Подготовки и проведения эффективных

ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ*

Речь – это основной текст, на котором строится про­паганда. Она должна состоять из нескольких частей, рас­считанных примерно на 5, 15, 30 минут каждая. Скелетом речи должны стать 1–1,5 странички квинтэссенции речи (тезисы), которые могут быть розданы аудитории еще до публичного выступления,

Умение выступать с политическими речами перед аудито­рией, будь то с трибуны или экрана телевизора, – важнейшее качество любого агитатора. Не все знаменитые политики были Цицеронами. Хотя существует широко распространенное мне­ние о том, что умение выступать – дар природы, практика по­казывает, что, приобретя определенные навыки и используя общепринятые приемы красноречия, любой человек может ов­ладеть вниманием аудитории и достаточно ясно и интересно изложить свои мысли.

Любое публичное выступление требует предварительной подготовки. Перед выходом к большой аудитории необходимо иметьплан своего выступления или краткийконспект с основ­ными тезисами. Задача плана – сделать речьстройной, логиче­ски связанной и последовательной. Однако делать это надо не дома за завтраком и не в машине по дороге навстречу с ауди­торией.

Опыт показывает, что накаждую минуту выступления приходится в среднем 20–25 минут подготовки, которые мы тратим на определение темы,сбор, анализ и обобщение мате­риала. При выборе темы выступлениянадо учитыватьего цель, а это позволит определить содержание, объем, оформление ма­териала и т.д. Нелишне заметить, что при подготовке плана вы­ступления следует учитывать состав аудитории.

Желательно начинать свое выступление медленно и не­громко. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы.

Практические материалы по ораторскому искусству пред­лагают много разных вариантов начала выступления. Вот некоторые из них:

•раскройте тему вашего выступления;

•выделите вначале какую-нибудь одну сторону этой темы;

•дайте историческую справку;

•используйте в качестве отправного пункта какое-нибудь событие.

«Солидное начало», подразумевающее набор официальных фраз, лишь отбивает охоту слушать дальше.

Основное содержание вступления – введение в тему. Вступлению отводится 5–10% времени. В нем говорится о проблеме, которой посвящено выступление, может прозву­чать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д.

Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Причем произносить их надо не в пустоту, а гля­дя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный, доброжелательный взгляд, нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношениям положено!

Далее по ходу развития темыречь должна все чаще перемежаться эмоциональными голосовыми всплесками, так как на слушателей обычно сильнее воздействует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях.

Скользя взглядом словно лучом прожектора по залу и выхватывая время от времени то одно, то другое лицо,желательно на 1–2 минуты задержать на нем взгляд и улыбнуться слушателю. Дело в том, что подобная провоцирующая улыбка – прекрасное средство для вызова симпатий: вы улыбнулись – вам улыбнулись в ответ. Контактналажен.

Эффективность выступления можно усилить хорошо отработанной жестикуляцией, которая способствует выделению ключевых моментов. Желательно (если есть такаявозмож­ность) перемещаться по залу или перед аудиторией - это также способствует налаживанию контактов со слушателями.

Специалисты рекомендуют для профессионального удержания симпатии зала через каждые 5–7 минут вкраплять в свое выступление какую-нибудь цитату, притчу, анекдот.

Выступая, не «гуляйте», потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает активное воздействие на слушателей, являетесь вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как держитесь перед аудиторией, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

Смотрите на аудиторию. Не останавливайте взгляда на отдельных лицах, это может вызвать у них неприятное чувство. Рекомендуется смотреть на отдельные группы слушателей. Это привлечет их внимание и вызовет к вам расположение.

Помните о выразительности речи. Выразительная речь способна передать огромную массу речевых оттенков. Обратите внимание на словарь. Иногда бывает достаточно двух-трех речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне развития выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Как завоевать внимание аудитории? Для этого естьдва пути: логический – черезфакты, доводы, рассуждения и психологический – ведущий прямо к чувствам. Можно пользоватьсялюбым, но при этом учитывать состав аудитории. Надо уметь спервых же слов посадить слушателей на«крючок интереса».

Некоторые пути достижения этой цели:

•интересные отступления от текста;

•умелые сравнения;

•вопросы к слушателям (на них сам и отвечаешь), которые подогревают их любознательность, втягивают в круг развиваемых вами идей;

•психологическая пауза – простой и проверенный способ сосредоточить внимание слушателей на какой-то мысли, подготовить их к восприятию очередного материала, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное;

•использование «эффекта умолчания» с учетом того, что недосказанное привлекает внимание больше, чем высказанное до конца;

•юмор, шутка, острое слово.

Не забывайте о прямой связи между голосом и жестом. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. Выразительный жест понятен без слов.

Наши рекомендации