Славяне и Византийская империя в VI—VII вв

Новое государственное образование возникло на Балканском полуострове на территории между Дунаем и Балканскими горами в 80-е гг. VII в. На начальных этапах формирования болгарской государственности в этом процессе приняли участие два народа — протоболгары (народ тюркской группы) и славяне. Сложный процесс развернулся на территории, где ранее обитали фракийцы, оставившие новым пришельцам богатые традиции земледелия, скотоводства, торговли и оригинальной культуры. Эти фракийские районы в VIII—VI вв. до н.э. были охвачены греческой колонизацией. Греки основали целый ряд городов на побережье Черного моря, из которых многие по прошествии веков стали болгарскими. Среди них Аполлония (Созополь), Одессос (Варна), Месемврия (Несебыр) и др. Во II в. до н.э. на вышеупомянутых землях появились римляне, окончательно подчинившие фракийцев в начале I в. н.э. На юго-западе Балкан еще в середине II в. до н.э. возникла провинция Македония. Придунайские земли образовали римскую провинцию Мезия, на территории к югу от Балканских гор — провинцию Фракия. Несмотря на то что в первых веках нашей эры на Балканах утвердилась преимущественно римская провинциальная культура, на Черноморском побережье сохранялось греческое население со своими традициями.

Появившиеся в VI в. н. э. на Балканах славяне вошли, таким образом, в сферу влияния более высокой культуры, что, несомненно, оказало огромное воздействие на их развитие. Они поменяли места своего привычного обитания, увлеченные так называемым «Великим переселением народов». В V — начале VI в. славянские поселения обнаруживаются у границ, а затем и на землях Византийской империи. Знакомство с Византией славяне начали с набегов на ее территорию, лишив империю покоя.

Особенно докучали славяне Византии в период правления императора Юстиниана I (527—565). Крупнейшие византийские историки VI—VII вв. характеризовали непрошеных гостей весьма

нелицеприятно. Отрицательные отзывы о славянах, бесспорно, преувеличены, но нет оснований вообще им не доверять, ибо оценки разных авторов, свидетелей тех далеких событий, нередко совпадают. Об одном из славянских нападений на империю (548 г.) византийский историк Прокопий Кесарийский отозвался следующим образом: «В это время войско славян, перейдя реку Истр (Дунай), натворило ужасных бед по всей Иллирии, вплоть до Эпидавра, убивая и уводя в рабство всех, кто им ни попадался, а также грабя добро». «В 550 году, — продолжает тот же автор, — славяне взяли после длительной осады город Топир, близ Эгейского моря, притом они убили всех до одного мужчин числом 15 тысяч». Можно многократно умножить ссылки на такого рода свидетельства византийских, преимущественно, авторов, но, в сущности, характеристика «варварских злодеяний», как правило, однотипна. Однако и византийцы не оставались в долгу и жестоко мстили славянам в полном соответствии с обычаями того времени.

Между тем середина VI в. принесла важные изменения. От набегов славяне стали переходить к расселению на землях Византийской империи. К концу VI в. Балканский полуостров был заполнен славянскими поселениями. Колонизации подверглась и территория между Балканскими горами и Дунаем. Именно здесь в 80-е гг. VII в. стало формироваться болгарское государство. Славяне принесли на заселенные земли свою культуру, которая стала верхним пластом уже существовавших там культур.

Новые поселенцы создали на Балканах военно-территориальные образования — славинии. Одной из таких славиний, носящей название «Семь славянских родов», суждено было сыграть важную роль в государственном формировании будущей Болгарии.

Славяне, поселившиеся на Балканах, попали в разнообразные природно-климатические условия. Болгарское государство формировалось на востоке и в центре Балкан. Территорию рассекали горные массивы — Балканские горы, Рило-Родопский и Пиринский. В обрамлении гор простирались плодородные- Дунайская и Фракийская низменности. Территорию в направлении к Черному и Эгейскому морям пересекали реки Марица и Ис-кыр. Черное море являлось естественной границей Болгарии на востоке. Сравнительно мягким был климат, на юге Фракии близкий к средиземноморскому. Попав в новую для себя природную среду, славяне продолжали развивать привычный для себя земледельческий род занятий, занимались и разведением скота.

Источники, красноречиво описывающие военные успехи славян, скупы на сообщение иных сведений. И все же коллективный портрет славян нарисован византийскими авторами. «Славяне и анты, — свидетельствует Прокопий Кесарийский, — не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии,

и потому как удача, так и несчастье обсуждаются у них сообща». Согласно отзыву византийского полководца и императора конца VI — начала VII в. Маврикия «по причине любви к свободе они никогда не соглашаются служить или подчиняться, и особенно в своей собственной стране. Они многочисленны и выносливы, легко переносят жар и холод, и дождь, и наготу тела, и недостаток пищи. С гостями они кротки и радушны, у них много разного скота и продовольствия, особенно проса и жита. Их жены целомудренны сверх всякой человеческой природы».

Наши рекомендации