Классификация видов знаний

Содержание заданий в тестовой форме

В процессе измерения знаний логично выделить два основных предмета исследования – это сами знания и методы их измерения. Поскольку каждый из этих предметов заслуживает отдельного внимания, кратко рассмотрим вопросы процессуальности, цели и содержания педагогических измерений.

Педагогические измерения – это процесс, в котором творчески соединяются:

- знания об интересующем предмете, или иначе, педагогическая теория знаний и философская теория познания;

-эмпирическая измерительная система с отношениями, представляемая специально создаваемым множеством тщательно подобранных заданий. Эта система и есть педагогический тест, включающая в себя правила оценивания или подсчета баллов, полученных в тесте по результатам эмпирического исследования знаний испытуемых. В результате применения теста получается отображение интересующего свойства (знаний) в числовую систему;

- специальные правила и математические модели перехода от счета к собственно измерениям, результатом которых является искомая шкала.

Идея процессуальности педагогического измерения становится востребованной, когда допускается сама мысль о возможности измерения знаний, умений, навыков, представлений и компетенций. Для целей измерения все перечисленное удобно назвать общим термином «подготовленность испытуемого». В каждом конкретном случае педагогического измерения содержание понятия «подготовленность» определяется явно, в понятных терминах и на языке одной или нескольких учебных дисциплин. Можно сказать и более определенно: без анализа содержания учебной дисциплины не бывает адекватного содержания педагогического теста, а значит, и отдельных заданий, его составляющих.

Исторически сложилась и другая традиция – всё перечисленное выше называть ещё одним удобным и привычным общим словом – «знание». В нормальной устной и письменной коммуникации нельзя всё время повторять все пять упомянутых компонентов подготовленности. Надо остановиться на каком-то одном, их обобщающем. В европейской традиции в качестве обобщающего чаще других выступает понятие «знание», которое может допускать толкование, адекватное цели, методу и предмету измерения. Можно добавить, что при проведении конкретных педагогических измерений педагоги-методисты анализируют состав проверяемых знаний и содержание применяемых для этого заданий[1].

Отдельным важным вопросом является формулировка цели изучения дисциплины как планируемого результата учебной деятельности обучаемых, подлежащего измерению. После формулирования целей педагогических измерений приходит очередь анализа содержания интересующей учебной дисциплины, объёма и состава преподаваемых (предлагаемых) знаний, выделения тех частей и единиц, которые могут быть положены в основу проверяемых знаний. Затем проводится детальный анализ учебных элементов, отбор содержания заданий в тестовой форме и композиции заданий. В процессе композиции отобранное содержание соединяется с наиболее подходящей для него формой.

Знания можно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые.

Предлагаемые знания даются учащимся в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются, кроме того, в системе заданий, по которым сами учащиеся могут проверить степень своей подготовленности.

Приобретаемые учащимися знания являются обычно только частью предлагаемых знаний, большей или меньшей, в зависимости от учебной активности учащихся. В учебном процессе всякое приобретаемое знание почти всегда, в той или иной мере, искажается учащимся в силу естественной привычки к упрощению воспринимаемого материала и недостаточности владения понятийным аппаратом. Можно даже говорить о психологической закономерности неизбежной примитивизации знаний, являющейся результатом плохо организованного процесса усвоения. В этой связи, актуальна мысль о заметном различии предлагаемых учащимся знаний и реально ими приобретаемых. Особенно заметными эти различия могут стать при невысоком интеллекте и низкой мотивации[2].

С развитием компьютерного обучения появились условия для превышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний. Это новая ситуация, связанная с возможностями массового погружения учащихся в мировое образовательное пространство, в котором ведущая роль заданий в процессе приобретения знаний уже осознана достаточно хорошо. Решение учебных заданий является главным стимулом для активизации учения, собственной деятельности учащихся. Распространенные в литературе рассуждения об уровнях усвоения относятся исключительно к приобретаемым знаниям.

Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний. Главным признаком проверяемых знаний является их актуальность, что означает готовность испытуемых к практическому применению знаний для решения заданий, используемых в момент проверки. В высшей школе этот же признак иногда называют оперативностью знаний.

В процессе тестирования абитуриентов и студентов обычно проверяются только такие знания, которые находятся в оперативной памяти, те, что не требуют обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам и т.п. В числе проверяемых знаний можно выделить еще нормативные знания, которые подлежат обязательному усвоению учащимися и последующему контролю со стороны органов управления образованием посредством экспертно подобранной и утвержденной руководящим органом системы заданий, задач и других контрольных материалов.

С позиций традиционной логики, знание можно определить как истинное или ложное. Оно не может быть истинным и ложным одновременно. Истинное знание – результат правильного отражения объективных свойств вещей и явлений. Если объективно истинное знание репродуцируется через субъективно правильное выполнение задания, и оно однозначно оценивается экспертами как истинное, то тем самым достигается одна из важнейших целей общественного образования – формирование знаний у подрастающих поколений.

Ложное знание возникает как результат искажения и существует как в форме незнания, так и псевдознания. Ошибочность и поверхностность приобретаемых знаний приводит к их несущественности (ничтожности). Человек думает что знает, но не знает, что не знает, или что его знания не соответствуют существу дела. Такое незнание порождает формально организованный и неконтролируемый учебный процесс. Точнее, процесс просто посещения образовательного учреждения, без соблюдения обязательств учащихся и педагогов перед обществом и государством. И это – главный признак псевдообразования[3].

В литературе нет пока ни одной классификации знаний, которая удовлетворяла бы практические потребности педагогического измерения. Существуют классификации уровней усвоения знаний разных авторов, наиболее используемые из которых являются классификации Б. Блума, И.Я. Лернера, В.П. Беспалько.

В настоящем пособии изложим сущность попытки классифицировать не уровни усвоения знаний, которые естественно отражают субъективные знания обучаемых, а виды знаний. Данная методика предложена В.С. Аванесовым[1].

Классификация видов знаний

1. Знание названий, имен. Очевидно, что в каждой науке и, в свою очередь, каждой учебной дисциплине, как проекции научного знания, существует свой специфический понятийно-терминологический аппарат. Студенты, владеющие системой научных терминов и понятий, могут изъясняться на языке науки. Те обучаемые, которые не усвоили минимально необходимое количество названий и имен, используют термины ошибочно, теряя сущность явлений, фактов и их научное обоснование и обобщение. При традиционном оценивании знаний таких студентов мы обычно говорим, что они не владеют понятийно-терминологическим аппаратом науки, не могут правильно назвать интересующие науку объекты.

Следовательно, на этапе формирования знаний обучаемых полезно использовать педагогические задания, помогающие сформировать знания правильных названий научных объектов. Чем больше таких заданий в процессе обучения будет решать обучаемый, тем лучше он усвоит отдельные понятия и их системы.

Удачными с точки зрения удобства представления, положительного отношения обучаемых и возможности использования в электронных автоматизированных образовательных комплексах можно считать задания в тестовой форме. Если таких заданий будет достаточное количество в методическом обеспечении дисциплины, то процесс усвоения обучаемыми системы понятий станет эффективным.

Приведем примеры заданий в тестовой форме для формирования и проверки знания названий, имен.

Примеры 1-3

Выберите один правильный ответ:

1. РЕЖИМ, ОСНОВАННЫЙ НА ПРИЗНАНИИ НАРОДА ИСТОЧНИКОМ И СУБЪЕКТОМ ВЛАСТИ

1) военный

2) тотальный

3) демократический

Дополните:

2. ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ ______________ .

3. ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ______________ .

