Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира
Определенная система социальной поддержки функционирует в государствах арабско-мусульманского мира. Хотя в каждом из них имеется своя специфика, но многое в этой области их объединяет. К числу общих особенностей можно отнести важную роль религиозно-семейного фактора в оказании социальной помощи, а также использование страховых механизмов и значительного государственного участия в сфере социальной защиты. Наиболее сильна социальная роль государства в богатых нефтедобывающих странах арабского Востока. Некоторые из них на конституционном уровне провозгласили приоритет социальной политики и социального обеспечения. Например, ориентиром для кувейтского правительства является создание «государства социальной защиты», что закреплено в конституции. И это не пустая декларация. В Кувейте в конце 1990-х гг. удалось довести годовой доход надушу населения до 11 тыс. американских долларов, что более чем в пять раз превышает среднемировой уровень доходов в исчислении на одного человека.
Арабам и многим мусульманским народам исторически присущ традиционно-религиозный характер оказания социальной поддержки. Муллам и правоверным людям, «освятившим себя» паломничеством в Мекку (совершившим хадж), принадлежит важная роль в урегулировании многих социальных проблем повседневной жизни. У них находят защиту сироты, вдовы, искалеченные люди, бедные и многие
другие, обиженные судьбой. Без участия муллы не обходится ни одно значимое событие в жизни — от рождения, женитьбы и до смерти. Авторитет священнослужителей здесь непререкаем. Нередко они выступают в роли социальных посредников при решении важных социальных вопросов, помогая тем самым нуждающимся. Такая традиционно-религиозная направленность социальной поддержки отличает современные Сирию, Иорданию, Ирак и другие арабские страны.
В мусульманском мире издревле придерживались определенных норм и порядков семейно-правового характера, которые позволяли помочь сиротам и вдовам, а также регулировали вопросы поддержания уровня рождаемости в тяжелые периоды войн. Причем такие примеры можно привести и из жизни мусульманских народов России. В период Кавказской войны (1817—1864 гг.) предводитель горцев в борьбе против царского гнета имам Шамиль, понимая ненормальность тяжелого положения многих овдовевших горянок, материально страдавших вместе со своими детьми, принял необычное решение. Согласуясь с мусульманскими законами, позволяющими мужчине иметь до четырех жен, имам установил обязательный порядок дополнительного бракосочетания. В соответствии с ним все мужчины, включая женатых, «предоставлялись на выбор» овдовевшим и другим незамужним женщинам. «Выбранные» таким образом мужчины становились мужьями этих женщин и обязывались материально им помогать. Подобная практика «социально значимой» полигамии, но с непременным соблюдением принципа добровольности и взаимности, действует сегодня в некоторых мусульманских странах.
Брачный контракте временной женой, именуемый в Иране «сеге», заключается на равноправной основе с согласия и по желанию женщины. Он оформляется с участием муллы на вполне определенный срок, по окончании которого брак считается расторгнутым. Временная жена защищена законом и в случае нарушения партнером условий контракта может подать на него в суд. Ей причитается оговоренная в брачном договоре денежная сумма. Это позволяет вдовам и незамужним женщинам, испытывающим нужду, при определенной симпатии к конкретному мужчине решиться на положение временной жены.
В ряде арабских стран власти проявляют заботу о сохранении традиционно высокого статуса мужчины в семье. В Кувейте глава семьи, который не в состоянии по различным причинам финансово обеспечивать ее, получает помощь от государства в течение двух лет. Этот срок дается для того, чтобы он успел поправить свое положение, а при необходимости найти другую работу или получить новую, более высокооплачиваемую профессию.
В странах арабско-мусульманского мира государственное участие в сфере социальной защиты проявляется в таких формах, как предоставление льгот и субсидий для инвалидов, обеспечение доступности основных медицинских услуг, забота о материнстве и др. В Иордании, например, инвалиды пользуются существенными льготами на приобретение помещений для мелкорозничной торговли. Неудивительно, что в иорданской столице г. Аммане продавцами многих торговых ларьков и магазинчиков являются инвалиды. В Кувейте для открытия своего дела инвалиды имеют право на получение необходимых субсидий от государства. Здесь существуют специальные центры, в которых могут получить образование и профессию инвалиды разных категорий.
