Управления здравоохранением
В соответствии с ст. 45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
Управление в области социальной защиты граждан
Социальное обеспечение и защита граждан Республики Беларусь — одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.
42. Охарактеризуйте социально-культурную сферу и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции иполномочия отдельных республиканских органов государственного управления в социально-культурной сфере.
Министерство образования Министерство здравоохранения Министерство культуры | Министерство труда и соцзащиты Министерство спорта и туризма ГК по науке и технологиям |
На примере МинОбразования:
Задачи:
- Разработка и обеспечение, реализация гос политики
- Проведение государственной молодежной политики
- Обеспечение деятельности по профилактике правонарушений немовершеннолетними
- Обеспечение функционирования и развития национальной системы образования
Социально-культурная сфера, в кот.осущ-ся управление, представляет собой отдельную область деятельности органов гос.упр, характеризующуюся специфическими чертами. Во-первых, это преимущетсвенно духовная, не материальная по характеру область; во-вторых, в нее входят особые субъекты управления, особый профиль учреждений; в-третьих, осуществляемая в ней деятельность выражается в создании (распространении) и охране духовных ценностей; в-четвертых, такая деятельность напрвлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей населения, охрану его здоровья и соц.защиту.
Рассматриваемая сфера объединяет образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт и туризм, соц.защиту, госконтроль за соблюдение законодательства в обл.труда, занятости и миграции населения.
Гос. управлению подвергается не сама соиально-культурная сфера как таковая, а ее составляющие структурные элементы: образование, культура и т.д.
Духовная область прежде всего связана с формированием личности, с умственной деятельностью, направленной на творческое познание мира и овладение его силами, воплощение человеческого разума, проявления взглядов и определенных позиций, исторически обусловленных, порожденных самой жизнью. Поэтому она объединяет и образование, и науку, и культуру.
Социально-культурная сфера относится к непоизводственной области, хотя отдельные в ней участки деятельности содержат признаки производственной деятельности. Составляющие соц.-культурную сферу активно влияют на все сферы соц.жизни, в том числе и на развитие экономики.
Соц-культурная сфера в большей своей части имеет государственный характер. Преимущетсвенно в ведении органов гос.упр. находятся соц-культ.учреждения и организации – это дошкольные учреждения, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ, клубы, театры, библиотеки, больницы, спортивные организации и т.п. Организация их деятельности оьеспечивается соответсовующими ОГУ. Подобные органы имеются как в центре, так и на местном уровне.
Многие из названных министреств имеют свои органы управления при обл., Минском городском и районных исполкомах: отделы, управления, комитеты.
Таким образом, социально-культурная сфера предстваляет собой пределы, в рамках которых осуществляется гос.управление образованием, культурой, здравоохранением, наукой, туризмом и т.д.
Охарактеризуйте сферу безопасности и правопорядка и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции и полномочии органов внутренних дел и органов юстиции.
Состав: МО, КГБ, ГПК, МВД, МинЮст, МИД, МЧС, ГТК
Сферу безопасности и правоохраны включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел и юстиции.
Безопасность предполагает наличии такого состояния, при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо а присутствует защищенность интересов, общества, государства. Отдельным видом безопасности является национальная безопасность. Нац. Без. РБ слагается из опасности РБ в различных сферах: Политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной. Такая разновидность нац. Без. Предполагает функционирование большого числа органов и организаций, ее обеспечивающих. К ним относятся: ГО, организации, общ. Оъед., а также граждане. Общее руководство системой обеспечения нац.без. осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через Совет Безопасности РБ и Совет Министров РБ. Правовой статус Сов. Без. Определяется положением о Совете Без. РБ от 28 ноября 200 г. № 633. Формирует сов. Без и возглавляет его Президент РБ. В состав входят: госуд. Секретарь Сов. Без. , Глава Администрации Презид., Премьер-Министр, Председатель Палаты представителей РБ и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, министр обороны, Председатель комитета гос. Без. , министр внутренних дел,министр иностранных дел, Председатель Гос. Комитета пограничных войск, министр финансов, Председатель Комитет гос. Контроля, Генеральный прокурор, Председатель правления нац. Банка.