2. Знание смысла названий и имен. Давно известно, что как мы понимаем, так и действуем. Понимание смысла названий и имен помогает их запоминанию и правильному употреблению. Обычно проявлением этого вида знаний является умение обучаемого объяснить явление или процесс, перевести информацию из одной, например, вербальной формы в другую (невербальную), привести примеры, подтверждающие ряд научных положений и т.д. Отличие от первого вида знаний заключается в том, что названия можно просто заучить путем многократного повторения, а для понимания этих названий необходимо выполнить несколько иные умственные действия – анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.

Примеры 4-6

Выберите все правильные ответы:

4. КОНСТИТУЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ РОССИЮ КАК ГОСУДАРСТВО

1) светское 8) либеральное

2) унитарное 9) парламентское

3) социальное 10) олигархическое

4) федеративное 11) демократическое

5) общенародное 12) социалистическое

6) республиканское 13) капиталистическое

7) конфедеративное 14) народно-демократическое

5. ВЫРАЖЕНИЕ {log (2x - 1)} ИМЕЕТ СМЫСЛ ПРИ ЗНАЧЕНИИ(ЯХ)

1) x > 0,5 5) x = 1

2) x < 0,5 6) x > 1

3) x = 0,5 7) x = 0

4) x < 1

Выберите один правильный ответ:

6. ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ УГОЛ НАКЛОНА ЕГО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ КРИВОЙ

1) уменьшается

2) увеличивается

3) остается неизменным

Из приведенных примеров видно, что для их решения недостаточно просто найти правильный ответ в учебной литературе. Известную информацию необходимо «переработать» для нахождения правильного ответа на задания в тестовой форме.

3. Фактуальные знания. Знание фактов позволяет не повторять ошибки, свои и чужие, обогатить доказательную основу знаний. Нередко фиксируются в виде научных текстов, результатов наблюдений, рекомендаций типа техники безопасности.

Доказательная база любой науки построена на фактах изучаемой действительности окружающего мира. Но в ряде наук фактуальные знания являются основополагающими (исторические науки), в других науках мы в основном пользуемся результатами обобщения фактов.

Примеры 7-10

Выберите один правильный ответ:

7. К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

1) Трир 3) Хемниц

2) Берлин 4) Мюнхен

5) Карлмарксштадт

8. В РЕАКЦИЮ {окисления; замещения} ВСТУПАЕТ(ЮТ)

1) бутен 6) уксусная кислота

2) ацетон 7) масляная кислота

3) ацетилен 8) диметилкарбинол

4) пропилен 9) 2,2 диметилгексин

5) формальдегид 10) пропионовая кислота

Дополните:

9. ГЛАВНЫМ ПРАВОВЫМ ДОКУМЕНТОМ РФ ЯВЛЯЕТСЯ ______________

10. КОНСТИТУЦИЯ РФБЫЛА ПРИНЯТА В _______ ГОДУ.

4. Знание определений. Усвоение определений является слабым местом в процессе обучения, потому что определениям нельзя научить; их можно понять и усвоить только как результат самостоятельных усилий по овладению требуемыми понятиями. Знание системы определений является одним из лучших свидетельств теоретической подготовленности.

Для инициирования процесса запоминания определений можно предложить системы заданий в тестовой форме, способствующие усвоению определений, формулировок законов.

Примеры 11-15

Дополните:

11. ДОГОВОР – ЭТО __________

____________________________

12. ПРАВО – ЭТО _______________,

ЗА НАРУШЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНА ____________________

Установите правильную последовательность:

