Дополнительные источники. 2. Бикмашев В. Наказание за посягательства на жизнь, предусмотрен-ные статьями 277
2. Бикмашев В. Наказание за посягательства на жизнь, предусмотрен-ные статьями 277, 295 и 317 УК РФ // Уголовное право. – 2007. – № 6. – C. 9–12.
3. Емельянов В. Терроризм, бандитизм, диверсия: вопросы разграничения // Законность. – 2000. – № 1.
4. Лунеев В. В. Политическая преступность // Государство и право. – 1994. – № 2.
5. Мазуров В. А. Тайна: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни. Уголовно-правовая защита : учебное пособие – М.: Дашков и К, 2003.
6. Рябчук В. Н. Государственная измена и шпионаж. – СПб.: Юридический центр "Пресс", 2007.
7. Сабитов Т. Р. Квалификация разглашения государственной тайны (ст. 283 УК РФ) по форме вины // Уголовное право. – 2007. – № 4.
8. Трошкин Е. З., Токмаков С. В. Уголовная ответственность за пося-гательство на жизнь государственного или общественного деятеля // Уголовное право. – 2009. – № 5. – C. 87–91.
Практическое занятие
Методические рекомендации
по подготовке к практическому занятию
Для подготовки к практическому занятию необходимо самос-тоятельно решить предложенные задачи. Решение задач следует начинать с внимательного изучения описываемых обстоятельств. Эти обстоятельства следует считать установленными и доказанными. В случае недостатка некоторых сведений об обстоятельствах дела необходимо рассматривать несколько вариантов развития решения задачи: допуская наличие предполагаемых обстоятельств или их отсутствие. При изучении обстоятельств необходимо выделить их юридически значимые признаки и найти для их квалификации подхо-дящие составы преступлений. Необходимо установить значение приз-наков, используемых в процессе квалификации, на основе доктри-нального и судебного толкования. При юридической оценке следует учитывать положения теории уголовного права, содержащиеся в источниках, приведённых в вышеуказанном списке рекомендуемой литературы по соответствующей теме.
На практическом занятии обсуждаются заранее решённые задачи. В процессе ответов на вопросы во время занятия следует показать умение толкования признаков используемых составов преступлений, а также умение применения этих признаков для оценки фактических обстоятельств.
Задачи и задания для практического занятия
Задача 1
Во время отдыха Изотов познакомился с Карповым. Они обме-нялись адресами. Спустя 7 месяцев после знакомства к Изотову пришёл гражданин США Блюмм, передал письмо от Карпова, который просил Изотова оказать Блюмм содействие в предоставлении жилья. За хорошее вознаграждение Изотов согласился предоставлять свою квартиру Блюмм для встреч с "нужными" людьми.
Квалифицируйте деяния указанных лиц.
Задача 2
Яковлев, имея доступ к сведениям, составляющим государствен-ную тайну, фотографировал наиболее важные документы с целью, при случае, выгодно продать их одному из представителей иностранных государств.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний Яковлева.
Задача 3
Строилов находился по заданию российской внешней разведки в Риме. На приёме по поводу презентации российско-итальянской фирмы познакомился с Николь Борен, с которой впоследствии у него возникли близкие отношения. Спустя несколько недель Строилов признался ей, что является сотрудником российской внешней разведки. Николь предложила продать известные ему сведения об агентуре в Италии, скрыться в Аргентине, где у неё имелись связи в деловых кругах, и начать свой бизнес. После некоторых колебаний Строилов поступил как советовала ему Борен.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний указанных лиц.
Задача 4
Инженер Симакин, работающий в научно-технической лабора-тории оборонного предприятия, в которой разрабатывались приборы слежения за искусственными спутниками Земли, уходя с работы, забыл поставить на сигнализацию лабораторию. Охранник этого завода Корнеев, являющийся агентом израильской разведки "Моссад" Сагин Махканом, воспользовавшись оплошностью Симакина, изъял доку-менты, составляющие государственную тайну России, и передал их представителю посольства Израиля.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний указанных лиц.
Задача 5
Кандидат в губернаторы области Чернов, не набрав на выборах необходимого числа голосов, с группой вооружённых лиц ворвался в здание администрации области, потребовал законно избранного губер-натора Мошеева отказаться от должности и передать свои полномочия Чернову. Получив отказ, Чернов лично совершил убийство Мошеева и трёх его непосредственных помощников. Скрыв следы преступления, Чернов выступил по местному телевидению с заявлением о том, что Мошеев тяжело болен, в связи с чем передал полномочия губернатора области ему.
Квалифицируйте действия виновных лиц.
Задача 6
Громов и Сироткин (оба в возрасте 15-ти лет), решив покинуть Россию и желая "приобрести авторитет за границей", привели в негодность 1100 метров полотна железной дороги на перегоне Москва – Смоленск, в результате чего с рельс сошёл электровоз и погиб машинист.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний указанных лиц.
Задача 7
Студенты Башкирского государственного университета, считав-шие себя истинно русскими, получили неудовлетворительные оценки на экзамене по уголовному праву. Экзамен принимал преподаватель башкир по национальности. Неуспевающие студенты сочли, что неудовлетворительная оценка поставлена им умышленно, и является фактом унижения достоинства русского населения Башкортостана. После окончания экзамена, дождавшись экзаменатора, на площади перед университетом эти лица стали громко выкрикивать, что русские ещё всем устроят "сладкую жизнь", а башкиры "умоются кровавыми слезами".
Квалифицируйте действия виновных лиц.
Задача 8
Во время избирательной компании кандидат в областную Думу Сорвиголова в предвыборных речах говорил о том, что его конкурент Зимин был судим за изнасилование. Зимин возмутился, так как привле-кался за покушение, и к этому времени судимость была погашена. В целях отмщения он нанял Гилегина, который, выследив Сорвиголову, несколько раз выстрелил в него. Однако своевременно оказанная меди-цинская помощь спасла жизнь пострадавшего.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний указанных лиц.
Задача 9
Корреспондент одной из областных газет Алиев, с согласия своего руководителя, в период предвыборной компании в связи с предсто-ящими выборами Президента Республики, в своих статьях призывал избирателей отдавать свои голоса за кандидатов-мусульман, которые «изменят жизнь к лучшему». При этом он использовал вымышленные данные о якобы готовящемся «терроре против мусульман», полагая, что это вызовет нужную реакцию в народе и поможет мусульманам захватить власть.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний Алиева.
Задача 10
Сотрудник российского торгового представительства в одной из арабских стран Петров, злоупотребляя спиртными напитками, часто встречался на пляже с сотрудниками торговой фирмы из Турции. Во время совместного употребления спиртных напитков он иногда расска-зывал своему знакомому о некоторых направлениях торговой политики. Полученные данные иностранец использовал при заключении сделок российских фирм с иностранными.
Дайте уголовно-правовую оценку деяний указанных лиц.
Вопросы и задания для самопроверки
1. В словаре по уголовному праву запишите основные положения, характеризующие следующие термины:
1.1. Безопасность государства — это …
1.2. Жизненно-важные интересы государства составляют …
1.3. Государственная тайна — это …
1.4. Преступления экстремистской направленности признаются …
1.5. Диверсия — это …
2. Назовите виды государственной измены.
3. Что является предметом государственной измены?
4. Кто признаётся государственным или общественным деятелем, выступающим потерпевшим по ст. 277 УК РФ?
5. В чём отличие диверсии от акта терроризма?
6. Назовите субъективные признаки диверсии.
7. Поясните на примере отличие выдачи государственной тайны от разглашения государственной тайны.
8. Какую форму вины предусматривает законодатель в ст. 283 УК РФ?
9. В чём отличие составов преступлений, предусмотренных ст. 280 и 282 УК РФ?