Контроль таможенной стоимости и страны происхождения товаров, а также контроль за оборотом подакцизных товаров

В 2014 году продолжалась работа по развитию системы управления рисками (далее – СУР) в соответствии с международными стандартами риск-менеджмента, повышению автоматизации процесса управления рисками, обеспечению выявления рисков по всем направлениям таможенного контроля при совершении различных таможенных операций.

По итогам реализации СУР в 2014 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации утверждено 21 612 профилей рисков, из них 339 – общероссийских, 1 811 – региональных и зональных, 19 462 – целевых
(в 2013 году утверждено 9 379 профилей рисков, из них – 202 общероссийских, 707 – региональных и зональных, 8 470 – срочных).

В результате их применения таможенными органами в 2014 году дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 15,9 млрд. рублей, возбуждено 29 472 дела об административных правонарушениях (далее – дела об АП) и 736 уголовных дел, принято
14 710 решений об отказе в выпуске товаров и 10 736 решений о запрете
к ввозу/вывозу товаров.

Формированию единых подходов к применению СУР в таможенных органах способствовало утверждение решением коллегии ФТС России
29 мая 2014 года Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385).

В соответствии с данной концепцией определены основные стратегические цели применения СУР, которыми являются обеспечение эффективности таможенного контроля путем выбора объектов, форм и объемов таможенного контроля на основе оценки рисков, а также оптимизация ресурсов таможенных органов, сокращение сроков и издержек законопослушных участников ВЭД на совершение таможенных операций.

Значительное внимание уделялось взаимодействию с другими контролирующими государственными органами, а также с лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и с их профессиональными объединениями (ассоциациями). Так, 25 сентября 2014 года ФТС России совместно с Российской таможенной академией (далее – академия) проведена Межведомственная научно-практическая конференция по теме «Теория и практика использования стандартов управления рисками в деятельности федеральных органов исполнительной власти», в ходе которой участники рассмотрели научно-методические и практические вопросы применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности государственных органов. В работе конференции приняли участие представители двадцати одного органа государственной власти.

Реализованы мероприятия по повышению степени автоматизации СУР путем модернизации программных средств, обеспечивающих разработку профилей рисков и выявление рисков при различных таможенных операциях, а также внедрения новых видов динамических и семантических индикаторов риска.

Проведена значительная работа по совершенствованию применяемого субъектно-ориентированного подхода к управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД. Определено более двух тысяч участников ВЭД низкого уровня риска, на долю которых к концу 2014 года приходилось более 42% от общего количества оформленных деклараций на товары и более 56% от общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет (при импорте).

Применение субъектно-ориентированного подхода привело к сокращению сроков совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми в адрес участников ВЭД с низким уровнем риска, и снижению количества партий товаров, в отношении которых применяются меры по минимизации рисков.

В целом в результате совершенствования инструментов СУР отмечено снижение доли товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий (при ввозе – с 5,9% в 2013 году
до 4,3% в 2014 году, при вывозе – с 1% в 2013 году до 0,7% в 2014 году).
При этом увеличилась доля результативных таможенных досмотров с 16,5%
в 2013 году до 22,2% в 2014 году.

Для дальнейшего развития и применения субъектно-ориентированной модели СУР приказом ФТС России от 22 июля 2014 г. № 1408 создана рабочая группа, в рамках которой переработан перечень анализируемых критериев, характеризующих участника ВЭД, разработаны новые методики их оценки, подготовлены проекты правовых актов ФТС России для проведения с
1 июня 2015 года эксперимента по внедрению 3-уровневого категорирования участников ВЭД (для отнесения к категориям «низкого», «среднего» и «высокого» уровня риска).

Одним из основных направлений деятельности таможенных органов являлось выявление и пресечение случаев занижения таможенной стоимости перемещаемых товаров и необоснованного предоставления тарифных преференций.

В 2014 году осуществлено 215,2 тысяч корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в 2013 году – 267,6 тысяч), по результатам которых в федеральный бюджет дополнительно перечислено 23,4 млрд. рублей
(в 2013 году – 29,95 млрд. рублей). В результате вынесенных судебными органами решений не в пользу таможенных органов по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, сумма возвращенных таможенных пошлин, налогов в 2014 году составила 9,68 млрд. рублей
(в 2013 году – 11,78 млрд. рублей).

Сумма тарифных преференций, предоставленная таможенными органами в 2014 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила более 53 млрд. рублей, что в 1,5 раза меньше, чем в 2013 году (78,6 млрд. рублей). При этом при контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2014 году принято 5 806 решений об отказе в представлении тарифных преференций на сумму 258,7 млн. рублей.

Значительное внимание таможенных органов уделялось вопросам контроля за оборотом подакцизных товаров, что обусловлено, прежде всего, высоким уровнем налогообложения данной категории товаров и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.

В рамках реализации возложенной на ФТС России функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции в 2014 году организации – импортеры алкогольной и табачной продукции обеспечены акцизными марками в полном объеме.

Таможенными органами выдано импортерам алкогольной и табачной продукции 912,47 млн. акцизных марок, из них для маркировки алкогольной продукции – 698,51 млн. штук, для маркировки табачной продукции –
213,96 млн. штук.

В целях реализации возложенных на ФТС России полномочий по контролю за правильностью исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси в 2014 году осуществлялось методологическое сопровождение и контроль деятельности таможенных органов по исполнению обязанности по взиманию утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, ввозимых в Российскую Федерацию.

Общая сумма утилизационного сбора, перечисленного в федеральный бюджет в 2014 году, составила 43,7 млрд. рублей (в 2013 году перечислено в федеральный бюджет утилизационного сбора на сумму 49,5 млрд. рублей).

В целях совершенствования администрирования уплаты утилизационного сбора ФТС России совместно с ОАО «Минский автомобильный завод»
(далее – ОАО «МАЗ) с ноября 2014 года в соответствии с распоряжением
ФТС России от 5 ноября 2014 г. № 311-р начат эксперимент по внедрению технологии представления в электронном виде документов, необходимых для осуществления проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и проставления отметки об уплате утилизационного сбора, между уполномоченным таможенным органом и ОАО «МАЗ».

Наши рекомендации