13. ИНФОРМАТИКА

 - наука

 способ

 - данные

 - хранение

 - передача

 - обработка

 - изучающий

14. ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ

[ ] - Расстояние

[ ] - Обратнопропорционально

[ ] - Прямопропорционально

[ ] - Тело

[ ] - Масса

[ ] - Сила

[ ] - Между

15. СЕРТИФИКАЦИЯ – ЭТО

[ ] – товар, услуга

[ ] – третья сторона

[ ] – соответствовать

[ ] – посредством которой

[ ] – заданные требования

[ ] – нормативные требования

[ ] – процедура подтверждения

[ ] – продукция, работа или услуга

[ ] – документально удостоверять, что

[ ] – результат производственной деятельности

В учебном процессе все четыре рассмотренных вида знаний можно объединить в группу репродуктивных знаний. Педагог должен уметь организовать репродуктивную деятельность, без которой содержание изначально не усваивается. Это знания, не требующие при усвоении заметной трансформации, и потому они воспроизводятся в той же форме, в какой воспринимались. Их можно, с некоторой условностью, назвать знаниями первого уровня[4].

5. Знание противоположностей, противоречий, альтернатив и т.п. объектов. Такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе, когда обучаемый только погружается в новую систему знаний. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, при изучении и соблюдении правил техники безопасности, дорожного движения надо точно знать – что можно делать, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах.

Примеры 16 – 21

В заданиях 16 – 21 выберите один правильный ответ:

16. ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ ДОСРОЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ {законом; договором; сделкой}

1) возможно

2) невозможно

17. ДЛЯ КАМЕННОЙ КЛАДКИ ИЗВЕСТКОВЫЕ РАСТВОРЫ

1) используют

2) не используют

18. ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ, НЕСКОЛЬКО РАЗ УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА СТАНКИ, ПРИМЕНЯЮТ ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ОТВЕРСТИЯ

1) с предохранительным конусом

2) без предохранительного конуса

19. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ, ТВЕРДЕЯ НА ВОЗДУХЕ,

1) сохраняют

2) не сохраняют

ПРОЧНОСТЬ В ВОДЕ

20. ПРИ ВОДОНАСЫЩЕНИИ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ОСАДОЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

1) разрушаются

2) не разрушаются

21. УПРУГАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ОБРАЗЦА МАТЕРИАЛА

1) исчезает

2) не исчезает

ПОСЛЕ СНЯТИЯ НАГРУЗКИ

Как видно из приведенных примеров оптимальной формой заданий для формирования и проверки знания противоположностей является закрытая форма заданий с одним правильным вариантом ответа, принцип разработки ответов – альтернативный или противоположности.

6. Сравнительные, сопоставительные знания. Они широко распространены в практике и в науке, присущи преимущественно интеллектуально развитым лицам, особенно специалистам, способным анализировать и выбирать лучшие варианты действий при достижении той или иной цели. Любое сравнение объектов предполагает наличие критериев сравнения. Критерии могут быть известны, могут предлагаться самими обучаемыми. Но в любом случае выявление наиболее оптимальных, эффективных, лучших условий или объектов осуществляется по определенным признакам, свойствам, показателям и т.д.

Примеры 22-24

Сравнить содержимое колонок 1 и 2 и выбрать один из ответов, отмеченных буквами:

А. Содержимое колонки 1 больше содержимого колонки 2

Б. Содержимое колонки 1 меньше содержимого колонки 2

В. Содержимое колонки 1 равносодержимому колонки 2

22. КОЛОНКА 1 КОЛОНКА 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Количественный состав депутатов Государственной Думы Количественный состав депутатов Совета Федерации  
2. Количество автономных округов, входящих в состав РФ Количество областей, входящих в состав РФ  
3. Количество представителей от субъектов РФ в Совете Федерации от представительного органа государственной власти Количество представителей от субъектов РФ в Совете Федерации отисполнительного органа государственной власти  
4. Продолжительность правления Б.Н. Ельцина на посту Президента РФ Продолжительность правления В.В. Путина на посту Президента РФ  
5. Гражданский кодекс РФ Конституция РФ Юридическая сила

Эталон: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – А, 5 – В

Выберите один правильный ответ:

23. ОТЛИЧИЕ ОТРЕЗНОГО РЕЗЦА ОТ ПРОРЕЗНОГО – В БОЛЕЕ

1) длинной

2) короткой

ГОЛОВКЕ

24. СКОРОСТЬ РЕЗАНИЯ ПРИ ОТРЕЗАНИИ ПРИНИМАЕТСЯ

1) меньшей

2) большей

ЧЕМ ПРИ ТОЧЕНИИ

7. Классификационные знания. Феномен классификации имеет дело с разбиением интересующих объектов на группы, классы, отряды, виды и.т.д. Классификации применяются в науке и практике. Примеры – система химических элементов Д.И. Менделеева, классификация болезней, лекарств, классификации любых объектов.

