Правовые основы страхования
Страхование затрагивает интересы практически всех субъектов экономики. В страховых компаниях и во внебюджетных страховых фондах концентрируются огромные средства, предназначенные для выплат страхователям. От соблюдения финансовых обязательств, принятых страховщиками, зависит финансовое благополучие населения, субъектов хозяйствования. Сохранность страховых фондов и их целевое использование, соблюдение взаимных обязательств страховщиков и страхователей требуют жесткого и постоянного государственного контроля и регулирования. Контроль и регулирование в свою очередь должны опираться на законы и иные нормативные документы.
В России формируется трехступенчатая система страхового права:
● Гражданский и Налоговый кодексы РФ (общее законодательство);
● специальные законы о страховой деятельности;
● нормативные акты правительства и министерств в области страхования.
Общее законодательствоохватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К общему законодательству относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс, кодекс Торгового мореплавания, Воздушный кодекс и множество федеральных законов. Эта база достаточно часто изменяется в связи с быстро меняющейся экономической ситуацией в России. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания организаций, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собой и государством, что важно для налогообложения и т.д.
Вопросы заключения и исполнения договора страхования, понятие обязательного страхования (причем в двух видах – за счет средств государства и за счет указанных в законодательстве лиц) в настоящее время регулируются гл. 48 ч. II ГК РФ «Страхование».
Налогообложение страховщиков и страхователей (граждан и юридических лиц) регулируется Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ). Затраты предприятий по обязательному страхованию относятся на их расходы в полном объеме, по добровольному страхованию - в размере, определенном НК РФ.
Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам страховой деятельности.
Специальное страховое законодательство, регулирующее «специфические страховые отношения», включает федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования. Важнейшим из них является Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который в первоначальной редакции носил название «О страховании». Он был введен в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 27 ноября 1992 г. Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"» было изменено первоначальное название закона, исключена глава II, посвященная договору страхования, и внесены некоторые другие изменения. Он регулирует отношения между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела и организацию государственного страхового надзора.
Отдельные виды страхования регулируются своими федеральными законами, как, например, обязательное медицинское страхование – Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»; морское страхование – Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в действующей редакции); авиационное страхование – ст. 131-134 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в действующей редакции). Все остальные виды обязательного страхования также регулируются специальными федеральными законами.
Внутренняя деятельность страховщиков различной организационно-правовой формы регулируется соответственно Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ « Об акционерных обществах», Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ « Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 27 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (в действующих редакциях).
Правительство в пределах своей компетенции утверждает изменения в условиях обязательного страхования и устанавливает приоритеты развития страхования.
В системе страхового законодательства особое место занимают
ведомственные нормативные акты. Речь идет о системе подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции.
В их числе следующие:
● Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.;
● Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 17 июля 2001 г.;
● Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России от 11 июня 2002 г. и др.
Кроме того, органы надзора выпускают методические документы и инструкции по различным вопросам страховой деятельности, рекомендованные или обязательные к исполнению страховыми организациями (например, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности и т.д.).
Главным источником ведомственных нормативных актов по страхованию является Министерство финансов РФ. Целью этих актов является собственно регулирование внутренней финансовой деятельности страховщиков для обеспечения требований Закона о страховом деле и ГК РФ.
Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государственных служб страхового надзора. В 2011г. самостоятельная служба страхового надзора вошла в состав Федеральной службы по финансовым рынкам.
Федеральная служба по финансовым рынкам:
· осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка РФ (за исключением банковской и аудиторской деятельности);
· является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений [8]
Функции страхового надзора определены Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 г. № 717 (далее – ФСФР)
Основные полномочия ФСФР:
● выдача лицензий на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности;
● ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений;
● контроль платежеспособности страховщиков;
· установление правил формирования и размещения страховых резервов и правил страхования по дополнительным видам страхования;
● установление показателей и форм учета страховых операций, отчетности о страховой деятельности;
● осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов;
● проведение аттестации страховых актуариев;
● осуществление выдачи страховщиками банковских гарантий и др.
Финансовое состояние и платежеспособность страховых организаций отслеживается и контролируется ФСФР РФ по нескольким направлениям:
● наличие оплаченного уставного капитала в размерах, которые соответствуют требованиям законодательства;
● наличие страховых резервов, соответствующих объему обязательств страховщика по договорам страхования;
● соблюдение нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств (расчет фактической и нормативной маржи платежеспособности);
● соблюдение квот на перестрахование.
По всем указанным направлениям контроля финансового состояния существуют нормативные требования, обязательные для исполнения страховщиками.
Для осуществления своих полномочий по надзору за страховой деятельностью ФСФР РФ вправе:
● получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, формы статистической отчетности, информацию об их финансовом положении, а также сведения о страховой брокерской деятельности;
● проводить проверки деятельности субъектов страхового дела по соблюдения законодательства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;
● обращаться в арбитражный суд с иском о признании страховых организаций банкротами в случаях, предусмотренных федеральными законами;
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. В настоящее время эти функции обеспечиваются Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в действующей редакции).
Итак, государство контролирует страховую деятельность с помощью общего и специального законодательства и подзаконных актов, а также специального органа – Федеральной службы по финансовым рынкам.
2.4. Условия деятельности иностранных страховщиков
в России
Участие иностранного капитала на страховом рынке РФ рассматривается как одно из направлений интеграции российского страхования в мировое страховое хозяйство, что является фундаментальной проблемой для нашей экономики.
