Земли особо охраняемых территорий

Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст. 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" гл. XVII "Земли особо охраняемых территорий и их объектов" ЭК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное. научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.

В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий - землям особо охраняемых природных территорий, землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иным особо ценным землям.

Как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления площадь этих земель неуклонно возрастает. Акты Республики Хакасии, например, выделяют охрану земель архитектурных объектов, курганов. древних поселений, крепостных валов, наскальных рисунков и соответствующих земельных участков.

Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обуславливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем видев статьях гл. XVII ЗК РФ, более подробно в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории - в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой.

Земли лесного фонда

Право пользования участками лесного фонда осуществляется на основе ряда принципов: строго целевой и рациональный порядок использования земель лесного фонда; установление платного порядка пользования землями лесного фонда; свобода хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда; соблюдение закона при осуществлении права использования участками земель лесного фонда; соблюдение безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда; соблюдение норм рубки леса.

По лесному законодательству участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации. муниципальные образования, граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и использование лесного фонда. а также лесов, не входящих в лесной фонд. Причем от имени Российской Федерации и ее субъектов участвуют органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов, но в пределах своей законодательно определенной компетенции. А от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований участвуют органы местного самоуправления. Лесной кодекс понимает под лесопользователем «граждан и юридических лиц, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд» (ст. 17).

В лесном законодательстве закреплены также права лесопользователей при осуществлении пользования землями лесного фонда. К ним относятся:

- право на получение информации об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование. Существует специальное Постановление Правительства РФ, которое регулирует вопросы предоставления информации. К информации о лесном фонде относятся данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные Федеральной службой лесного хозяйства России и подведомственными ей организациями при осуществлении ими своих функций. Информация о лесном фонде может предоставляться гражданам и юридическим лицам в виде справок, отчетов, графических и иных материалов.

Земли водного фонда

Земли водного фонда имеют особенности статуса, правового режима и определения границ. Согласно п. 1 ст. 7 ЗК при подразделении земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь основных категорий, наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и другими, выделяются земли водного фонда. Статья 102 ЗК излагается в редакции ФЗ о введении в действие ВК. В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важно определить, что следует понимать под землями, покрытыми водами, сосредоточенными в водных объектах, где находятся их границы.

Согласно ст. 1 ВК водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК.

Согласно ч. 2 ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежинки.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; для болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса - это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. 'Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям: земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности; земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам; земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение. Целенаправленное использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным порядком перевода земель из одной категорию другую.

При этом земли запаса могут использоваться для геодезических, гео-логосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством предусматривается включение в земли запаса различных видов и категорий земель.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса. Так, из земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Таблица 1 – Распределение территорий по категориям земель.

Категория земель Площадь
га %
Земли сельскохозяйственного назначения 0,03
Земли населенных пунктов 0,42
Земли промышленности 0,65
Земли особо охраняемых территорий 5,64
Земли лесного фонда 93,00
Земли водного фонда 0,01
Земли запаса 0,25
Итого

Наши рекомендации