Как отмечает Е.Я.Яковлев, обобщенность знаний позволяет, выделить «ядро» изучаемой дисциплины, дает возможность свести многообразие конкретных знаний о различных объектах и процессах, исследуемых данной предметной областью, к относительно небольшому объёму.

Этот вид знаний требует развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов[5].

Примеры 25 – 28

Выберите все правильные ответы:

25. МАТЕРИАЛЫ-ПРОВОДНИКИ

1) медь 4) селен 7) слюда

2) керамика 5) нихром 8) асбест

3) алюминий 6) германий 9) золото

26. ДЕФЕКТЫ ПРОЧНОСТИ ШТУКАТУРКИ

1) трещины

2) скалывание

3) пузыри

4) отслаивание

27. ВИДЫ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ

1) анкерные

2) масляные

3) воздушные

4) вакуумные

Установите соответствие:

28. ГРУППА ИНВЕНТАРЯ ВИД ИНВЕНТАРЯ
1. Для вскрытия тары А) монетницы
2. Для продажи товаров Б) щиты с набором инструментов
3. Счётный В) клещи, серповидный нож
4. Вспомогательный Г) пепельницы
5. Противопожарный Д) вазы, корзины, вертушки
6. Санитарно-гигиенический Е) гастрономические вилки
  Ж) лестницы-стремянки

Эталон: 1-В; 2-Е; 3-А; 4-Ж; 5-Б; 6-Г.

8. Ассоциативные знания. Они свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий.

Примеры 29, 30

Выберите один правильный ответ:

29. ИММУННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА ПОДОБНА СИСТЕМЕ

1) пожарной 3) теплоснабжения

2) охранной 4) вентиляции

30. УНИТАРНАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ПОДОБНА

1) яблоку

2) винограду

3) грозди бананов

Знания п.п. 5-8 можно отнести ко второму уровню. Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов.

9. Функциональные знания. Это широкая сфера знаний о выполняемых функциях отдельных объектов. Широко распространены в профессиональной сфере, где любые объекты систем имеют свое функциональное назначение.

Примеры 31 – 33

Выберите один правильный ответ:

31. СУППОРТ СЛУЖИТ ДЛЯ

1) перемещения резца

2) монтажа всех узлов станка

3) передачи вращения обрабатываемой детали

4) закрепления инструмента с коническим хвостовиком

5) передачи вращения ходовому валу и ходовому винту

6) преобразования вращательного движения в поступательное

32. БЫСТРОРЕЖУЩИЕ РЕЗЦЫ ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ ОБРАБОТКИ

1) цветных металлов и сплавов

2) стали при небольшой мощности станка

3) чугуна, стали при условии безударной нагрузки

4) чугуна, цветных металлов, неметаллических материалов с большой скоростью резания

33. СВЕРЛА С ПРЯМЫМИ КАНАВКАМИ ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ

1) глубоких

2) неглубоких

3) центровочных

4) в чугуне, хрупком металле

10. Знания причинно-следственных отношений, знание оснований. В современной науке причинный анализ является основным направлением исследований. Вообще, сама наука существует, чтобы осуществлять прогноз. Также и в профессиональной сфере выявление причин (неисправностей, отклонения режимов работы, низких или высоких показателей и т.д.) и прогнозирование последствий неправильного функционирования устройств, тех или иных действий персонала и т.д. является важной составляющей профессиональной компетенции специалистов.