В ряде арабских стран государство дотирует здравоохранение, что при наличии системы медицинского страхования позволяет значительным слоям населения получать минимум необходимой медицинской помощи. В том же Кувейте она предоставляется почти во всех государственных лечебных учреждениях бесплатно или за очень низкую плату. Численность врачей и обслуживающего персонала в кувейтских больницах соответствует уровню развитых западных стран. Большое внимание здесь уделяется охране материнства и детства. Уровень детской смертности постоянно снижается. За последнюю четверть XX в. детей в младенческом возрасте стало умирать почти в 5 раз меньше. В средней школе ученики получают бесплатно учебники, форму, завтраки. На каждого ребенка его семье государством выплачивается ежемесячное пособие. О повышении качества медицинского обслуживания и общего уровня жизни в стране свидетельствует такой показатель, как средняя продолжительность жизни. В середине
90-х гг. XX в. она составляла в Кувейте 74 года для мужчин и 77 лет для женщин,
В нефтедобывающих арабских странах соблюдается определенное соотношение уровня зарплаты и социальных надбавок, что обеспечивает гражданам возможность удовлетворять свои разумные потребности вне зависимости от размера семьи и места ихтрудоустройства. Если местные жители работают на низкооплачиваемых должностях, то они получают от государства надбавки к своей зарплате. Но эта система не распространяется на приезжих. С целью экономии бюджетных средств правительственные органы активно используют в производственной сфере иностранную рабочую силу, которой не требуются социальные надбавки. Поэтому здесь крайне высок ее удельный вес в общей численности рабочих. В отдельные периоды 90-х гг. в Саудовской Аравии иностранные рабочие составляли 60%, в Омане — 70, Кувейте — 86, в Объединенных Арабских Эмиратах — 89, в Катаре — 92% от общего числа рабочей силы этих стран.
В некоторых мусульманских государствах накоплен инте-" ресный опыт социальной работы с лицами, находящимися в пенитенциарных учреждениях. В рамках помощи кувейтским заключенным практикуются выплаты поддерживающих пособий для членов их семей, оставшихся временно без кормильца. В отдельных иранских тюрьмах хорошо отлажена система психотерапевтической помощи. Так, в исправительном учреждении провинции Хорасан психотерапевты регулярно оказывают заключенным индивидуальную, групповую и семейную психологическую помощь. В штате этого учреждения имеются даже советники по питанию. Они принимают во внимание личностные и психологические особенности заключенных при назначении им суточного рациона. Гуманное и профессиональное отношение персонала пенитенциарного учреждения к заключенным получило международное признание.
Обобщая материал по странам арабско-мусульманского мира, следует подчеркнуть, что они существенно разнятся по уровню социально-экономического развития. В богатых арабских странах имеются достаточные возможности для обеспечения широкомасштабной государственной социальной помо-
щи в различных формах и проявлениях. Здесь лучше отработаны механизмы социального страхования. А в мусульманских государствах, располагающих меньшим экономическим потенциалом, основная роль по-прежнему отводится традиционным религиозно-семейным методам социальной защиты.
Таким образом, системы социальной помощи и поддержки, функционирующие в странах Азии, несут на себе отпечаток социально-экономического и культурно-цивилизаци-онного своеобразия этого крупного региона. Япония, будучи одной из наиболее индустриально развитых стран Азиатского континента, имеет во многом эффективную модель социальной работы. Динамично развивающийся Китай активно формирует действенную систему социального страхования, оставляя за государством важные функции регулирования важнейших процессов, происходящих в социальной сфере. Ряд стран мусульманского мира, и прежде всего богатые арабские государства, стремятся создать у себя современные системы социальной защиты, близкие по своей сути к моделям социальной работы, действующим в континентальной Западной Европе.
Располагая разными экономическими возможностями, различным интеллектуальным и природно-сырьевым потенциалом, страны Азии сохраняют в социальной сфере нечто общее, что можно охарактеризовать как традиционный фактор социальной защиты. Он находит свое выражение в особой социальной роли религии и семьи. Этот традиционный компонент социальной помощи и поддержки, вероятно, сохранит здесь свою приоритетную роль на ближайшую перспективу.
Контрольные вопросы к теме VIII
1. Особенности японской модели социальной работы.
2. Японская система фирменного социального обеспечения.
3. Роль традиционно-семейного компонента в системе со
циальной защиты Японии.
4. Традиционный характер социальной помощи и поддерж
ки в Китае.
5. Важная роль государственных и коллективных форм по
мощи в современном Китае.
6. Формирование новой китайской системы социального
страхования в конце XX —- начале XXI в.
7. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусуль-
манского мира.