Концепция юридической науки и образования
Десницкий стоит у самых истоков российской юридической науки. В частности, он стал первым профессором права, который начал читать в университете лекции на русском языке, читавшиеся до этого на латыни. По его настоянию Екатерина II «указать соизволила, что в университете пристойнее бы читать лекции на русском
Раздел VII______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯВ ВЕК просвещения
языке, а особливо юриспруденцию».7 В 1768 г. в газете «Московские ведомости» появилось объявление: «С сего 1768 г. в Императорском Московском университете, для лучшего распространения в России наук, начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».8
Уже в своей первой актовой речи, произнесенной на публичном собрании Московского университета, —«Слове о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» (1768) — Десницкий выступил с критикой сложившихся в тому времени в столичном университете традиций преподавания юридических наук и предложил собственную программу развития юридического образования в России.
60-70-е годы были временем господства в юридической науке и образовании немецких учений естественного права. Первое собственно юридическое произведение на русском языке, изданное в 1764 г.В. Т. Золотницким, имело характерное название: «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества». В своей первой речи Десницкий критически отнесся к немецкой естественно-правовой философии, представители которой, по его мнению, «теряют время... в таких от чувств человеческих удаленных изобретениях».9 Особенно достается при этом немецкому философу С. Пуфендорфу, сочинения которого, переведенные по приказу Петра I, являлись главным руководством в преподавании «натуральной юриспруденции». «Пуфендорфов труд, — пишет Десницкий, —подлинно был излишний, ибо писать о вымышленных состояниях рода человеческого, не показывая, каким образом собственность, владение, наследство и пр. у народов происходит и ограничивается, есть такое дело, которое не совсем соответствует своему намерению и концу» (с. 158). Он ставит в вину преподававшим тогда в Московском университете профессорам-немцам то, что они «один свой геттингенский университет забралом всей премудрости доказывают» (с. 162). Сам же ученый полагал, что для познания права равным образом необходимы как«метафизический» метод, исследующий «природу всего рода человеческого», так и
7 Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. 1767-1786. Т. 3. М., 1963. С. 51-52.
8 Цит. по: Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978. С. 29.
9 Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века. М., 1959. С. 156.— Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
С Е. ДЕСНИЦКИЙ
исторический, с помощью которого можно «проникать в самые отдаленнейшие... обыкновения и установления народные» (с. 216).
По мнению Десницкого, юридическое образование должно включать последовательное изучение нравоучительной философии (этики), «натуральной юриспруденции», римской и российской юриспруденции. Под«натуральной юриспруденцией» ученый понимал науку, «изыскивающую причины, которые действуют во всех государствах и суть основанием всех законов и правлений» (с. 156). Знакомство с наиболее общими положениями правовой науки, входящими в предмет «натуральной юриспруденции», является, по мысли Десницкого, необходимым введением в изучение российского законодательства: «...если учащийся... затвердит в памяти главнейшие правила закона естественного, почитаемого наилучшим и неложным основанием закону человеческому, и... если он рассмотрит оные правила употребленными практически в законе римском... тогда он... вступить может в учение закона отечественного с несказанными выгодами и успехом» (с. 237).
Десницкий особенно настаивает на необходимости общего образования для юриста, «ибо науки имеют между собою весьма тесный союз и процветают наилучше в соседстве взаимном; и нет такого учения, которое бы не было совершаемо вспомоществованием, за-емлемым от других учений».10 Ученый критиковал существовавшее в России обыкновение приобретать юридические знания исключительно из практики. По мнению Десницкого, если юрист «не будет научен первым началам закона, на которых правила практики основаны, то и малейшая перемена, воспоследовавшая в предыдущем законе, опрокинет весь его разум и помутит: "так гласит закон" будет составлять все его знание, к какому только он достигнуть может;
и он никогда не научится, как выводить доказательства из самого существа и силы законов и из естественных оснований истины» (с. 235).
Ученый выступал с идеей соединениятеоретического и практического обучения юриспруденции. По его предложению в Московском университете была учреждена кафедра «практического законоискус-ства», которую последовательно занимали его ученики. Утверждая, что «в России до сих времен никакого почти особливого старания к отечественной юриспруденции прилагаемо не было» (с. 162), Дес-"ицкий отчасти объясняет это тем, что законы «лежат рассыпанными
10 Цит по: Коркунов Н. М. Десницкий — первый русский профессор права. СПб., 1894. С. 29.
Раздел VII_______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК просвещенно
по разным приказным местам в запертых и неприступных ученым архивах и хранилищах» (с. 234). Несмотря на отсутствие сводов российского законодательства, которые появились только в первой трети XIX в. благодаря усилиям М. М. Сперанского, Десницкий разработал первый систематический курс, в рамках которого обозревалось все действующее российское законодательство.
Десницкий многое сделал для поднятияавторитета юридической науки в тогдашнем российском обществе, в господствующем представлении которого она воспринималась как «наука ябедническая». Ученый доказывал «пользу знания отечественного закона» ибо таким знанием «защищается святость прав, собственность, владение и жизнь живущих в законе отечественном». Все желающие научиться юриспруденции, писал Десницкий, «могут быть уверены в том, что в благоучрежденных университетах никто еще из законоучителей столько разума злотворством не растлил, чтобы дерзнул когда обучать кого в такой науке ябедническому красноречию. Утверждение прав, общеполезность и необходимая надобность в законоучении природном поставляются главнейшим и единственным намерением... ...Я почитаю то за неоспоримую истину, что соразмерное
всякому состоянию знание общественного закона есть точно принадлежащее для всякого благородного учащегося просвещение;
крайне нужное и весьма полезное для свободного воспитания в оном заключается учение» (с. 227-228).
Юридическая наука, «наиблагороднейшая и полезнейшая» (с. 216), рассматривается Десницким какодно из средств народного просвещения и формирования в Россиигражданского общества. По его мнению, знание законов необходимо «для познания взаимных обязательств, без исполнения которых общество устоять и люди жить спокойно не могут» (с. 229). Юридическими знаниями должны обладать, по мысли ученого, представители всех свободных сословий, прежде всего для защиты свободы и собственности. Ученый пишет в связи с этим: «...всяк живущий под законом лишь только представит себе правоправление хотя в едином том понятии, по которому свобода и собственность каждого в обществе соблюдаются, ясно увидеть может и из единого понятия сих прав, сколь необходимо всем вообще прилежать к познанию своего закона для соблюдения единственно токмо собственности и свободы. ...Не знающий закона не может знать... употребления своей собственности и свободы» (с. 22о). Однако особенно знание законов необходимо для совершенно не
Глача • |
СЕ. ДЕСНИЦКИЙ |
испытывавшего тяги к юриспруденции дворянства, преимущества которого, по мнению Десницкого, «даются им от Бога и государей не для одной их пользы собственной, но для общей» (с. 229). Кроме того, правовой принцип, в соответствии с которым «никому почти не дозволяется в законопреступлениях оправдывать себя незнанием закона», обязывает каждого «знать закон свой, дабы и неумышленным поползновением против оного не подвергнуть себя истязанию
его» (с. 228).
В своем произведении«Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства...» (1778) Десницкий пишет: «...я бы погрешил дерзновением... и советовал россиянам всем стараться быть... великими законоискусниками... Незнание закона отечественного всегда почиталось, даже и у древних, бесчестным...» (с, 234).