Прислушиваться к лаю собак
Не исключено, что большинство правительств развивающихся и бывших социалистических стран готовы признать, что причиной экспоненциального роста внелегальности является не катастрофическое падение уважения к закону, а простая безысходность — нужно каким-то образом защищать свою собственность и зарабатывать на жизнь. Когда правительство доходит, наконец, до признания этого факта, остается только принять меры, чтобы исправить положение. Внелегалы, разумеется, жаждут пересечь мост и получить легальный статус, но они пойдут на это лишь при условии, что правительство сделает переход легким, безопасным и дешевым. Внелегальные собственники уже неплохо организованы и законопослушны, хотя подчиняются они отнюдь не государственным законам. Теперь уже дело правительств выяснить, что собой представляют эти вне-легальные установления и как их интегрировать в систему легального права собственности. Но если они для разработки новых законов попытаются нанять высокооплачиваемых юристов из престижных корпораций Дели, Джакарты или Москвы, им никогда не достичь цели. Необходимо двинуться в путь по городским улицам и сельским дорогам, внимательно прислушиваясь к лаю собак.
Закон, господствующий сегодня в странах Запада, возник не из пыльных томов сводов законов. Это живое единство, возникшее в реальных жизненных отношениях и вскормленное мечтами и стремлениями простых людей задолго до того, как за него взялись руки профессиональных юристов. Прежде чем удалось заняться систематизацией законов и сведением их в единый кодекс, нужно было закон открыть. Теоретик права Бруно Леони напоминает нам:
Римляне и англичане разделяли идею, что закон можно скорее открыть, чем предписать, и что никто и никогда не обладает в обществе такой властью, чтобы диктовать ему свою волю в качестве закона. В этих двух странах задача «открывать» закон была доверена, соответственно, юридическим советникам (jurist consult) и судьям — двум категориям людей, которые в известной степени сходны с научными экспертами современного мира14.
«Открытие закона» — это именно то, чем я и мои коллеги занимаемся последние 15 лет в разных странах, и это же является первым шагом помощи правительствам развивающихся стран в построении законных и охватывающих всех граждан систем собственности. Если отстраниться от голливудского стереотипа людей из стран третьего мира или бывшего соцлагеря — а это, как правило, пестрый сброд уличных торговцев, усатых партизан и бандитов славянского происхождения, — вы обнаружите, что когда дело доходит до защиты имущества и ведения бизнеса, их культура мало чем отличается от культуры западных народов. Посвятив долгие годы изучению многих стран, я пришел к убеждению, что внелегальные соглашения по поводу собственности в этих странах поразительно схожи с аналогичными легальными установлениями в странах Запада. В обоих случаях явным или неявным образом определяется, кто на что имеет право и каковы границы этих прав и возможных операций; в обеих системах установлены процедуры регистрации прав собственности и гарантии соблюдения этих прав, правила разметки границ собственности, нормы проведения сделок, критерии определения ситуаций, когда необходимо согласие властных структур и когда в этом нет нужды, методы оценки подлинности документов, стимулы, поощряющие людей выполнять заключенные соглашения и уважать закон, и критерии допустимости той или иной степени анонимности в сделках.
Есть все основания предположить, что люди имеют весьма сходное понимание прав собственности. И это не должно удивлять: люди всегда заимствовали друг у друга разумные формы поведения. Более того, в последние 40 лет люди начали много ездить по миру, а если еще учесть революцию в средствах массовых коммуникаций, легко понять, почему мы обречены на то, что наши ценности и притязания будут и дальше сближаться. (Жители развивающихся стран также смотрят телевизор, ходят в кино, пользуются телефоном и хотят, чтобы их дети получали хорошее образование и умели пользоваться компьютерами.) Совершенно неизбежно, что в рамках одной страны внелегальные нормы и установления будут скорее схожи, чем различны15.
Проблема с внелегальными общественными договорами в том, что порождаемые ими документы и информация не обладают такой степенью достоверности, чтобы найти использование за пределами своего района. Внелегальные системы собственности стабильны и значимы для членов группы, но их выход вовне И взаимодействие с другими аналогичными системами затруднены. И в этом отношении ситуация здесь ровно такая же, как некогда на Западе, когда там не существовало законных титулов собственности. В некоторых землях на территории современной Германии до XVв., например, уже использовались реестры недвижимости, но большая часть европейских законов, регулиру ющих операции с недвижимостью, существовала еще только и устной традиции.
Многие усматривают в старинных символах и ритуалах пред шественников законных титулов собственности и регистрационных записей. Согласно британскому философу и историку XVIII в. Дейвиду Юму, в его время в некоторых районах Европы землевладельцы бросали между собой камни и землю в ознаменование того, что обмен земельными участками совершился; продажу урожая пшеницы фермеры символизировали передачей ключей от амбара, в котором она хранилась. В императорском Риме очень похожим образом закон требовал, чтобы в знак передачи прав собственности продавец вручал покупателю ветки и пучки травы. У японцев также существовали ритуалы подтверждения завершения сделки. Например, в районе Гумма Код зуке в период Токугава* с XVII по XIX в., когда закон запрещал продажу сельскохозяйственных земель, участки все-таки перехм дили из рук в руки; в подтверждение этих внелегальпых сделок составлялись письменные документы, подлинность которых заверяли родственники продавца и правитель деревни.
Письменные документы постепенно накапливались в местных «регистрационных бюро». Прошло довольно много времени, и соответствующие записи начали делать в специальных регистрационных журналах. Но только в XIX в. удалось стандартизири вать и свести данные различных «регистратур», чтобы создать единую легальную систему собственности, которая действует ил Западе и по сей день.
Страны третьего мира и бывшего соцлагеря в настоящее время пребывают в том же положении, в каком были Европа, Япония и Соединенные Штаты пару столетий назад. Теперь перед ними стоит задача выявить и собрать все регистрационные до
* Токугава — династия сегунов (военно-феодальных правителей Японии), правивших в 1603-1867 гг.
кументы, удостоверяющие право частной собственности, и придать им интегрированную системную форму, чтобы каждый объект недвижимости обрел бюрократически оформленную родовую сущность, требуемую сетью отношений порождения капитала.