Тема 5. Функции государства
1. Понятие функций государства, их признаки и содержание.
2. Классификация функций российского государства.
3. Формы осуществления функций государства.
1. Понятие функций государства, их признаки и содержание
Функции объекта означают проявление его свойств в определенной системе отношений. Понятие «функция государства» обозначает основные направления его деятельности, в которых выражается социальная сущность и назначение государства. Функции государства означают одновременно единство содержания и форм деятельности государства в определенном направлении по решению задач государства, сформулированных законодательно.
Теория государства различает статические и динамические свойства государства. К статическим относятся в большей мере признаки государства, форма государства, в которой также различают статические и динамические элементы; к динамическим свойствам относятся – функции государства и формы их реализации. В функциях государства проявляется его социальная сущность и другие качественные (содержательные) характеристики конкретного государства. Функции государства определяют и его структуру, и деятельность всех звеньев механизма государства. Они являются главными направлениями деятельности государства, обусловленные его сущностью. Понятие функций государства нельзя отожествлять с понятиями целей, задач государства или функций отдельных органов государства. Содержание каждой функции государства связано с однородными аспектами государственной деятельности, они охватывают деятельность государства в целом, т.е. носят комплексный, собирательный характер.
Государство всегда осуществляет присущие ему функции в данный исторический период, т.е. оно функционирует, а сами функции изменяются: одни отпадают, другие появляются. Выбор приоритетов государственной деятельности означает ее концентрацию на определенном направлении. Функции государства связаны не только с общим его назначением, но и с конкретными задачами государства. На содержание функций государства оказывают влияние экономические, политические, социальные отношения. В свою очередь функции государства оказывают свое направленное воздействие на них. Функции государства как виды его деятельности обусловлены его задачами.
Функции государства включают себя одновременно и цели, и средства, но не отожествляются с ними. Отличаются функции друг от друга, как объектами воздействия, так и определенным (специальным) содержанием такого направленного действия. Государство обязано реализовывать свои функции в соответствии с целями и задачами, определенными законодательно, в противном случае оно перестает надлежащим образом функционировать, т.е. становится уже другим государством, другого типа. Таким образом, функции государства, характеризуя его содержание, формируют тип государства. Функции государства часто замыкаются на деятельность определенных органов, в этой связи недопустимо жестко увязывать эти функции, составляющие целое и часть целого. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: особенности объекта государственного воздействия и специфика содержания каждой функции. [32]
Формальная сторона функций государства состоит в том, что они носят общеобязательный и относительно постоянный характер. Несмотря на изменчивый характер, функции государства сохраняют определенное постоянство, они приобретают новые характеристики, т.е. обновляются содержательно. Всегда сохраняются общезначимые социальные функции, но проявление их действия различно в разные исторические периоды. Функции государства связаны с реализацией целей государственного управления. Целями государственного управления могут выступать: упорядочение всех сфер жизнедеятельности, организация политического процесса и политической социализации, обеспечение и гарантии прав человека и правопорядка, организационно-правовые цели и др. Цели государственного управления часто совпадают с классификацией функций государства по отраслевому принципу. Рассматривая понятие «функция государства» традиционно исходят из следующего значения понимания функций государства:
- юридическое понимание категории «функция»;
- установление областей общественных отношений, которыми управляет государство;
- выражение социально-классовой сущности государства;
- раскрытие его назначения в обществе;
- определение законодательной базы, на основе которой должна осуществляться деятельность государства.
Учитывая перечисленные аспекты, функциями государства «можно назвать как законодательно регламентированные, основные направления деятельности государства, выражающие его сущность (цели) и социальное назначение в обществе. Функции государства – категории объективные. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом сложившихся на данном историческом этапе социальных и политических ситуаций».[33]М.А.Лапина отмечает, что «до сих пор отсутствует однозначное определение понятия функций государства из-за различного подхода к перечисленным позициям».[34]Предлагается «простое, емкое и точное определение государства», данное Л.И.Спиридоновым: «функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества».[35]
Признаки функций государства:
- непосредственно выражают и конкретизируют сущность государства;
- соответствуют задачам и целям государства;
- отражают главные направления деятельности;
- обладают общеобязательностью и продолжительным действием;
-носят комплексный характер, составленный из деятельности многочисленных органов механизма государства;
- в них выражается социальная сущность государства:
- носят строго функциональный, практически-управленческий характер, направленный на организацию всех сторон управленческой деятельности государства;
- каждая функция отличается от других своим содержанием и сферой применения;
- осуществляются в определенных правовых и организационных формах.
Содержание функций государства может быть классовым и (или) общесоциальным. Любое государство в силу своей природы должно хотя бы в целях своего самосохранения выполнять общесоциальные задачи. Таким образом, генеральная функция государства нацелена на решение общих задач и целей. Если государство не обслуживает свою генеральную функцию, то оно перестает функционировать, а государство просто как форма существования и организации нации теряет смысл. Государство обязано организовывать управление общими делами, выступать посредником в спорах, выполнять регулятивные и охранительные функции в общих интересах. Таким образом, в каждую историческую эпоху можно проследить общенациональное содержание функций государства, которое проявляется в различных формах и методах их реализации. Конкретный аппарат государства может быть использован в чьих-то интересах, может быть представлен определенной социальной группой, классом, кланом, семьей и др. Но все они обязаны в целях прежде всего поддержания своего существования поддерживать те государственные механизмы, которые свойственны любому государству по своей природе, т.е. надо ежедневно выполнять рутинные функции по управлению, сбору налогов, по осуществлению правосудия, обороны, взаимодействия между государствами и др. Эти функции могут исполняться при помощи самых различных, в том числе политических, средств и структур.
Таким образом, на протяжении всей истории общесоциальное (национальное) содержание функций государства сохраняется. В противоположность общесоциальным функциям классовые функции выражают интересы преобладающей группы в обществе или определенных социальных слоев. Функции государства могут быть по содержанию основными и не основными. Большое значение в настоящий период имеет социальная политика государства. Несомненно, функции государства связаны с его формой, т.е. одновременно с формой правления, государственного устройства и политического режима. Например, изменение политического режима влияет на изменение содержания функций государства. Функции демократического или тоталитарного государства различны по содержанию. Кроме того, некоторые функции государства имеют смешанное содержание: классовое и общесоциальное.