Тема i. теория и методология идеологических процессов

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 14

Лекция 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства 14

Предыстория возникновения термина «идеология» 14

Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей 21

Власть идеологии. Функции политической идеологии 27

Идеология государства – специфический тип идеологии 31

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты 34

Контрольные вопросы 39

Литература 39

Лекция 2. Истоки идеологии белорусской государственности 40

Формирование иделогии белорусской государственности 40

Перспективы развития идеологии белорусской государственности 54

Контрольные вопросы 60

Литература 61

Лекция 3. Становление идеологии белорусского государства 65

Распад советской государственности 65

Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период 72

Укрепление белорусской государственности 79

На пути к союзному государству 90

Контрольные вопросы 100

Литература 101

Лекция 4.Современные идеологические концепции и доктрины 103

Определение идеологии 103

Основные типы идеологии 107

Контрольные вопросы 132

Литература 132

Лекция 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского
государства 133

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь 133

Понятие и сущность конституции 133

Юридические, политические и идеологические свойства конституции 135

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь 141

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 141

Понятие и политико-правовое значение суверенитета 144

Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь 144

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь. Иные акты, направленные на закрепление государственной самостоятельности 150

Характеристика основ конституционного строя 156

Человек, его права и свободы как высшая ценность 156

Демократическое государство 158

Правовое государство 160

Социальное государство 163

Светское государство 167

Экономические основы конституционного строя 168

Конституционные основы деятельности
политических партий и общественных объединений 171

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями 172

Контрольные вопросы 177

Литература 178

ТЕМА 2 ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 179

Лекция 6. Политическая культура и идеологические процессы 179

Политическая культура как сфера духовной культуры 180

Проблемы формирования политической культуры 187

Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси 193

Идеологические процессы в Беларуси и их особенности 202

Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси 214

Контрольные вопросы 232

Литература 233

Лекция 7. Средства массовой информации в идеологических процессах 234

Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития 235

Идеологическая функция средств массовой информации 245

Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь 256

Контрольные вопросы 271

Литература 272

Лекция 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах 274

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов 276

Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период 281

Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе 284

Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь 287

Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода 290

Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе 294

Социальное партнерство 301

Контрольные вопросы 306

Литература 306

Лекция 9. Идеология избирательных кампаний 308

Понятие и функции выборов в политической системе общества 309

Виды избирательных систем 313

Стадии избирательного процесса 326

Контрольные вопросы 340

Литература 341

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие «идеология» неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, «подпитка» центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

На этапе избирательных баталий термин «идеология» можно отождествить с таким многовекторным понятием, как «пропаганда» или «агитация», включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).

Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.

Идеология государства - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи «гражданин – государство», которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь «власть, органы управления – человек».

У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.

Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов «государственность», «идеология», «национальная идея», так как их нельзя навязать «сверху», искусственным путем, а следует «собирать» по крупицам.

Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.

В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов курса, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.

Структура курса имеет системный характер, она включает 4 крупных темы, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой «процессуальный уровень» принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел «Динамика идеологических процессов» включена и тема о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.

В этой же теме – лекция об идеологии избирательных кампаний. Такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.

Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: «Государственные институты и идеологические процессы». Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: «Государственная политика в идеологической сфере». Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?

В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят слушателями, народом, гражданами. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.

ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Лекция 1.

Наши рекомендации