Налоговое регулирование экономики в РФ

Налоговая система является инструментом регулирования налоговых отношений, возникающих между государством и предприятиями.

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные предприятия, но и всю экономику. Так, в ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) реализуются

фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно влияет на динамику, структуру" и объем производства. Налоговое регулирование также является эффективным инструментом осуществления протекционистской политики государства или проведения ограничительной политики по отношению к отдельным предприятиям-монополистам.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то воздействие регулирующей функции происходит на стадиях производства и потребления. В первом случае срабатывает механизм косвенного налогообложения, а во втором —система налоговых льгот, скидок, налоговых кредитов и т.п. Это позволяет государству контролировать спрос и предложение не только на товарном рынке, но и на рынке капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Налоговое регулирование, наряду с бюджетным, кредитным и денежным, является одним из направлений государственного регулирования экономики. Основывается государственное регулирование экономики на экономической политике. Последняя как структурный элемент надстроечных отношений должна разрабатываться исходя из объективных экономических законов и с учетом реально сложившейся обстановки социально-экономического развития общества.

Налоговый контроль.

Налоговый контроль –это установленная нормативными актами совокупность приёмов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Содержание налогового контроля:

· Наблюдение за подконтрольными объектами;

· Прогнозирование, планирование, учёт и анализ тенденций в налоговой сфере;

· Принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

· Выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля можно классифицировать по различным основаниям.

Налоговый контроль:

1) Государственный:

-по срокам: оперативный контроль, документальный контроль;

-по источникам: периодический контроль, фактический контроль.

2) Негосударственный:

-по уровню: внутренний аудит, внешний аудит.

Оперативный контроль –проверка налоговыми органами в пределах отчётного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно - технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль –проверка, за какой- либо отчётный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учётных регистров и другие сведения.

Документальный контроль – проверка, при которой соответсвие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов.

Фактический контроль – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчёта, контрольной поставки или закупки и т.д.

Внутренний аудит – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учёта налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, а так же качественного составления налоговых расчётов и отчётов.

Внешний аудит –негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение – лицензию Минфина РФ. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.
65. Законодательные и правовые основы налоговой системы РФ

Правовой основой налоговой системы является законо­дательство о налогах и сборах, а также таможенное зако­нодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.

Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.

Законодательство о налогах и сборах состоит из:

-законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);

-законодательства субъектов РФ о налогах и сборах (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом);

-нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.

Законодательной основойпостроения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
66. Природная рента. Понятие и сущность.

Согласно общепринятому определению, природная (природно-ресурсная) рента - часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в процессе производства (вместо обусловленная использованием говорят возникающая в результате использования, а также порождаемая использованием и т.д.)

Наши рекомендации