Анализ сложившихся предпосылок развития экономики позволяет сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе приоритетной формой организации страхового бизнеса в РФ будут крупные страховые компании, а также крупные международные корпорации, капитал которых сформировался путем слияний и поглощений (об этом говорилось ранее в подразделе. 2.1).
Приход иностранных страховых компаний может стать мощным катализатором развития страховой отрасли, так как конкурентоспособное предложение зарубежных страховщиков, построенное на значительно бо́льшей финансовой устойчивости и многообразии страховых продуктов, привлекает в страхование новых клиентов.
Основным стратегическим преимуществом иностранных страховщиков является готовность осуществлять многомиллионные инвестиции с горизонтом более 10–15 лет и сравнительно большей доходностью на вложенный капитал.
Наряду с этим жёсткая конкуренция со стороны опытных иностранных страховщиков требует определенного протекционизма со стороны государства в целях сохранения и устойчивого развития национального страхового рынка. Речь идет о государственном регулировании интеграции иностранного капитала в российский страховой бизнес. В настоящее время условия деятельности иностранных страховых организаций на территории РФ регламентированы законом РФ «Об организации страхового дела в РФ». При этом понятие «иностранный страховщик» законодательно определено следующим образом: это страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %.
В целях поддержки и защиты российского страхового рынка от экспансии иностранного страхового капитала (в связи с вступлением России в ВТО) введены определенные ограничения для иностранных страховых компаний. Например, иностранные страховщики не могут осуществлять в РФ следующие виды страхования:
● страхование жизни;
● обязательное страхование;
● обязательное государственное страхование;
● имущественное страхование, связанное с поставками или выполнением подрядных работ для государственных нужд;
● страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
Суммарная квота на участие иностранного капитала в уставном капитале страховщиков установлена на уровне 25%.[9] В случае, если эта квота превышена или исчерпана, то ФСФР РФ прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
При этом страховая организация обязана получить предварительное разрешение ФСФР РФ не только на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов или их дочерних обществ, но и на отчуждение в пользу иностранного инвестора, включая продажу своих акций.
Эти требования касаются не только страховых организаций как юридических лиц, но и их акционеров. Так, российские акционеры (участники) также должны получить от ФСФР РФ разрешение на отчуждение принадлежащих им акций (долей) в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ.
Правительство РФ внесло на рассмотрение поправки в закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» – об увеличении квоты иностранного участия в капиталах российских страховщиков с нынешних 25% до 50%.
Рекомендации по увеличению размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организациях обусловлены рядом сложившихся на российском страховом рынке факторов [10]:
· совокупный уставный капитал 597 страховых организаций по данным государственного реестра на 30.06.2011 г. составил 161,2 млрд. рублей. Из них у 388 компаний размер капитала не соответствует новым требованиям закона, вступающим в силу с 01.012012 г.;
· объем недокапитализации российского рынка страховых услуг на 30.06.2011 г. составил около 45,3 млрд. руб.;
· объем недокапитализации крупнейших страховых организаций с иностранным участием составил 4,3 млрд. рублей. Преимущественно это компании, специализирующиеся на страховании жизни и универсальные страховщики (страхование иное, чем страхование жизни, и перестрахование). Таким образом, деятельность данных компаний находится под угрозой, так как по заявлениям представителей регулирующих и надзорных органов власти размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций в настоящий момент исчерпана и составляет порядка 40,3 млрд. руб.;
· в 2012 г. оценочно свободный размер участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций составит лишь 10,2 млрд. руб., что сопоставимо с покупкой иностранными инвесторами 1-2 российских страховщиков из Топ-40.;
· в случае принятии законопроекта об увеличении квоты до 50% и увеличения капитала всеми российскими страховщиками до требуемой величины свободный размер участия иностранного капитала составит 60,8 млрд. руб.;
· отсутствие иностранных инвестиций на российском рынке страховых услуг негативно отразится в частности на рынке страхования жизни, представленном достаточно большим числом иностранных страховщиков.
Рекомендации по увеличению квоты и снятию других ограничений для страховых организаций, принадлежащих иностранным инвесторам и их дочерним обществам, также неоднократно высказывались экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках консультаций и переговоров по присоединению Российской Федерации к ВТО.
Кроме того, учитывая перспективу вступления Российской Федерации в ОЭСР, представляется целесообразным распространить действие специальной нормы об изъятии части ограничений для страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств - членов Европейских сообществ, предусмотренной ст. 5 Закона о страховании.
Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность принципа демонополизации в организации страхования в РФ?
2. На какой государственный орган возложен государственный надзор и контроль в сфере страхования?
3. Чем обусловлена необходимость государственного регулирования страховых отношений?
4. Что является основанием для приостановления действия лицензии на страховую деятельность?
5. Какие документы необходимо предъявить в ФСФР РФ для получения лицензии?
6. Какой признак лежит в основе отраслевой классификации страхования?
7. Чем различаются добровольная и обязательная формы страхования?
8. Какие виды страхования относятся к некоммерческому страхованию?
9. Что понимается под иностранной страховой компанией, осуществляющей деятельность на территории РФ?
10. Каким образом регламентирована деятельность иностранных страховых компаний на российском страховом рынке?