Подготовки и проведения эффективных
ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ*
Речь – это основной текст, на котором строится пропаганда. Она должна состоять из нескольких частей, рассчитанных примерно на 5, 15, 30 минут каждая. Скелетом речи должны стать 1–1,5 странички квинтэссенции речи (тезисы), которые могут быть розданы аудитории еще до публичного выступления,
Умение выступать с политическими речами перед аудиторией, будь то с трибуны или экрана телевизора, – важнейшее качество любого агитатора. Не все знаменитые политики были Цицеронами. Хотя существует широко распространенное мнение о том, что умение выступать – дар природы, практика показывает, что, приобретя определенные навыки и используя общепринятые приемы красноречия, любой человек может овладеть вниманием аудитории и достаточно ясно и интересно изложить свои мысли.
Любое публичное выступление требует предварительной подготовки. Перед выходом к большой аудитории необходимо иметьплан своего выступления или краткийконспект с основными тезисами. Задача плана – сделать речьстройной, логически связанной и последовательной. Однако делать это надо не дома за завтраком и не в машине по дороге навстречу с аудиторией.
Опыт показывает, что накаждую минуту выступления приходится в среднем 20–25 минут подготовки, которые мы тратим на определение темы,сбор, анализ и обобщение материала. При выборе темы выступлениянадо учитыватьего цель, а это позволит определить содержание, объем, оформление материала и т.д. Нелишне заметить, что при подготовке плана выступления следует учитывать состав аудитории.
Желательно начинать свое выступление медленно и негромко. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы.
Практические материалы по ораторскому искусству предлагают много разных вариантов начала выступления. Вот некоторые из них:
•раскройте тему вашего выступления;
•выделите вначале какую-нибудь одну сторону этой темы;
•дайте историческую справку;
•используйте в качестве отправного пункта какое-нибудь событие.
«Солидное начало», подразумевающее набор официальных фраз, лишь отбивает охоту слушать дальше.
Основное содержание вступления – введение в тему. Вступлению отводится 5–10% времени. В нем говорится о проблеме, которой посвящено выступление, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д.
Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный, доброжелательный взгляд, нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношениям положено!
Далее по ходу развития темыречь должна все чаще перемежаться эмоциональными голосовыми всплесками, так как на слушателей обычно сильнее воздействует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях.
Скользя взглядом словно лучом прожектора по залу и выхватывая время от времени то одно, то другое лицо,желательно на 1–2 минуты задержать на нем взгляд и улыбнуться слушателю. Дело в том, что подобная провоцирующая улыбка – прекрасное средство для вызова симпатий: вы улыбнулись – вам улыбнулись в ответ. Контактналажен.
Эффективность выступления можно усилить хорошо отработанной жестикуляцией, которая способствует выделению ключевых моментов. Желательно (если есть такаявозможность) перемещаться по залу или перед аудиторией - это также способствует налаживанию контактов со слушателями.
Специалисты рекомендуют для профессионального удержания симпатии зала через каждые 5–7 минут вкраплять в свое выступление какую-нибудь цитату, притчу, анекдот.
Выступая, не «гуляйте», потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает активное воздействие на слушателей, являетесь вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как держитесь перед аудиторией, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.
Смотрите на аудиторию. Не останавливайте взгляда на отдельных лицах, это может вызвать у них неприятное чувство. Рекомендуется смотреть на отдельные группы слушателей. Это привлечет их внимание и вызовет к вам расположение.
Помните о выразительности речи. Выразительная речь способна передать огромную массу речевых оттенков. Обратите внимание на словарь. Иногда бывает достаточно двух-трех речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне развития выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.
Как завоевать внимание аудитории? Для этого естьдва пути: логический – черезфакты, доводы, рассуждения и психологический – ведущий прямо к чувствам. Можно пользоватьсялюбым, но при этом учитывать состав аудитории. Надо уметь спервых же слов посадить слушателей на«крючок интереса».
Некоторые пути достижения этой цели:
•интересные отступления от текста;
•умелые сравнения;
•вопросы к слушателям (на них сам и отвечаешь), которые подогревают их любознательность, втягивают в круг развиваемых вами идей;
•психологическая пауза – простой и проверенный способ сосредоточить внимание слушателей на какой-то мысли, подготовить их к восприятию очередного материала, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное;
•использование «эффекта умолчания» с учетом того, что недосказанное привлекает внимание больше, чем высказанное до конца;
•юмор, шутка, острое слово.
Не забывайте о прямой связи между голосом и жестом. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. Выразительный жест понятен без слов.