазно-демократическому обществу Японии присущи пацифистские настроения, распространяющиеся и на ее внешнюю политику. Исторический опыт показал бесперспективность и пагубность политики милитаризма и агрессии. Поэтому Япония по прежнему сохраняет самоограничения в военной сфере (9-я ст. Конституции о запрете иметь Армию и отказе от военных методов решения межгосударственных проблем, "три неядерных принципа" (не иметь, не ввозить, не производить ядерное оружие), т. н. "77 слов" - обязательство Токио не тратить на оборону более 1% ВНП).

Таким образом, демократизм и пацифизм внутренней и внешней политики Японии позволили ей сосредоточиться на экономическом строительстве, успехи которого содействовали, в свою очередь, решению социальных проблем.

5. Японское "экономическое чудо"

Восстановление экономических позиций Японии в мире в 50 - 60 гг., и выход этой страны на второе место в мире по экономическому потенциалу в нач. 90 гг. - одно из важнейших событий мировой послевоенной истории, представляющих интерес не только с политической, но и с научной точки зрения

Среди факторов "экономического чуда" на первое место следует поставить роль государства, непосредственно экономикой не занимающегося, но эффективно влияющего на ход экономических процессов. Любопытно, что в первые послевоенные годы темпы восстановления японской экономики были ниже западноевропейских. Перелом наступил в 1948-49 гг., с началом "шоковой терапии", характерными особенностями которой были:

- сохранение регулирующей роли государства в социально-экономической сфере

- государственный протекционизм в валютно-финансовой сфере . Это способствовало смягчению социальных последствий "шоковой терапии".

- государственное регулирование и протекционизм в торговой сфере. Поставив мощные таможенные заслоны импорту иностранной конкуренции, государство всячески поощряло импорт современных западных технологий для развития национальной промышленности на современной технологической основе.

- приоритетная государственная поддержка производителя перед торговцем-перекупщиком, пресечение банковско-финансовых спекуляций, способствующих обогащению узкой прослойки населения, но не способствующих экономическому прогрессу страны.

- официальная поддержка процесса развития мелкого предпринимательства, дающего быстрый экономический эффект удовлетворения покупательского спроса и способствующего появлению многочисленного среднего класса, основы социальной стабильности в японском обществе

- Правительство всячески поощряло систему пожизненного найма на промышленных предприятиях и фирмах. В результате для Японии характерна не конкуренция безработных за рабочие места, но конкуренция работников внутри фирм, способствующая повышению производительности их труда.

- заботясь об обеспечении общенациональных экономических интересов, Токио пресекает проявления группового экономического эгоизма (применяются строгие санкции к японским фирмам, конкурирующим между собой на мировом рынке; государственная таможня не пропускает на экспорт национальную продукцию, не соответствующую высоким японским внутренним стандартам качества)

Таким образом, экономические успехи Японии обусловлены функционированием ее экономики как планово-рыночной, хотя и не имеющей государственного сектора.

Экономические успехи Японии не сводятся к "чудо-руководству". Они могут рассматриваться как проявление действия закона неравномерности развития стран в эпоху империализма - в частности, все страны разгромленной фашистской "оси" опередили по темпам развития на новой технологической и социальной базе своих победителей. Япония наиболее показательна: на протяжении целого тысячелетия до эпохи Мэйдзи основная часть населения была регламентирована не только в политических правах, но и в экономических потребностях. После революции Мэйдзи буржуазные преобразования были подчинены наращиванию военной мощи Империи и лишь незначительно сказались на жизненном уровне населения, остававшемся в полунищем состоянии. Производство товаров народного потребления никогда не было в числе приоритетов милитаристской Японии. За годы Тихоокеанской войны было потеряно 40% совокупного национального богатства. После 1945 г. Япония впервые в своей истории смогла приступить к строительству нормальной экономики, не изуродованной милитаристским уклоном. К тому же, наличие практически неограниченного спроса со стороны населения было мощнейшим стимулом и предоставляло гарантии экономического выживания многочисленным мелким предприятиям.

В 50-60 гг. до 50% темпов роста экономики было обеспечено высокой степенью эксплуатации рабочей силы.

Существенный вклад в экономический скачок Японии внесла правильная стратегия в деле выбора отраслевых приоритетов. В связи с отсутствием в стране перспективных источников сырья и превышением предложения над спросом на сырье на мировом рынке, японцы не тратили огромные средства на развитие горнодобывающей промышленности. Они сосредоточились на создании трудоемкого экспортного производства, работающего на дешевом до 1973 г. импортном сырье. После повышения цен на сырьевую продукцию Япония успешно переходит на малосырьевые технологии в современных фототелерадиоэлектронных отраслях, перенося "грязное" производство в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой.

Правильная стратегия была выбрана и в научно-технической сфере. Поскольку развитие собственной науки и техники требовало колоссальных затрат, Япония использовала свой собственный опыт эпохи Мэйдзи для быстрой ликвидации научно-технического отставания от более развитых стран: за 30 лет с 1949 г. было закуплено на Западе 34 тыс. лицензий и патентов, которые были японцами творчески доработаны и быстро внедрены в производство. Поскольку поначалу западные владельцы научно-технической информации не ожидали от японцев столь быстрого ее внедрения и превращения Японии в торгового конкурента, патенты и лицензии продавались за бесценок. В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долл. и за кратчайший срок. На рубеже 60-70 гг. опомнившийся Запад прекратил научно-техническую подпитку японского конкурента, но к этому времени Япония уже создала собственную базу НИОКР. В дополнение следует упомянуть конфуцианские трудовые и социальные добродетели японцев и одну из лучших в мире систем образования и профориентации, сделавшие возможной "революцию качества", одно из главных условий конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке и источник ее активного торгового баланса.

Восхищение экономическим чудом Японии со стороны внешнего мира переросло в тревогу перед "японской угрозой". Превратившись в Великую экономическую державу, Япония неизбежно должна приобрести и соответствующий статус Великой политической Державы. Своими экономическими успехами Япония уже воздействовала не только на расстановку сил внутри известного треугольника межимпериалистического соперничества, но и на исход борьбы двух систем.

Наши рекомендации