Примеры 34-36

Выберите один правильный ответ:

34. КРАСНАЯ СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА КОТЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СИГНАЛИЗИРУЕТ О

1) отсутствии воды в парогенераторе

2) отсутствии воды в варочном котле

3) нормальном рабочем состоянии котла

35. Учащийся I курса на уроке производственного обучения выточил деталь типа «Болт М12» по предложенному эскизу. При осмотре детали обнаружилось, что длина головки болта больше требуемой. ПРИЧИНА ДЕФЕКТА

1) биение шпинделя

2) смещение суппорта

3) неправильные измерения

4) неправильно заточен резец

5) неправильно установлен упор

Установите соответствие. Одному элементу левого множества может соответствовать один или несколько элементов правого:

36. ДЕФЕКТЫ КАЧЕСТВА БУЛЬОНА ПРИЧИНА ДЕФЕКТА
1. Свернувшиеся хлопья белков 2. Слабо выражен аромат и вкус 3. Мутноватый цвет и салистый вкус А) до закипания бульона с поверхности не снята накипь и пена Б) уменьшена норма мясных продуктов В) при варке бульона не добавлены коренья и лук Г) эмульгация жира вследствие длительного или бурного кипения

Эталон: 1-А, 2-Б, В, 3-Г

11. Процессуальные, алгоритмические, процедурные, технологические знания. Процессуальные и алгоритмические знания являются основой практической деятельности. Овладение этими знаниями является существенным признаком профессиональной подготовленности и культуры.

Технологические знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих непременно достигать поставленных целей с минимально возможными затратами.

Технологические знания отличаются от алгоритмических степенью обобщения, системностью усвоенных видов профессиональной деятельности. Как правило, специалист-технолог не просто может выполнить процесс по известному или неизвестному алгоритму, но соотносит выполняемый вид деятельности с нормативными документами, ее регламентирующими, представляет процесс целиком, а также встроенность конкретного трудового или производственного процесса в систему производства.

Примеры 37-39

Выберите один правильный ответ:

37. ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ПОВАРСКОЙ НОЖ НЕОБХОДИМО РАЗМЕСТИТЬ

1) на разделочной доске

2) отдельно в глубине стола

3) перед разделочной доской

4) справа от разделочной доски

Эталон: 4

Установите правильную последовательность:

38. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СОУСА КРАСНОГО ОСНОВНОГО

1) варка соуса

2) процеживание

3) введение специй

4) протирание овощей

5) доведение до кипения

6) «защипывание» соуса

7) приготовление бульона

8) соединение мучной пассировки с бульоном

9) введение пассированных овощей с томатом

Эталон: 7, 8, 9, 1, 2, 4, 3, 5, 6

39. ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТАЛИ ТИПА «БОЛТ М12»

1) проточка пояска

2) отрезание детали

3) измерение диаметров

4) нарезание резьбы М 12

5) обработка диаметра 28 мм

6) обработка диаметра 12 мм

7) притупление острых кромок

8) разметка линейных размеров

9) снятие фаски на диаметре 12 мм

10) снятие фаски на диаметре 28 мм

11) подрезание торцовой поверхности

Знания п.п. 9-11 можно отнести к знаниям более высокого, третьего уровня. Они приобретаются, главным образом, в системе среднего и высшего профессионального образования.

К высшему, четвертому уровню знаний можно отнести следующие виды знаний:

12. Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.

13. Абстрактные знания. Эти особый вид знаний, при котором оперируют идеализированными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими – это психология, социология, педагогика.

Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине составляют основу теоретических знаний. Это уровень теоретических знаний.

14. Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня.

Перечисленные виды знаний не образуют пока полной классификационной системы и потому допускают возможность заметного расширения представленной номенклатуры, замены одних видов знаний другими, объединения их в различные группы[6].

Наши рекомендации