Сов. Без. – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам защищенности личности, гос.,и т.д. Решения оформляются указам президента Рб. Сов. Без. Орган для реализации Президентом его конституц. Полномочий по защите прав и свобод чел. И гражданина, охране суверенитета РБ , независимости и гос. Целостности.
Задачи Сов. Без.:
Рассмотреть законопроекты по важным вопросам безопасности, контроль за реализацией.
Разновидностями нац.без. явл. Госуд. и общ. Безоп .
Мин. Обороны осуществляет управление в области обороны. Оно возглавляет вооруженные силы,.
Вопр. Гос.без. прямо занимаются органы гос.без. Задачи: защита независимости и тер. Цел. Рб, конст. Строя, экон, соц. Интересов, борьба с преступностью и т.д.
Гос. Комитет пограничных войск.- охрана гос. Границ РБ.
Органы внутр. Дел созданы для боьбы с преступностью , охраны правопорядка и обеспечение общ. Безопасности.
Орг. По чрезвычайным ситуациям во главе с Мин. По чрезвычайным ситуациям РБ занимаются реализацией гос. Политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвыч. Ситуаций.
Деятельность Мин. Иностр. Дел направлена на изучение внутр. И внешней политики государств.
Органы юстиции прямо не связаны с организацией безопасности, но имея отношение к правоохране, способствуют и безопасности. (гос. Регистрации полит. Партий, экспертиза правовых актов и т.д)
Охарактеризуйте межотраслевую сферу и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в межотраслевой сфере.
Состав:
Минфин, МНС, Нац. стат. комитет, ГТК, Минэкономики, ГК по имуществу, ГК по стандартизации.
Межотраслевое управление призвано обеспечить общегосударственное единство в решении вопросов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Главным содержанием межотраслевых функций является: обеспечение организационного единства отраслевых систем; решение в соответствии с общегосударственными интересами вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли госуправления, но имеющих к ней прямое отношение: решение вопросов, возникающих на стыке нескольких отраслевых систем и имеющих значение для всей системы госуправления: общее направление работы отраслевых систем управления, её объединение и согласование, определение основных направлений их развития. Суть межотраслевого управления заключается в координации деятельности отраслевых систем по вопросам межотраслевого хозяйства. Органы межотраслевого управления имеют надведомственные полномочия. Они устанавливают для координированных органов обязательные правила или задания, утверждают представляемые ему на рассмотрение документы; дают согласие на совершение координируемых органом определённых действий: осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении координируемых объектов; направляют им указания или рекомендации методического характера. Не вмешиваясь в оперативную деятельность больше отраслевого управления и администрации предприятий, учреждений, организаций, органы межотраслевого управления выполняют весьма важную организационную роль в обеспечении эффективного функционирования всей системы органов госуправления. К межотраслевым сферам управления относятся прогназирование, учёт и статистика; финансирование, кредитование и ценообразование; материально-техническое обеспечение и социальные вопросы; изобретения и открытия; стандартизация и т. д. Полномочия Совета Министров в этой сфере являются: обеспечение проведения единой экономической , финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление мер по организации единой системы учёта и статистики; обеспечение, создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации, разработка проекта республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, разработка и осуществление мер по проведению единой государственное политики цен и тарифа совершенствование их системы; определение мер по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшение финансового состояния отраслей экономики и использования кредитных расходов, а так же совместно с НБ регулирование обмена курса белорусского рубля: обеспечение привлечения, распределения и использования кредитов, формирующих внешнюю задолженность республики, осуществление государственной миграционной политики; осуществление проведения единой госполитики в области охраны труда.
45 вопрос!!!
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА