Контроль общественно-государственных структур за деятельностью УИС
В целях совершенствования контроля за соблюдением законности и прав человека в УИС в настоящее время принят Федеральный закон РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В целях реализации данного нормативного правового акта в каждом субъекте Российской Федерации должна быть создана одна общественная наблюдательная комиссия, не являющаяся юридическим лицом, члены которой выдвигаются имеющими государственную регистрацию общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность не менее 5 лет с момента создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина.
Субъекты данных общественных отношений (администрация места принудительного содержания и члены наблюдательной комиссии) должны знать и выполнять важные условия осуществления подобных контрольных функций. Для организации исполнения рассматриваемого закона наблюдательная комиссия обязана уведомлять о планируемых посещениях мест принудительного содержания соответствующий орган (ч. 1 ст. 16), указывая намеченные к посещению места принудительного содержания и их даты.
Не вправе осуществлять общественный контроль член общественной наблюдательной комиссии в месте принудительного содержания в случае, если там содержится его близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также в случае, если член общественной наблюдательной комиссии является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания (ч. 1 ст. 17).
При осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий (ч. 2 ст. 16). При нарушении требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а также неисполнение законных требований администрации места принудительного содержания может наступить ответственность, установленная законодательством Российской Федерации (ст. 24).
В законе определены такие формы деятельности наблюдательных комиссий, как направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам.
Одну из функций по контролю со стороны общественно-государственных структур выполняет Общественная палата, которая вправе: 1) проводить слушания по общественно важным проблемам, связанным с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы; 2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ персоналом ФСИН России и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам; 3) проводить экспертизу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и Минюста России, касающихся вопросов деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; 4) приглашать руководителей Минюста России и ФСИН России на пленарные заседания Общественной палаты; 5) направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, а также в заседаниях коллегий Минюста России и ФСИН России; 6) направлять запросы Общественной палаты должностным лицам Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказания и их территориальных органов (ст. 16).
Для проведения общественной экспертизы создается рабочая группа, которая вправе:1)привлекать экспертов; 2) рекомендовать Общественной палате направить в соответствующий орган публичной власти запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы; 3) предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы; 4) предложить Общественной палате направить своих членов на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.
Приказом Минюста России от 2 апреля 1999 г. № 61 был образован Общественный совет при Главном управлении исполнения наказанийМинистерства юстиции Российской Федерации. Целями его создания стали привлечение творческой интеллигенции к совершенствованию нравственно-эстетического воспитания сотрудников, созданию произведений литературы, искусства, отражающих жизнь и деятельность исправительных учреждений, формированию положительного общественного мнения о работе уголовно-исполнительной системы, содействию развитию ее социальной сферы.
Более широкое поле деятельности определено для Общественного совета при министре юстиции РФпо проблемам деятельности УИС (Приказ Минюста России от 30.07.2003 № 184 «О создании Общественного совета при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России). Совет имеет статус постоянно действующего совещательного органа при министре юстиции РФ, который утверждает количественный и персональный состав совета. В состав совета входят представители международных неправительственных и российских общественных объединений, религиозных конфессий.
Основной цельюСовета является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Для этого Совет рассматривает наиболее важные вопросы: 1) о деятельности международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий по содействию учреждениям и органам УИС в работе по реформированию уголовно-исполнительной системы и защите прав человека в местах лишения свободы; 2) о совершенствовании координации работы по взаимодействию международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и органами УИС Минюста России; 3) об информировании общественности о деятельности Минюста России по реформированию уголовно-исполнительной системы; 4) о совершенствовании нормативной правовой базы, а также созданию условий для соблюдения прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; 5) о содействии в получении образования осужденными, социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; 6) о взаимодействии с органами государственной власти по защите прав и законных интересов сотрудников и осужденных; 7) о распространении положительного опыта работы учреждений и органов УИС Минюста России в вопросах защиты прав и законных интересов сотрудников и осужденных.
Формы его деятельности: заседания, которые проводятся не реже одного раза в полугодие; рабочие встречи членов Общественного совета с руководством Федеральной службы исполнения наказаний по наиболее актуальным вопросам. Аналогичные советы созданы при территориальных органах уголовно-исполнительной системы.