Государственный аппарат России в первой половине XVII в

Патриарх Царь

Церковный

собор

Приказы Воеводы Боярская

дума

Земский

собор



Совещательный

орган при патриархе

Исполни-

тельная власть

Власть

Государственный аппарат России в первой половине XVII в - student2.ru на местах

Совеща-

тельный орган при царе

Законода-

тельный и совеща- тельный орган

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму созда-

вала церковь. Без сокрушительного удара по ее притязаниям абсолю- тистский режим укрепиться не мог. Политическая и социально- экономическая деятельность была свободна от регламентирующего влияния религии, хотя российское общество продолжало оставаться

глубоко религиозным. Влияние религии, церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. В записках иностранных послов говорилось о том, что после обязательного целования руки московского царя послами, царь тут же в их присутствии мыл руки в серебряном рукомойнике.

Церковь настаивала на том, что все неправославные, даже если они христиане, – «поганые», поэтому надо смыть заразу немедленно. Та- кие порядки шокировали европейских послов.

Церковная реформа. Религиозная регламентация сдерживала

процесс изменений в обществе. Реформы в духовной сфере представ- ляли большую сложность. Восточное христианство – православие – консервативно, оно почти не поддается изменениям. Более того, оно отрицает возможность изменений. Свое вероучение православные

считают от бога данным и истинным. В буквальном смысле правосла- вие означает истинную веру. А разве можно что-либо менять в исти- не? Если в истине что-то изменить, то она станет ложью, утверждали приверженцы православия. Поэтому православие на протяжении мно-

гих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианст- ва. Причем русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. В соответствии с Флорентийской уни- ей православная и католическая церкви должны были руководство-

ваться единым вероучением. А русская церковь продолжала ориенти- роваться на символ веры, сформулированный еще в V–VI вв. н.э. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных, ко- торые не принадлежали к русской церкви, считали вероотступниками и еретиками. Православных греков ругали за «латинство».

В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Надо сказать, что страшные для того времени обвинения в ереси были взаимными. В се- редине XVII в. Москву потрясло известие, что греческие монахи со- жгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор. Нужна была реформа церкви. В ней было заинтересовано и го- сударство. Претензии на главенство церковной организации над госу- дарственной, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в., со- ставляли определенную угрозу царской власти, ее неограниченности.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон. Никон имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Соборное уложение 1649 г. вводило правовое

светское регулирование жизни, что было встречено иерархами отри- цательно. Никон, властный и жестокий, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось. Имел он и далеко идущие вселенские планы: мечтал превратить Мос- ковское государство из провинции христианского мира в центр, рав- ный Царьграду. Таким образом, в деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Церковные преобразования, осуществленные Никоном, пресле-

довали две главные цели:

1. Исправление богослужебных книг по греческим образцам. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром,

привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возмож-

ности для влияния в христианском мире.

2. Введение единообразия в церковной службе по всей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному, приобретало часто черты языче- ских культов, характерных для данной местности. Установление еди- ного канона освобождало христианский культ от наносного.

Как видно, сама реформа Никона очень умеренна. Она ни в коей мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества.

Ее трудно сравнивать с религиозной Реформацией на Западе, которая расколола Европу на протестантский и католический лагерь. Но даже эта попытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызывала сопротивление значительной части общества и церковнослужителей. Произошел раскол на сторонников реформ Никона (никониане) и ревнителей старой веры (староверы). С этого времени общественный раскол как последствие реформ будет сопровождать всю историю России, включая современность. Сторонники Никона выступали за реформы церкви и, следовательно, за обновление общества. Расколь- ники яростно боролись за сохранение в неизменности русского пра- вославия, старины.

Отчаянные споры велись по поводу обрядности, принципиально важными оказались вопросы о том, как креститься – двоеперстием или троеперстием; каким быть кресту – восьмиконечному или четы- рехконечному; как ходить вокруг алтаря – по солнцу или против солнца; как кланяться – в пол или в пояс. Как видно, эти вопросы ни в коей мере не касаются основ православного учения и роли церкви в жизни общества.

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полно- мочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после удаления Никона. Царь Алек- сей Михайлович в государственных интересах приветствовал преоб- разования в церковной обрядности. Задачи царя шли гораздо дальше сделанного Никоном, и он сам взял дело церковной реформы в свои руки. В 1666 г. царь созвал церковный собор, уверенный, что теперь, когда новшества в обрядности прижились, архиереи поддержат власть в борьбе с бунтующими старообрядцами и пойдут на призна- ние прав светского государя. Собор открылся речью царя, в присут- ствии бояр и приказных людей. Главная его задача – обеспечить при- мирение в обществе, склонить старообрядцев к отказу от открытого

сопротивления власти и церкви. Во многом это удалось. На соборе обсуждался важный вопрос о соотношении духовной власти и свет- ской. Многие русские священнослужители выступали за превосход- ство духовной власти над светской, за контроль церкви над государ- ством. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных. Это крайне важ- но! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть и лишил его звания патриарха. Но одновременно

собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили в приверженности латинству) и признал все греческие бо- гослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было реши- тельно осуждено.

Решения собора еще более усугубили раскол в обществе. Сто- ронники нераздельности религиозной и светской жизни, детальной регламентации жизни человека церковью поднимали восстания, ухо- дили в леса, основывали старообрядческие поселения.

Церковная реформа при всей ее ограниченности и несопостави-

мости с Реформацией воспринималась обществом как прозападная.

Сторонники реформы призывали к воссоединению на духовной осно-

ве с Европой, пытались освободить государственную жизнь от регла- ментации церкви. Церковная реформа показала, что общество подда- ется изменениям. Изменения в такой сложной сфере, как духовная,

открывали дорогу для деятельности Петра I. Великий преобразова-

тель России – явление, которое было бы невозможно, если бы ему не предшествовала церковная реформа.

Наши рекомендации